172
173
174
175
РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ SUZUKI JIMNY (1998 – н.в.)Упрямый малыйМаленькие машины в обслуживании обычно доставляют не меньше хлопот, чем большие. Свойственно ли это и «Сузуки-Джимни», выяснял Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.РЫСАЧИТЬ НУЖНО В МЕРУМногие смотрят на него снисходительно: что за  «джип» такой, если от  его носа до хвоста чуть больше трех с половиной метров! Багажничек крохотный – вдвое меньше, чем у «Оки»... Конечно  же, «джима» покупают не  картошку возить, а  ради удовольствия  – у  машинки потрясающая проходимость. В  чем я убедился на  одном из  слетов клуба джиперовэкстремалов. На  трассе эта мелюзга на  равных боролась с  огромными вседорожниками и,  более того, выигрывала некоторые упражнения. Сила автомобиля не  только в  параметрах геометрической проходимости. Даже конструктивно «Джимни» не  отличается от настоящих вездеходов: у него неразрезные мосты, прочная рама, к  которой крепятся кузов и двигатель с агре172 За рулем 07/2010гатами трансмиссии, раздаточная коробка с  понижающей передачей. Однако обольщаться не  стоит: иной экстремал и балку моста загнет в бараний рог! Но  не  будем рассматривать столь специфические поломки, а  поговорим о  том, с  чем можно столкнуться при штатной эксплуатации.ПО РЕГЛАМЕНТУ И ХИТРОСТЬЮУ  кузова одно слабое место: частенько проступает ржавчина на рамках боковых дверей и  под стеклом распашной двери багажника  – некоторые машины перекрашивали еще во время гарантийного срока. А  поскольку силовые элементы кузова устойчивы к коррозии, многие владельцы по  поводу ржавчины на  дверях не  переживают: дескать, сгниют до дыр, тогда их и поменяю.Наиболее часто возникающая проблема с  электроникой связана с  неустойчивой работой двигателя М13А на машинах первых выпусков при прогреве зимой. Этот мотор в  2005  году пришел на смену G13B (оба – 1,3 л, см. Историю модели). Его особенность не только в том, что привод ГРМ у него цепной (у  предшественника  – ременный),  – он и  в  отношении экологических требований совершеннее: если старый мотор соответствовал нормам Eвро  III, то новый укладывается в Eвро V. Наша, российская беда лишь в  том, что японские разработчики не учли специфики суровых зим и временами встречающегося паршивого топлива – оставили настройки блока управления двигателем такими  же, как для остальных рынков. Поэтому зачастую сразу после пуска двигатель «троил» и лишь после того, как слегка прогревался, начинал работать устойчиво. Владельцы били тревогу: не  пострадает ли дорогущий нейтрализатор от пропусков воспламенения? Но вскоре успокаивались – на практике ничего похожего почти не случалось. Спустя пару лет завод модифицировал электронные программы (их четыре, в  зависимости от  комплектации авто). Идентификаторы (номера программ) приведены в  таблице. Если вы не  первый владелец и  не  знаете, перепрошивали блок управления или нет, наведайтесь к  ближайшему дилеру. Распознать номер программы с  помощью сканера – минутное дело. Можно или программу поменять, или ее обмануть. Сообразительные нашли простой способ: при первых признаках «троения» глушат двигатель, тут  же вновь его заводят  – и  мотор работает ровно, как ни в чем не бывало. Примерно с  2006  года взамен стального натяжного ролика поликлинового ремня стали применять пластиковый. Однако он иной раз не доживал и  до  30  тыс.  км  – разваливался. Тогда вернулись к  старой конструкции, при этом в запчасти поставляют оба варианта. Брать пластиковый стоит только от  безысходности. Ремень по  регламенту положено менять каждые 90  тыс.  км, но  рисковые тянули и  до 150 тыс. км. Теперь о моторе G13B. Менять ременный привод его ГРМ  – святое! Если не  представляете, сколько он отходил,  – замените немедля. Выйдет дешевле, чем ремонтировать двигатель после встречи клапанов с  поршняСалон после рестайлинга. Вместо рукоятки раздатки на центральной консоли появились три удобные кнопки. Рычажок открывания капота наконец-то переехал из бардачка в привычное место, левее педалей.ИСТОРИЯ МОДЕЛИ■ 1998 Дебют «Сузуки-Джимни» (JB-серия). Кузова: 3-дверный универсал (SUV), кабриолет. Двигатели: бензиновый с турбонаддувом, Р3, 0,66 л, 47 кВт/64 л.с.; бензиновые – Р4, 1,3 л, 59 кВт/80 л.с.; Р4, 1,4 л, 60 кВт/82 л.с. (только для испанского рынка). Привод полный с жестко подключаемым передним мостом (раздаточная коробка с передаточными числами 1,320/2,145), М5 или А4. ■ 2004 Появились машины с дизельными двигателями с турбонаддувом: Р4, 1,3 л, 51 кВт/70 л.с.; Р4, 1,4 л, 48 кВт/65 л.с. ■ 2005 Проведен рестайлинг модели. Изменились: бамперы, противотуманки, панель приборов, сиденья, рулевое колесо, расположение рукоятки открывания капота, отделочные материалы салона. Новый бензиновый двигатель VVTi (с изменяемыми фазами газораспределения), Р4, 1,3 л, 62 кВт/85 л.с. Раздаточная коробка с электронным управлением. В конце года вышла машина в новой тогда комплектации Wild Wind (другие бамперы, решетка радиатора, колпак на запаске). ■ 2006 Машину начали оснащать турбодизелем Р4, 1,5 л, 63 кВт/86 л.с. Вышла ограниченная серия «Рейнджер» (съемный фаркоп, иные отделочные материалы, сетка между салоном и багажником).ми. Кстати, клапанные зазоры здесь предписано регулировать каждые 120  тыс.  км. Обычно  же все сводится к проверке – зазоры почти не «уходят». Если регулировать все  же понадобится, знайте: конструкция клапанного механизма схожа с используемой на  наших «восьмерках», трудно лишь найти регулировочные шайбы нужной толщины.Объем багажника – всего 83 л! Но спинку диванчика можно сложить и тем самым увеличить этот показатель до 622 л. За рулем 07/2010 173 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ SUZUKI JIMNY (1998 – н.в.) РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕСтоимость, руб.* Затраты (ремонт и ТО у дилера) 1,3 МКП 1,3 АКП Средняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 471 000 514 000 75 тыс. км Стоимость ТО у дилеров за пробег 75–150 тыс. км 78 330 76 200 включительно (каждые 15 тыс. км, с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Натяжной ролик 4100 поликлинового ремня Концевики раздатки 3600 Опорные подшипники поворотных кулаков 5150 (две стороны) Задние сайлент-блоки 6400 рычагов передней подвески Амортизаторы задние 11 730 Сцепление 17 050 – Тормозные диски и колодки 22 970 передние Тормозные колодки – 5540 передние Тормозные колодки задние 7630 Взять такую кручу с места? Запросто! Только сцепление после таких подвигов долго не протянет. Официально к нам поставляли только машины с бензиновыми моторами 1,3 л. На фото двигатель М13А, у которого ГРМ приводится «вечной» цепью. После преодоления глубокого брода не забудьте снять и смазать стартер, иначе он может уйти в отказ. ИТОГО Средняя цена шестилетнего экземпляра с пробегом 150 тыс. км Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо (А95, 23 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** 627 960 361 000 266 960 9,1 156 980 5,65 657 320 380 000 277 320 9,6 165 600 5,90Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Ремонт проводки 1800 концевиков раздатки Уплотнения шаров 7300 поворотных кулаков Ремонт МКП 10 300–*Цены на май 2010 года. **Без учета шин, инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Стоимость, руб. 980 1500 720 2700 600 3150 3600 1450/1650 1950 1500Основная забота с  двигателями 1,3 л (другие к нам официально не поставляли)  – менять в  срок расходники, следить за  уровнем масла и температурным режимом. Если мотор перегреть, поведет головку. Праворульные версии, завезенные из  Японии, укомплектованы в  основном маздовскими моторами К6А (0,66  л) с  турбонаддувом. Само собой, точно такой  же агрегат у  близнеца «Джимни»  – «Мазды-AZ Offroad». После 150 тыс. км у них может забарахлить турбина, особенно в  случае, если машина не  оснащена турботаймером. Предыдущий владелец запросто мог174 За рулем 07/2010пренебрегать простым правилом: после серьезных нагрузок нельзя глушить двигатель сразу – следует дать ему хоть минуту поработать на  холостом ходу, чтобы турбина остыла. Одним из  самых выносливых считают турбодизель 1,5  л (65  л.с.) производства «Рено». Но  в  России экземпляров с  такими моторами единицы. И  специалистов по  ремонту тоже. Перед покупкой такой машины хорошенько подумайте, где будете ее чинить.ГЕНЫ ДОЛГОЖИТЕЛЯСинхронизаторы МКП начинают хрустеть к 200–220 тыс. км. Ресурс сцепле-Компьютерная диагностика электронных систем Диагностика ходовой части и тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена масла АКП (с промывкой) Замена натяжного ролика поликлинового ремня Замена опорных подшипников поворотных кулаков Замена задних сайлент-блоков рычагов передней подвески Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Натяжной ролик поликлинового ремня вновь стали делать из стали. Промежуточный вариант из пластика оказался ненадежным. Основное внимание в передней подвеске уделите опорным подшипникам кулаков. Упýстите момент – и из-за слишком больших люфтов быстро сотрутся уплотнения поворотного шара. Сухие чугунные гильзы впрессованы в алюминиевый блок и допускают расточку под два ремонтных размера. Первые признаки повышенного угара масла проявляются далеко за 200 тыс. км.Чтобы поменять опорный подшипник, достаточно вывернуть четыре болта и выпрессовать из кулака наружное кольцо. Концевики и проводку раздаточной коробки теперь прикрывают таким вот стальным щитком (показан стрелкой).СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/ заднего Блок-фара/фонарь Капот Фильтры: масляный/воздушный/ топливный/салонный Свечи зажигания (комплект) Ремень поликлиновый Задние амортизаторы Сцепление, комплект Тормозные диски передние Стоимость, руб. 8810/14 490 11 600/12 500 11 700/3900 21 150 350/1030/7410/2280 605 3250 9600 12 400 16 240ИДЕНТИФИКАТОРЫ ПРОШИВОК КОНТРОЛЛЕРОВ ДВИГАТЕЛЕЙСпецификация модели* Старая прошивка Новая прошивка программа программа версия версияМТ Е2, Е6, Е24 33920-76JB1 0001 33920-76JB2 0002 АТ Е2, Е6, Е24 33920-76JC1 0001 33920-76JC2 0002 МТ Е22, Е54 АТ Е22, Е54 33920-76JD1 0001 33920-76JD2 0002 33920-76JE1 0001 33920-76JE2 0002*Зависит от комплектации.ния сильно зависит от условий эксплуатации – порой его сжигают за одну поездку по  непролазным дебрям. В  среднем же агрегат служит 120–140 тыс. км. Автомат неприятностей не  приносит, если вовремя менять масло и фильтр. Он бывает двух типов – старого образца (дет.  26570-81А10) и  нового (дет.  26570-81А11). Внешне они разные, но,  тем не  менее, полностью взаимозаменяемы. Так что не  возмущайтесь, если в  автомагазине вам «подсунут не ту деталь». После долгого буксования автомат может перегреться и  перейти в  аварийный режим – зависнуть на третьей передаче. Механическая часть раздаточной коробки вряд  ли доставит хлопоты. А  вот с  концевиками режимов включения на  машинах до  2006  года выпуска их хватает: то  контакты перегорят, то проводка отгниет. Позже их стали защищать дополнительными стальными щитками – отказов сразу стало меньше. В  передней подвеске следите за  опорными подшипниками поворотных кулаков. Обычно они служат 100–120  тыс.  км, но  если часто ездите по  брусчатке, готовьтесь менять через 30–40  тыс. Обнаружили люфт  – не  тяните с  ремонтом, иначе «налетите» на  замену уплотнения поворотного шара. А  это куда более трудоемкая и дорогостоящая операция. Если к  90  тыс.  км машина стала рыскать по дороге, знайте, что пришло время обновить задние сайлент-блокирычагов передней подвески. Возможно, заодно придется уменьшить зазор между червяком и роликом в рулевом механизме. Это проделать несложно. Рулевые наконечники наделены огромным запасом прочности, поэтому не  люфтят даже при пробегах под 200 тыс. км. Стойки и  втулки стабилизатора обычно меняют не раньше 150 тыс. км. Тормозные колодки служат 45–60  тыс.  км (в  зависимости от  типа трансмиссии), диски – вдвое дольше. В  задней подвеске довольно быстро (случается, что и через 40 тыс. км) сдают амортизаторы, и автомобиль начинает больше «козлить». Зато колодки задних тормозов долгожители: трудятся под 120–150 тыс. км. Барабаны и вовсе «вечные» – ни одной замены вследствие износа специалисты не припоминают. Поразительно, но,  несмотря на  свою кажущуюся игрушечность, «Джимни» на  редкость надежен. По крайней мере, в сравнении со многими большими вседорожниками. Благодарим компанию «Автомир» в Лыковском проезде» за помощь в подготовке материала.За рулем 07/2010 175