180
181
БЕЗОПАСНОCТЬПРОТИВ ПОЖАРА ПРИКУРИВАТЕЛИ И РОЗЕТКИХуже – только куритьНашумевший недавно сюжет о сгоревшей новенькой «Хонде» жительницы Подмосковья породил споры на тему «Кто виноват?». Свои соображения на сей счет у Алексея Воробьева-Обухова и Михаила Колодочкина.ПРИНЦИПИАЛЬНО И ПРОИЗВОЛЬНОПрикуриватели не горят. А штекеры? Три штекера – и такой разброс в размерах! Тот, что диаметром больше 21 мм, в гнездо вообще не влезает.Виновником пожара признали зарядное устройство для телефона, подключенное к  гнезду прикуривателя. Владелицу автомобиля искренне жаль. Но  сейчас нас интересует не  причина возгорания конкретного авто, а общий вопрос: не опасно ли вставлять в такое гнездо что-то, кроме штатного прикуривателя? Аргументы вроде «да мы все так делаем!» неубедительны. Неоспоримый авторитет в  подобных спорах  – изготовители автомобилей: что они скажут, то и верно. Однако у всех по-разному. «Хёндай», например, вставлять в гнездо прикуривателя электрические приборы разрешает, однако только те, что с его клеймом. «Форд» допускает вставлять разъемы, но  опятьтаки с  условием: соответствующие некоему стандарту SAE (номер стандарта не  указан, а  если  бы и  был назван, что с  того простому потребителю?). «Сузуки» категорически запрещает использовать гнездо для подключения посторонних потребителей. Настолько же принципиальна компания «Чери». А вот другой «китаец» – ZX не против, лишь бы ток потребителя не  превышал 10  А... Сколько производителей, столько и рекомендаций. А  что говорят стандарты? В них ясности не больше.У ВАС КАКОГО РАЗМЕРА?По мере расширения фронта борьбы с  курильщиками, а  вместе с  тем с  развитием разнообразных подключаемых девайсов прикуриватель стали подменять схожей с  ним розеткой. Она изначально предназначалась для подключения внешних потребителей и  выглядела точно так  же, вплоть до  размеров. Однако в  ней нет биметаллической пружины-захвата. Прикуриватель в  такой розетке работать не будет, а вот штекер дополнительного устройства эту разницу практически не чувствует. Одна беда: поскольку центральный контакт штекера подпружинен, плохо подобранная вилка может легко выскочить из гнезда.ПЕРЕГОРАТЬ НЕ ОБЯЗАНПрикуриватель появился раньше, чем бортовая розетка. Его запатентовала фирма «Моррис» в  1921  году, а  на автомобилях он прописался примерно четыре года спустя. Нехитрую автоматику на основе биметаллического саморазжимающегося захвата придумали в 1956-м. Тогда же хватило ума унифицировать размеры гнезда прикуривателя – они описаны в стандарте SAE J563 и  не  меняются уже более полувека. И  все равно существует два типоразмера! Гнездо А должно быть с внутренним диаметром 20,97  ±  0,04  мм, оно предназначено для прикуривателей с диаметром корпуса 20,805 ± 0,075 мм. Гнездо  В чуть больше: 21,455  ±  0,045 и  21,18  +  0,15 (–  0,05)  мм соответственно.180 За рулем 07/2010Вопросом, какими должны быть гнезда, похоже, никто не  занимается  – ни  за  рубежом, ни  у  нас. В  головном НИИ  автоэлектроники профильный отдел вообще расформировали. Так что предлагает потребителю рынок? Посмотрите на  фото. Мы легко нашли три штекера, диаметры которых увеличиваются с  шагом в  миллиметр. Какие там сотые, прописанные в  стандарте! Более того, контакт «массы» на одном из них настолько «уехал» назад, что при вибрации вилка выпадает из  гнезда прикуривателя/розетки. Отсюда угроза возникновения искры, перегрев и, как следствие... сами знаете что. На  другом образце штекера кольцевой контакт должен фиксироваться штатной биметаллической пластиной гнезда прикуривателя, вот только штекер в него вообще не влезает! Нам возразят: электрическая цепь гнезда прикуривателя защищена предохранителем, который в  случае чего обязан перегореть! Предохранитель выручает не  всегда. Смотрите, штатный прикуриватель работает в  кратковременном режиме и не успевает раскалить гнездо своим жаром. Когда  же вместо него вставите тот  же зарядник для мобильника, который плохо контачит, искрит, греется, но при этом не выходит за допу- МОЖНО, ЕСЛИ ОСТОРОЖНОили розетки дополнительное оборудование (и против этого не возражает руководство по эксплуатации), оцените потребляемую им силу тока: она не должна превышать 10 А при 12 В, что соответствует мощности 120 Вт. Опасными могут стать преобразователи напряжения на 220 В или адаптеры для ноутбуков, пылесосы, кофеварки, подогреватели сидений, компрессоры, минимойки, полировщики. Обязательно прочитайте приложенную к ним документацию. ■ Зарядные устройства для мобильников, ионизаторы, адаптеры для навигаторов, миниатюрные телевизоры в исправном состоянии потребляют заведомо меньший ток. Чтобы так и было, не приобретайте изделия у придорожных коробейников – велика вероятность наткнуться на приборы некачественной сборки. Сэкономите копейки – можете потерять автомобиль. Ей-богу, спокойнее не пожадничать и совершить покупку в фирменном салоне дилера или солидном магазине.■ Если решитесь подключить в гнездо прикуривателяНа «Гетце» установлены и прикуриватель (слева), и розетка. Хорошо видны разные конструкции торцевого контакта. Обратите внимание и на разную высоту установки контакта «массы».■ Штекер обязан плотно держаться в гнезде (или розетке) и не должен выстрелить из него при малейшем пошатывании. Эту проверку нелишне повторять в пути, особенно если дорога ухабистая. К тому же, прикасаясь к штекеру, вы сможете почувствовать перегрев. Хорошо, если внутри электропотребителя установлен дополнительный предохранитель (поищите указание об этом в инструкции к прибору). ■ Спиральный провод подключенного устройства не должен быть туго натянут. Если ослабить натяжение подвижкой электропотребителя не получается, попытайтесь растянуть провод руками; лучше получится, если подогреете его феном. Пружинящий эффект ослабнет, и провод перестанет вытягивать штекер. ■ Не оставляйте без присмотра машину с подключенным оборудованием, особенно если прикуриватель (или розетка) не обесточивается, когда вынимаешь ключ из замка зажигания. Это, пожалуй, самое главное, если хочешь предупредить пожар.уверены в  его качестве? Мы  – нет. Прикиньте, чем это чревато. И  учтите, что даже самый лояльный производитель сделает каменное лицо, когда автомобилист-погорелец, он же обладатель прибора неизвестного происхождения, потребует компенсацию за потерю.На правах рекламыстимые рамки по  току, предохранитель останется целехонек... Насколько вероятен худший ход дальнейших событий? Ответьте сами, вспомнив: разве, соблазнившись ценой и  пристойным внешним видом, не  покупали товар, предлагаемый услужливыми уличными торговцами? Можете быть