КУРЬЕРПОБЕДА-65ЕСпасибо деду за победу!ще не успел этот слоган явиться на сотнях машин, мы уже услышали голоса новей и внуков военных по как сы во дителей. Память, гордость, скорбь – они в откликах читателей на призыв журнала: «Вспомнить!». Нет, не гро зит забвение труженикам воен ных дорог... Напоминаем: публика ция текстов и фото в рубрике «По беда65» продолжается. Ждем ваши послания!Яков Иванович Клименков (13.02.1915–03.04.1996)Не сразу узнал о вашей акции к Дню Победы, но оказалось, она еще продолжается. Так и должно быть в юбилейном году. Мой дед всю войну прошел за рулем полуторки. Родом он из деревни Хлопотное Духовщинского р-на Смоленской области. В октябре 1939-го был призван в армию, служил шофером полка связи, участвовал в финской войне до марта 1940 года. Демобилизовался, а уже на второй день Отечественной войны, 23 июня 1941-го, снова был призван, на этот раз шофером в санитарную роту. Участвовал в оборонеМосквы, в Курской битве, освобождал Киев, штурмовал Берлин. Замечательный День Победы встретил в Праге. Вспоминал мой дед про войну очень редко, но в памяти остался его рассказ, как 29 февраля 1944 года он эвакуировал с поля боя тяжело раненного генерала армии Николая Федоровича Ватутина, в то время командовавшего 1-м Украинским фронтом. Дед был несколько раз ранен. Награжден орденами и медалями. После войны (можно сказать, до конца жизни) проработал шофером. На фото он среди деревенских ребятишек со своей полуторкой. Андрей Колпаков, внукАлександр Владимирович ЛяушинНаша неприхотливая полуторка верно служила и на фронте, и в тылу.Дорогая редакция! Пишет вам сын ветерана Великой Отечественной. Отец был человеком скромным и мало что говорил о войне, но остались фотографии тех лет, красноармейская книжка, медали и удостоверения к ним. Из документов известно, что на войну папа попал 10 марта 1943 года, в 7-й ЗаТихон Юдаевич Коровинпадный полк связи. Рассказывал, как при обстреле, когда восстанавливали связь, друга-напарника разорвало миной... Говоря об этом, отец не мог сдержаться – у него наворачивались слезы, чего в других обстоятельствах я никогда не замечал. Позже стал водителем, об этом есть запись в красноармейской книжке. В мирное время не изменил военной профессии до са-мой пенсии. Сколько помню, всегда выписывал журнал «За рулем», не выбросил ни одного экземпляра. Он привил нам с братом любовь к автомобилям: сначала мы рассматривали картинки и фото, а затем и сами стали вашими постоянными читателями. Хочу поздравить всех с 65-летием Победы, особенно ветеранов. Константин Ляушин, сын женщин, стариков и детей. Дивизия освобождала Бобруйск, Калинковичи, Барановичи, а в августе 1944-го, форсировав Западный Буг, вступила на территорию Польши. Принимала участие в освобождении Варшавы и взятии порта Данциг (Гданьск), после чего были бои в Померании и форсирование Одера. Довелось деду повоевать и с Японией на Дальнем Востоке. До последних дней он берег множество благодарностей командования, а самой дорогой наградой для него был орден Славы, который по сей день хранит наша семья. Из военных фото располагаю только одним – к сожалению, без автотехники. Не получилось, видно, у деда в нелегких военных условиях сфотографироваться у своего автомобиля. Евгений Коровин, внукХочу рассказать про деда, через судьбу которого тоже прошли тяжелые километры фронтовых дорог. Срочную службу он начал еще в октябре 1936 года мотористом 18-го авиаотряда и в 1938-м участвовал в боях у озера Хасан. После службы вернулся в свое село Ефимовка Оренбургской области. Но ненадолго: уже в августе 1941-го его снова призвали, и с октября он участвовал в боях. Ему довелось защищать Москву и Сталинград, а весной 1943-го в районе Курска попал в окружение и некоторое время скрывался у местной жительницы. Полицаи прознали про это и отобрали у нее корову – наказали за молчание, деду же пришлось прятаться. (После войны хотел отблагодарить женщину за свое88За рулем 07/2010спасение, но не удалось.) Перешел линию фронта и попал к своим. После проверок снова стал в строй боевых водителей – на этот раз в составе 247-го отдельного истребительного противотанкового артдивизиона 354-й стрелковой дивизии. Военным шоферам, особенно на передовой,было нелегко обеспечивать своевременный подвоз боеприпасов и смену позиций орудий для борьбы с танками фашистов. Дивизия с боями прошла от Курской дуги до Белоруссии, где в марте 1944-го освободила из немецкого лагеря в окрестностях Озаричей 9 тысяч заключенных – Михаил Илларионович ТкаченкоЭто мой родной дядя, старший брат матери, от которой я получил часть информации для письма в редакцию. Дядю Гришу хоронили всей деревней в мужской праздник – 23 февраля: человек он был здесь известный. Курсы шоферов закончил еще в начале 1930-х и был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке – фотография, наверное, того времени. Демобилизовавшись, уехал работать шофером в Рыбинск, откуда ушел на фронт в начале войны. Через какое-то время стал водителем машины командира полка или соединения (точно не знаю) гвардейских минометов – «катюш». Как вспоминал дядя, командир был москвичом, очень хорошим человеком. Отец командира, провожая сына и его водителя на фронт, дал каждому по серебряному полтиннику и сказал: «Берегите – это ваша жизнь...». Очень часто они попадали под сильнейшие бомбежки, и после каждой командир говорил: «Товарищ Лескин, посмотрим полтиннички?». Вытаскивали их: «Целы!». Командир берег своего водителя, часто отправлял в тыл с огневых позиций: «Доберусь сам!». Может, поэтому за время войны дядя ни разу не был ранен. После войны дядя Гриша жил в деревне, как тогда говорили, колхоза-миллионера. Вначале работал водителем, а последние 10– 15 лет – механиком. Было у колхоза около двадцати ГАЗ-51А. Однажды в областной газете «Коммунист» поместили заметку о том, как хорошо стали жить колхозники: один из них, Григорий Лескин, купил… «Волгу» ГАЗ-21! На самом же деле таким образом колхоз «оформил» покупку председательской «Волги» – иного способа обзавестись машиной не было. Александр Трифонов, племянникГригорий Ананьевич Лескин (1913–1974)Отправляю фото моего отца – участника войны, воевавшего и за рулем автомобиля. Призвали его в 1944-м в учебный полк под Рязанью. Оттуда направили на 1-й Белорусский фронт, в 71-й полк, который готовился к боям на Висловском плацдарме. После наступления на целый месяц попал в госпиталь, а затем воевал стрелкомрадистом в 48-м танковом полку. Участвовал в боях за Берлин. Победу встретил уже водителем в горо-де Альтрупин. Вначале ему доверили «Форд-6», потом «Мерседес» командира полка, подполковника Семена Калабухова, который прошел всю войну от звонка до звонка. После демобилизации отец вернулся в родное село Сырово Николаевской области, где живет и поныне. Работал водителем в колхозе на разных машинах – ЗИС-5, ГАЗ69, ЗИЛ-130, ГАЗ-53. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги» и другими. Спасибо журналу за «Победу-65»! Владимир, сынВасилий Егорович ПрошутинскийТрофейные «мерседесы» доверяли самым надежным водителям.БлагодаримОт всех нас – огромное спасибо за публикацию в майском номере журнала «За рулем» о нашем дедушке и прадедушке Толбанове Александре Александровиче. Большая семья Волковых От редакции. Большая просьба: указывайте сведения, необходимые для выплаты вам вознаграждения, – фамилию, имя, отчество, адрес (с почтовым индексом), дату, место и год рождения, паспортные данные (номер, кем и когда выдан), а также номер страхового свидетельства Пенсионного фонда и номер ИНН. На электронном сообщении или на почтовом конверте укажите – «Победа-65». Спасибо.Рядовой Тютин, водительМой восьмилетний сын Виталий увлекся репортажами с Формулы-1, и я стала покупать ему ваш журнал – для расширения кругозора. В апрельском номере его заинтересовала статья о фронтовиках, чья служба в годы войны была связана с автомобилями и техникой. В память о его прадедушке и моем деде Василии Егоровиче Прошутинском мы решили написать несколько слов. Он родился в 1905 году в Иркутской области, в деревне Головское. Вместе с родными братьями, Иваном и Георгием, ушел защищать Родину. Дедушка работал шофером, не оставил руль и в военное время: участвовал в доставке продуктов и медикаментов жителям блокадного Ленинграда по «Дороге жизни». Погиб в Восточной Пруссии 15 января 1945 года. На фотографии, которая у нас осталась, он еще в довоенное время, в 1938 году. Спасибо всем ветеранам за то, что есть мы и наши дети! Яна Прошутинская, Хабаровск, внучкаНа снимке, который сделан 9 мая 1945 года у рейхстага в Берлине, «эмка» ГАЗ-11-73 командира 88-го отдельного тяжелого танкового полка. Благодаря исключительному мастерству и бережному отношению рядового Тютина к машине, она прошла от Сталинграда до Берлина. На ветровом стекле – заслуженные награды полка: ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова III степени, Кутузова III степени, Богдана Хмельницкого II степени. А на снимке (справа налево) – командир полка П. Мжачих, водитель Тютин, заместитель командира полка Ф. Жаркой, адъютант командира полка Молотков. Михаил Жаркой«Эмка», известная советская легковушка той поры, в умелых руках была способна на многое.За рулем 07/201089