АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ DACIA DUSTERБомба замедленного действияОн призван взорвать рынок кроссоверов – сначала в Европе, потом и у нас, в России. С боевыми возможностями «Дачии-Дастер» аккуратно разбирался Сергей Воскресенский. Фото автора и «Рено».Его принялись обсуждать еще до рождения. Иногда доходя до крайностей, вроде: «Какой-то он страшненький...». Серийная машина заставила скептиков замолчать, убивая главным аргументом – ценой. Шутка ли, за полноценный по размерам и оборудованию «паркетник» в Европе просят от 12 000 евро! Но это в странах Евросоюза, где уже продаются машины румынской сборки под маркой «Дачия». В России «Дастер» появится еще не скоро – предположительно лишь в конце 2011 года. Тогда его поставят на конвейер московского «Автофрамоса» и наделят привычной для нас маркой «Рено». Но познакомиться с новинкой уже сейчас – безусловно, очень интересно!За рулем 07/2010НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНОМарокканское путешествие обещало стать суровым. Нас ждала пустыня, точнее, выжженная африканским солнцем, пропыленная степь. Когда за бортом 37ºС, глаза первым делом ищут в салоне кнопку кондиционера и запасную бутылку с водой, а уже потом оценивают все остальное. Интерьер кроссовера не вызвал прилива эмоций. Он показался таким же бедным и тоскливым, как проплывающий за окном пустынный марокканский пейзаж. Здесь нет оазисов дизайнерского откровения. Вокруг однотонный, жесткий и шершавый пластик, простецкая ткань обивки, знакомые клавиши и регуляторы в центре передней панели – словом, корни базо-вого «Логана» прут из всех щелей. Особенно в этой, самой недорогой комплектации с бесхитростными плоскими сиденьями и регулируемыми вручную наружными зеркалами. А я-то, обнадеженный словом «кроссовер», ожидал увидеть нечто совершенно иное. Не знаю, что конкретно, но явно не эту скуку, где самая жизнерадостная деталь – серебристые ободки шкал приборов. А ведь снаружи все пристойно: мощные пропорции, подчеркнутые раздутыми арками колес, релинги на крыше и обилие сверкающего хрома. Это свойственно дорогим версиям. Но здесь они носят оттенок спартанской обстановки бедуинского шатра. Клавиша электрорегулировки наружных зер-26 кал зачем-то упрятана под рычаг стояночного тормоза. И даже заказная кожаная отделка на руле и рычаге коробки передач все равно смотрится небогато. Словно основу взяли на соседнем рынке. А вот простора в салоне не занимать – он огромен: к примеру, на втором ряду сидений места хватит на троих. И одну собачку. Создатели «Дастера» не скрывают, что новинка широко унифицирована с другими моделями концерна «Рено-Ниссан». Платформа В0 – общая для семейства «Логан» и «Сандеро». От последнего, кстати, и передние двери. Задняя подвеска переднеприводной версии заимствована у универсала «Дачия-MCV», у модификации 4×4 – многорычажная схема, напоми-нающая «Ниссан-Кашкай». В агрегатных донорах числится даже... «Мурано», поделившийся электромагнитной муфтой подключения задней оси. А непритязательность интерьера в какой-то степени даже во благо. Ведь «Дастер», будучи просторным и вместительным, не тяжел (снаряженная масса – 1160– 1250 кг), обладает приличной маневренностью и внушительным (210 мм) дорожным просветом. Да и технически вполне современен. Он может быть оснащен бензиновым (1,6 л) или одним из двух турбодизельных (оба 1,5-литровые, с разной степенью форсировки) двигателем, к нему 5- и 6-ступенчатая механические коробки. Та, что для версии 4×4, с «укороченной» первой передачей – для лучшей тягив трудных дорожных условиях. Так что на ездовых возможностях вроде не экономили. В чем надо было убедиться.ПО КАМНЯМНаш путь – жесткая гравийная трасса и приложения в виде многочисленных острых камней и огромных булыжников, коварно разбросанных по обочинам. Хороших дорог в Марокко немало, но «Дастеру» (причем в переднеприводном исполнении) предстояло продемонстрировать свои возможности именно здесь. Не впечатляет! Так, очень сдержанно оценю не выдающихся возможностей (зато экономичный!) 105-сильный бензиновый мотор. Не то чтобы автомобиль совсем «не едет», скорее,За рулем 07/201027 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ DACIA DUSTERВнешность и интерьер не очень гармонируют. Даже в самом дорогом исполнении салон выглядит по-спартански.к нему нужно привыкнуть. Если его пришпоривать частыми переключениями и постоянным подкручиванием двигателя до 4000–5000 об/мин, «Дастер» оживет. А вот тронуться с места, особенно в горку, – не самая легкая процедура: двигателю явно не хватает крутящего момента. Да и сцепление бензиновой версии настроено не лучшим образом – схватывает в самом конце. Вот уж где точно не помешала бы «короткая» первая передача. Иное дело турбодизель, пусть даже не самый мощный, 85-сильный. Здесь и сцепление работает как надо, и крутящего момента в достатке. Машина едет заметно легче и темпераментнее, по крайней мере до 90–110 км/ч. И переключаться приходится заметно реже. С комфортом у обеих версий все в порядке: умеренный шум двигателя,28За рулем 07/2010мягкая работа подвесок. На летящей навстречу дороге сплошные рытвины, камни всех мастей. Скорость под восемьдесят: кажется, вот сейчас уж точно лязгнут сработавшие до упора подвески. А «Дастер», словно посмеиваясь, лишь плавно покачивается. Действительно здорово! Причем это на изрытом выбоинами гравии. На асфальте же я вообще перестаю обращать внимание на неровности. Эх, к такой энергоемкости еще бы отличную управляемость! Увы, мягкие настройки ходовой части не рассчитаны на резкие маневры. На движение рулем автомобиль сначала отвечает креном кузова и только потом с ленцой начинает менять курс. На высокой скорости «Дастеру» также не хватает точности управления – машина немного, но «гуляет» по дороге.Подготовленная для оценки проходимости полноприводного «Дастера» внедорожная трасса явно не делала скидок автомобилю. Напротив, она позволила раскрыть все его возможности, не изведанные на обычных дорогах. Когда на затяжном подъеме (до 18 процентов, не меньше) сидящий справа инструктор попросил остановиться, а затем тронуться не нажимая акселератор, показалось – чего-то недопонял. Но автомобиль, недовольно забурчав 109-сильным дизелем, полез в гору на минимальных оборотах. Затем несколько головокружительных спусков, куда на таком, не оснащенном демультипликатором кроссовере я ни за что не сунулся бы, и напоследок – шикарное вывешивание колес, демонстрирующее возможности полноприводной трансмиссии и хо- АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ DACIA DUSTER ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади Радиус поворота, м Объем багажника, л Снаряженная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный цикл городской цикл смешанный цикл Двигатель Тип Расположение Конфигурация/число клапанов Рабочий объем, см³ Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин Dacia Duster 1,6 16V 1,5 dСi 1,5 dCi1160 11,5 165 A95/50 6,49,7 7,54315/1822/1695 2673 1560/1567 5,2 475/1636 1180 13,9 155 ДТ/504,9 5,7 5,1408/15701294 12,5 168 ДТ/505,3 6,5 5,6Трансмиссия предлагает три режима: передний привод, автоматическое подключение задних колес и постоянный режим 4×4.Приборная панель – одна из самых выразительных деталей интерьера. Возможности трансформации просторного салона традиционны для машины данного класса.бензиновый P4/16дизельный спереди поперечноP4/8 1461 17,6 63/85 15,7 80/10915989,877/105 5750148 37503750200 19004000240 1750переднеприводная М5полноприводная М6типа «Мак-Ферсон» упругая балка многорычажная реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые барабанные 215/65R16 У переднеприводной версии грузовой отсек больше на целых 67 л, и это при наличии полноценной запаски.Вместителен, добротен, очень привлекателен по цене. Если отбросить снобизм, многое в нем покажется честным и правильным.30За рулем 07/2010 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ DACIA DUSTERНе страшно! Не зря же эта «Дачия-Дастер» успешно выступила в женском ралли-рейде «Аиша де Газель».ДОСТУПНОСТЬ ПРОХОДИМОСТИ НЕ ПОМЕХАКак оказалось, получить приличный кроссовер с хорошими внедорожными способностями можно и не переплачивая тысячи евро за престижный бренд. Ниже в таблице – цены на «Дастер» и некоторые другие кроссоверы в Германии.Автомобиль «Дачия-Дастер» «Ниссан-Кашкай» «Рено-Колеос» «Тойота-RAV4» «Лада 4×4» Минимальная комплектация 1,6 л, 105 л.с., 4×2 1,6 л, 114 л.с., 4×2 2,5 л, 171 л.с., 4×2 2,0 л, 158 л.с., 4×2 1,7 л, 82 л.с., 4×4Обратите внимание: полноприводная трансмиссия и схема подвесок (соответственно и возможности на пересеченной местности) у машин под марками «Рено» и «Ниссан» почти не отличаются от примененных на «Дачии-Дастер».Максимальная комплектация 1,5 л, дизель, 109 л.с., 4×4 2,0 л, дизель, 150 л.с., 4×4 2,0 л, дизель, 173 л.с., 4×4 2,2 л, дизель, 177 л.с., 4×4 – Максимальная цена, евро 18 200 27 540 34 000 34 150 –Минимальная цена, евро 11 900 16 340 24 900 23 200 10 990ды подвесок. В экстремальных условиях «Дастер» проявил себя послушным, комфортным, маневренным, а главное – совершенно не напрягающим. Правда, первая передача показалась все-таки чрезмерно короткой. Да и тормоза с непривычки поначалу ощущаются недостаточно информативными и чуткими. Но в целом полноприводный «Дастер» способен на многое.ЧАСОВОЙ МЕХАНИЗМЗа объявленную в Европе цену я готов простить этому кроссоверу все его мелкие огрехи, а к особенностям готов привыкнуть. И чем больше я принимаю идеологию «Дастера», тем сильнее раздражают предполагаемые сроки его появления в России. Почему так долго ждать? Увы, много времени займет локализация производства. Кроме того, на время появления «Дастера» в России влияет и график вывода новых модификаций. Зато у нас с самого начала производства в машине будет автомат (но только на моноприводной версии) и бензиновый мотор 2,0 л. Не исключено, что появятся европейские дизели (85 или 109 л.с.). Стоит подождать! Главное – чтобы обещанные цены к указанному сроку остались столь же симпатичными.32За рулем 07/2010