ТЕХНИКАДВИГАТЕЛИ MERCEDES-BENZЭффективная бедностьДевиз инженеров-двигателистов «Мерседес-Бенца»: более эффективное сгорание при максимально обедненной смеси. Четко следовать ему – значит улучшить рабочие характеристики, снизив при этом расход топлива и объем вредных выбросов. Одним из первых в цилиндры бензиновых 6- и 8-цилиндровых моторов нового поколения заглянул Сергей Баландюк. Фото автора и «Даймлер».Новый V8 создан на базе предшественника – 5,5-литрового агрегата, который устанавливали на большие седаны, купе и вседорожники. Рабочий объем уменьшили на 15%, но мощность и крутящий момент выросли благодаря применению двух турбокомпрессоров – по одному агрегату на каждый ряд цилиндров. Компрессоры развивают давление до 0,9 бар, при этом турбины раскручиваются до 150 000 об/мин. Ради компактности радиаторы интеркулера с водяным охлаждением уложили в развал блока цилиндров. В «восьмерке» последнего поколения две отдельные цепи, приводящие механизмы газораспределения, – по одной на каждый из блоков цилиндров. Специалисты утверждают, что такая схема позволяет снизить шум при работе. Еще одной цепью от коленвала приводится масляный насос.На двигателях V6 и V8 применен непосредственный впрыск третьего поколения. Форсунки «Бош» с пьезоэлементами подают бензин несколькими дозами (до пяти за такт) под давлением до 200 бар. Количество порций топлива и объем заряда изменяются каждые 0,1 мс в зависимости от нагрузки и оборотов. Система зажигания выдает до четырех вспышек за такт с интервалом 1 мс – для более полного сгорания первый раз смесь поджигается еще до контакта со стенками камеры сгорания.156 За рулем 07/2010 Еще одна любопытная новинка 8-цилиндрового мотора – двухступенчатый масляный насос, поддерживающий на малых оборотах постоянное давление в магистрали – 2 бар. После 3000 об/мин давление удваивается. Это помогает избежать масляного голодания на низких оборотах и, напротив, избыточного давления масла на высоких. Кроме того, меньше сил из мотора стали вытягивать вспомогательные агрегаты: водяной насос с усовершенствованным терморегулятором, ТНВД с регулируемой производительностью, «умный» генератор.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ» И ИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ОбозначениеТип Рабочий объем, см³ Степень сжатия Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н·м при об/мин Расход топлива ЕС, л/100 км Выбросы СО2, г/кмМ273V8, атмосферный 5461 10,7:1 98 90,5 285/388 6000 530 2800–4800 12,3 288М278 (новинка)V8, с двойным турбонаддувом 4633 10,5:1 92,9 86 320/435 5250 700 1800–3500 9,5 224М272V6, атмосферный 3499 10,7:1 92,9 86 200/272 6000 350 2400–5000 10,0 234М276 (новинка)V6, атмосферный 3499 12,2:1 92,9 86 225/306 6500 370 3500–5250 7,6 177Герхард ДОЛЛ, специалист департамента конструирования двигателей концерна «Даймлер»V6 под заводским кодом М276 – атмосферный двигатель, хотя в нем заложены конструктивные решения, позволяющие превратить его в наддувный. Наиболее заметное отличие двигателя от предшественника – уменьшенный с 90 до 60º угол развала блока цилиндров, благодаря чему удалось компенсировать неуравновешенные моменты инерции первого порядка и избавиться от балансирного вала. Оптимизировали и рабочий процесс. В зависимости от нагрузки и оборотов в камере сгорания формируется либо однородный, либо послойный (богатая смесь возле свечи и бедная – у стенок камеры сгорания) заряд из топливо-воздушных паров. Данное решение позволяет комбинировать солидные мощностные характеристики и отличную топливную экономичность.Мы будем и дальше вести работы по двигателям внутреннего сгорания – эра, когда электромобили смогут перемещаться на большие расстояния, пока слишком далека. Компания всегда была первооткрывателем в области моторостроения. Сейчас же наше преимущество – в наиболее эффективном использовании самых прогрессивных технологий.На правах рекламы