СПОРТРАЛЛИФинны наступаютВ чемпионате мира по ралли WRC и альтернативной серии IRC к середине сезона финские гонщики добились выдающихся результатов. С ними общались Сергей Баландюк и Вадим Никишев.Микко ХИРВОНЕН: Победить сложно, но можно– Сезон вы начали с победы в Швеции. Затем дела пошли не так удачно, и сейчас уступаете по очкам не только Лоэбу, но и Латвале. Четвертые места в Мексике и Новой Зеландии – с чем это связано? Собственные ошибки – или очень сильны соперники? – Честно говоря, не могу найти причину. Мексика – вотчина «Ситроена», там они традиционно сильнее. Однако, даже проигрывая, уступил им только одно очко. Вообще-то, этот сезон я начал с серьезным прицелом на победу, а значит, нужно рисковать и постоянно прессинговать. Приходится поддерживать очень высокий темп, при этом ошибки неизбежны. За последние три этапа их набралось больше, чем за два минувших сезона! «Микко – очень внимательный и упорный пилот. И практически не делает ошибок. В этом сезоне стал рисковать, в результате три ошибки на двух этапах. Но он себя еще покажет», – уверен Малкольм Уилсон, шеф команды «Форд».212 За рулем 08/2010 – Пилоты «Ситроена», помнится, своему лидеру несколько раз дарили очки. Как «Форд» относится к подобной командной тактике? Если ближе к концу сезона у Латвалы будет более выгодная позиция для атаки на титул, вы станете ему помогать? – Да, в минувшем сезоне мы могли бы заработать больше очков благодаря тактическим ухищрениям. Они во многом помогли Себу выиграть прошлогодний титул. Сейчас в табели о рангах мы с Латвалой находимся рядом. Если дела у него будут складываться лучше, обязательно ему помогу, хотя и не одобряю подобных методов. Но если правила позволяют – грех не воспользоваться. Для победы в чемпионате необходимо пустить в ход все разрешенные средства. – Полагаете, новая система начисления очков, предложенная ФИА в этом году, лучше прежней? – Система вполне приемлема. Она не вносит никаких существенных изменений в расстановку сил. За исключением, быть может, пилотов второй пятерки – у них больше шансов побороться за высокие позиции. Но в любом случае хорошо, что цена победы на этапе возросла.– С точки зрения болельщиков, нынешний чемпионат развивается довольно традиционно: Лоэб лидирует, пилоты «Форда» догоняют. В предыдущие годы это всегда завершалось титулом француза. Насколько велики шансы, что в этом году будет иначе? – Никогда не знаешь, чем все может закончиться. В этом году чемпионат складывается прекрасно – у нас наконец-то появился шанс обойти Себастьена. Это сложно, но возможно. Если проиграем ближайшее ралли, мы будем в 20 очках от него, но и это не конец – все может случиться. Скажем, Себ сойдет – мы опять сравняемся. – На Ралли Монте-Карло вы познакомились с новым раллийным «ФордомФиеста S2000». Понравился? – «Фиеста S2000» – хороший и перспективный раллийный автомобиль. Приятно удивили настройки – в частности, работа подвески. Жаль, двигатель S2000 не дотягивает до моторов WRC по своим показателям, поэтому для меня новичок – машина медленная. – Год назад за «Ситроен-Юниор» выступал молодой российский пилот Евгений Новиков. Ехал довольно быстро,но очков набрал мало. С чем это, на ваш взгляд, связано? – О, у Евгения очень эффектная, впечатляющая манера: высокие прыжки, захватывающие заносы. Очень смелый стиль и быстрый. Конечно, Евгений много рискует – и ошибается. Это неизбежно при отсутствии опыта. Яри-Матти, например, часто ошибался последние два сезона, но в нынешнем едет быстро и стабильно. Опыт, как известно, приходит только с километрами. Жаль, что Новиков не едет с «Ситроеном» в этом году. Может, в следующем появится больше команд, откроются новые вакансии – и тогда он снова выйдет на старт. – Насколько можно понять политику ФИА, эпохе World Rally Car приходит конец. Можете ли что-нибудь сказать о будущем – вашем и заводской команды «Форд»? – По крайней мере в следующем году точно буду гоняться за «Форд», причем на новой машине. Значит, все можно начать с чистого листа. Думаю, это будет очень интересный сезон. К тому же у нас слаженная команда, прекрасный инженер Кристиан Лориель, который, я верю, научит нашу машину ездить быстрее других. После триумфального старта финский тандем команды «Форд» к середине сезона явно не дотягивает до темпа Себов – Лоэба и Ожье. Португалия расставила точки над i: подиум за «двойным шевроном».За рулем 08/2010 213 СПОРТ | РАЛЛИ Юхо Хяннинен выиграл уже второй этап IRC, и теперь в его копилке 42 очка – против 31 у занимающего вторую строчку партнера по команде Яна Копецки.– Как вы добрались до уровня Интерконтинентальной раллийной серии? – Есть такой спортивный мене джер – Йоки, который ищет перспек тивных гонщиков. Почти все финны, побеждающие сейчас в мировых гон ках, пробились туда с его помощью. Пожалуй, только Латвала пока не пол ностью оправдал его надежды – он бы стрый пилот, но нестабильный. – Вы общаетесь с соотечественниками, которые ездят в других соревнованиях, – с Хирвоненом, тем же Латвалой, Райкконеном? – Нет, мы знаем друг друга в лицо, но при встрече я здороваюсь первым. Хотя, может быть, со временем будет и наоборот (смеется). – Чем займетесь, когда уйдете из гонок? – Вероятно, буду фермером. Моя семья владеет землей, и меня к ней тя нет – займусь сельским хозяйством. – Где сейчас проводите свободное время? – Его не так много, свободного времени. Все время разъезды, тесты, гонки... Когда есть возможность, путе шествую по родным краям. Очень лю блю Финляндию. – На чем передвигаетесь в гражданской жизни? – В личном пользовании – 200сильная бензиновая «Шкода Октавия RS». Отличный универсаль ный автомобиль, причем на обыч ных дорогах его потенциал полностью не раскрыть – у нас очень суровые пра вила движения.Юхо ХЯННИНЕН: Уйду из гонок и стану фермеромПосле очередного, пятого из двенадца ти этапов раллийной серии IRC пило ты команды «Шкода» за ужином присо единились к журналистам. Чеха Яна Копецки затащили за столик его сооте чественники, а финн Юхо Хяннинен подсел к нам сам. О ралли говорили не много – красноречивее слов стала побе да Юхо на Сардинии, которой он упро чил свое лидерство в серии и вместе с коллегами создал для «Шкоды» почти двукратное преимущество над ближай шим соперником – командой «Пежо». До этого мы с Хянниненом встре чались трижды, но всякий раз он ра ботал «гоночным таксистом» и был не многословен. А тут, в расслабленной атмосфере, охотно отвечал на любые вопросы. – Юхо, помните свою первую поездку за рулем автомобиля? – Ну, первый раз, говорят, мне было два года. А осознанно началрулить в девять лет. Если говорить о боевых машинах, то попробовал лет в одиннадцатьдвенадцать. – А с какой техники начинали? – Это была «Шкода130 RS». По лучается, что я остался приверженцем марки. – В Финляндии раньше неплохо продавались советские «лады», эта марка должна быть вам знакома. Не помните ли гоночный «ВАЗ-2105 ВФТС»? – Как же, отличная была маши на для своего времени! Такие успеш но ездили и в финском национальном зачете. – Если говорить о современной раллийной технике – как оцениваете потенциал машин серии S2000? – Это нечто среднее между техни кой чемпионата мира и «продакшн карами» группы N4. Но все же маши ны IRC по скорости и особенностям пилотирования ближе к взрослому за чету WRC. Многие пилоты жаловались на скользкую трассу – мелкая пыль сильно ухудшала сцепление шин с дорогой. «Фабия S2000» в новой спецификации поедет со следующего этапа. На презентации автомобиль белый, но к гонке окрасится в фирменные цвета «Шкоды».214 За рулем 08/2010