БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ PONTIAC GRAND VILLEВ погоне за «Миражом»Он родился в эпоху расцвета американского автомобилестроения, времена так называемого застоя провел в СССР, нынче живет уже совсем в другой стране. Сергей Канунников пытался восстановить жизненный путь 38-летнего «Понтиака». Через видоискатель за ним следил Александр Кульнев.230 За рулем 07/2010 Конечно, черно-белое кино на экране телевизора «Рубин» неидеально передавало пижонское обаяние огромного купе. Да и вообще, автомобиль как-то необычно вписался в сюжет советского сериала по американскому роману. Из детектива Джеймса Чейза «Весь мир в кармане», как водится, сделалисоциальную драму. При этом на шикарном «Понтиаке» разъезжали бедные, едва сводящие концы с концами американцы, решившие ограбить инкассаторский фургон. Его роль, кстати, исполнила наскоро перелицованная «Нива». Остальные автомобили в трехсерийном фильме Рижской киностудии «Мираж» (режиссер – АлоизБренч) были гораздо менее эффектные – европейские, как правило. На то, что «Понтиак» совсем не новый (в год премьеры фильма, 1983-й, ему стукнуло одиннадцать), советские телезрители внимания особо не обращали. Главное – он выглядел атрибутом другого мира, загадочного, непонятного и оттого еще более притягательного...За рулем 07/2010 231 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ PONTIAC GRAND VILLEПрошло более четверти века. И вот я открываю огромную дверь именно того, снявшегося в подзабытой картине «Понтиака-Гранд Виль». Светлый, немного потемневший от времени салон с гигантскими диванами и тонким рулем. Из подлокотника переднего сиденья, вероятно, можно сделать вместительный дорогой чемодан. Не жалели материалов в те далекие годы! В такой машине в первый момент чувствуешь себя ребенком, затем проникаешься к себе же уважением – причастен к сладкой жизни! Ох уж этот американский инженерный ум: почти 5700 мм длины и 3200 мм базы, 7,5 л рабочего объема классической «восьмерки», кондиционер... и ручные стеклоподъемники! Правда, для своей страны и эпохи «Понтиак» не был уж очень дорогим автомобилем. Но все же предназначался зажиточному американцу, ценителю full-size. Именно такие машины в США называли полноразмерными, а все, что меньше, – не слишком уважаемые компакты. Топливная экономичность? Помнится, герой романа Джона Апдайка Кролик с ностальгией вспоминал времена, когда, сняв крышку воздушного фильтра и заглянув в карбюратор (вот в такой четырехкамерный «Рочестер»), можно было наблюдать, как бензин бежит, словно вода из бачка унитаза. Зато на таком автомобиле не стыдно подъехать к фешенебельному клубу232 За рулем 07/2010СИМВОЛ СЛАДКОЙ ЖИЗНИ Погрузившись в этот мир, проникаешься какой-то ребячьей радостью. Справа от спидометра пульты управления климатом (сверху) и приемник (снизу). Тахометр, как и третья педаль, в такой автомобиль не вписывается.или зарулить во двор нарядного особняка – если, конечно, ширина дорожки позволит. Интересно, задумывался о такой проблеме тот, кто привез уже поезженный «Понтиак» в СССР? Говорят, это был советский моряк, ходивший в загранрейсы. Наверняка не простой моряк. Какими глазами смотрели на человека, рассекающего на этом крейсере реку «москвичей», «запорожцев», «жигулей» и недостижимых престижных «волг», вспомнить нетрудно. Широких дорог у нас было немного, зато места на стоянках вдоволь. А 93-й бензин стоил вдвое дешевле пива – 20 копеек за литр... Небанальный выбор, и я, признаюсь, понимаю того парня. Плавно проплывая по узеньким улочкам, старательно заправляю в повороты огромный зеленый рояль капота. Реакция на движение рулем, который можно без труда крутить двумя пальцами (даже с самыми шикарными и длинными ногтями), как водится у американцев, сдержанная, если не сказать нахально-ленивая. На газ давлю осторожно. Но искушение неодолимо! И вот, свирепо рыкнув и присев на багажник – кажется, вот-вот заденет длиннющим задним свесом асфальт, – «Гранд Виль», как молодой, срывается с места. Возле бензоколонки мешаю всем. Ничего, вам, господин, придется объехать впритирочку, ну а вам, мадам, – подождать, пока я пройду три метра до бака да залью в эту бездну достойное такой машины количество литров. После десятка стрелка презрительно дрогнула, сместившись от нулевой отметки на какой-то микрон. Ну а теперь надо подкачать шины, а для этого снять роскошные колпаки. Это вамПО ПОЛНОЙ«Понтиак-Гранд Виль», типичный американский full-size, выпускали с 1971 по 1975 год (до 1972го – на платформе C-body, с 1973-го – на В-body). Ранний вариант оснащали двигателями V8 – 6,5 л, 185 л.с. и 7,5 л, 200 л.с., кузова – седан, купе (по американской терминологии – двухдверный седан), кабриолет. Всего построили 27 652 автомобиля, в том числе 4519 кабриолетов и 7447 купе. не хлипкая пластмасса! Стали, наверное, хватило бы на ведро, хрома, коей она покрыта, – на отделку нынешней малолитражки... Наконец выруливаю на дорогу. Тем, кто вроде бы еще далеко, все равно придется притормозить. Это – пока нос «Понтиака», там сзади еще много чего! В год рождения этого «Понтиака», в мае, СССР посетил президент США Ричард Никсон. Политически модным стало слово «разрядка». А осенью провели знаменитую серию хоккейных матчей с канадцами. Как писали тогда, мы «развеяли миф о непобедимости канадских профессионалов». Но иные мифы оставались. Американские машины еще много лет выглядели пришельцами с другой планеты, где какаято непонятная и, наверное, очень красивая и благополучная жизнь. За прошедшие десятилетия мы узнали много нового и о той жизни, и об американских автомобилях... Плавно и мягко покачиваясь, «Понтиак» везет меня по узеньким европейским улочкам. Кстати, тут поблизости, в Латвии, авторы «Миража» снимали и заокеанский город, и американские хайвеи. Ну а горы, по которым «Понтиак» таскал прицеп с подозрительно похожим на «Ниву» броневиком, – конечно, в Крыму. По латышскому хайвею в советском фильме про американскуюОТ КРИЗИСА ДО КРИЗИСАжизнь, словно миражи, ездили скромные европейские «форды» и тягачи «Шкода» с рефрижераторами «Алка»…В ФИЛЬМЕ СНИМАЛИСЬ... Кожи только с двери хватило бы, кажется, на куртку. Но регулировка зеркала и опускание стекла – вручную. Вот это действительно Диван! Именно с большой буквы!«Понтиак», родившийся через 13 лет после выхода романа Чейза, так увлекшего советских кинематографистов, в 1983-м в США выглядел ностальгическим, но архаичным воспоминанием о звездных годах американского автопрома, ну а в СССР – недостижимой роскошью. Теперь эта роскошь кажется не столько помпезной, сколько наивной. Красавец-двигатель нещадно дымит. Загоняли! Зеркало слева неродное – настоящее пало жертвой аварии. Рессоры сзади изрядно просели, что придало и без того приземистой машине совсем уж расслабленный вид. Но шарм, тем не менее, остался! Мы с «Понтиаком-Гранд Виль» (само имя, как песня!) дефилируем вдоль особняков, многие владельцы которых и сегодня не отказались бы от такой машины, теперь уже коллекционной. И кажется, автомобиль вновь привез в какой-то другой, загадочный, а потому заманчивый мир. Мираж? Конечно, но такой притягательный! Редакция благодарит Мариса Межипуте за предоставленный автомобиль и помощь в организации фотосъемки.За рулем 07/2010 233