212
213
214
СПОРТРАЛЛИФинны наступаютВ чемпионате мира по ралли WRC и альтернативной серии IRC к середине сезона финские гонщики добились выдающихся результатов. С ними общались Сергей Баландюк и Вадим Никишев.Микко ХИРВОНЕН: Победить сложно, но можно– Сезон вы начали с победы в Швеции. Затем дела пошли не  так удачно, и  сейчас уступаете по очкам не только Лоэбу, но и Латвале. Четвертые места в Мексике и  Новой Зеландии  – с  чем это связано? Собственные ошибки  – или очень сильны соперники? – Честно говоря, не  могу найти причину. Мексика  – вотчина «Ситроена», там они традиционно сильнее. Однако, даже проигрывая, уступил им только одно очко. Вообще-то, этот сезон я  начал с  серьезным прицелом на  победу, а  значит, нужно рисковать и постоянно прессинговать. Приходится поддерживать очень высокий темп, при этом ошибки неизбежны. За  последние три этапа их набралось больше, чем за два минувших сезона!  «Микко – очень внимательный и упорный  пилот. И практически не делает ошибок.  В этом сезоне стал рисковать, в результате  три ошибки на двух этапах. Но он себя еще  покажет», – уверен Малкольм Уилсон, шеф  команды «Форд».212 За рулем 08/2010 – Пилоты «Ситроена», помнится, своему лидеру несколько раз дарили очки. Как «Форд» относится к  подобной командной тактике? Если ближе к концу сезона у  Латвалы будет более выгодная позиция для атаки на  титул, вы станете ему помогать? – Да, в  минувшем сезоне мы могли бы заработать больше очков благодаря тактическим ухищрениям. Они во  многом помогли Себу выиграть прошлогодний титул. Сейчас в  табели о  рангах мы с  Латвалой находимся рядом. Если дела у него будут складываться лучше, обязательно ему помогу, хотя и  не  одобряю подобных методов. Но если правила позволяют – грех не воспользоваться. Для победы в чемпионате необходимо пустить в ход все разрешенные средства. – Полагаете, новая система начисления очков, предложенная ФИА в  этом году, лучше прежней? – Система вполне приемлема. Она не  вносит никаких существенных изменений в  расстановку сил. За  исключением, быть может, пилотов второй пятерки – у них больше шансов побороться за  высокие позиции. Но  в  любом случае хорошо, что цена победы на этапе возросла.– С точки зрения болельщиков, нынешний чемпионат развивается довольно традиционно: Лоэб лидирует, пилоты «Форда» догоняют. В  предыдущие годы это всегда завершалось титулом француза. Насколько велики шансы, что в этом году будет иначе? – Никогда не  знаешь, чем все может закончиться. В  этом году чемпионат складывается прекрасно  – у  нас наконец-то появился шанс обойти Себастьена. Это сложно, но возможно. Если проиграем ближайшее ралли, мы будем в 20 очках от него, но и это не конец  – все может случиться. Скажем, Себ сойдет – мы опять сравняемся. – На  Ралли Монте-Карло вы познакомились с  новым раллийным «ФордомФиеста S2000». Понравился? – «Фиеста S2000»  – хороший и  перспективный раллийный автомобиль. Приятно удивили настройки  – в  частности, работа подвески. Жаль, двигатель S2000 не  дотягивает до  моторов WRC по своим показателям, поэтому для меня новичок – машина медленная. – Год назад за  «Ситроен-Юниор» выступал молодой российский пилот Евгений Новиков. Ехал довольно быстро,но очков набрал мало. С чем это, на ваш взгляд, связано? – О,  у  Евгения очень эффектная, впечатляющая манера: высокие прыжки, захватывающие заносы. Очень смелый стиль и  быстрый. Конечно, Евгений много рискует  – и  ошибается. Это неизбежно при отсутствии опыта. Яри-Матти, например, часто ошибался последние два сезона, но  в  нынешнем едет быстро и стабильно. Опыт, как известно, приходит только с  километрами. Жаль, что Новиков не  едет с  «Ситроеном» в этом году. Может, в следующем появится больше команд, откроются новые вакансии – и тогда он снова выйдет на старт. – Насколько можно понять политику ФИА, эпохе World Rally Car приходит конец. Можете ли что-нибудь сказать о будущем  – вашем и  заводской команды «Форд»? – По крайней мере в  следующем году точно буду гоняться за  «Форд», причем на  новой машине. Значит, все можно начать с чистого листа. Думаю, это будет очень интересный сезон. К  тому  же у  нас слаженная команда, прекрасный инженер Кристиан Лориель, который, я верю, научит нашу машину ездить быстрее других.  После триумфального старта финский  тандем команды «Форд» к середине сезона  явно не дотягивает до темпа Себов – Лоэба  и Ожье. Португалия расставила точки над i:  подиум за «двойным шевроном».За рулем 08/2010 213 СПОРТ | РАЛЛИ  Юхо Хяннинен выиграл уже второй этап  IRC, и теперь в его копилке 42 очка – против  31 у занимающего вторую строчку партнера  по команде Яна Копецки.– Как вы добрались до  уровня Интерконтинентальной раллийной серии? – Есть такой спортивный мене­ джер  – Йоки, который ищет перспек­ тивных гонщиков. Почти все финны, побеждающие сейчас в  мировых гон­ ках, пробились туда с  его помощью. Пожалуй, только Латвала пока не пол­ ностью оправдал его надежды – он бы­ стрый пилот, но нестабильный. – Вы общаетесь с  соотечественниками, которые ездят в  других соревнованиях, – с Хирвоненом, тем же Латвалой, Райкконеном? – Нет, мы знаем друг друга в лицо, но  при встрече я здороваюсь первым. Хотя, может быть, со  временем будет и наоборот (смеется). – Чем займетесь, когда уйдете из гонок? – Вероятно, буду фермером. Моя семья владеет землей, и меня к ней тя­ нет – займусь сельским хозяйством. – Где сейчас проводите свободное время? – Его не  так много, свободного времени. Все время разъезды, тесты, гонки... Когда есть возможность, путе­ шествую по родным краям. Очень лю­ блю Финляндию. – На чем передвигаетесь в гражданской жизни? – В личном пользовании  – 200­сильная бензиновая «Шкода­ Октавия  RS». Отличный универсаль­ ный автомобиль, причем на  обыч­ ных дорогах его потенциал полностью не раскрыть – у нас очень суровые пра­ вила движения.Юхо ХЯННИНЕН: Уйду из гонок и стану фермеромПосле очередного, пятого из  двенадца­ ти этапов раллийной серии IRC пило­ ты команды «Шкода» за ужином присо­ единились к  журналистам. Чеха Яна Копецки затащили за столик его сооте­ чественники, а  финн Юхо Хяннинен подсел к нам сам. О ралли говорили не­ много – красноречивее слов стала побе­ да Юхо на Сардинии, которой он упро­ чил свое лидерство в  серии и  вместе с коллегами создал для «Шкоды» почти двукратное преимущество над ближай­ шим соперником – командой «Пежо». До этого мы с Хянниненом встре­ чались трижды, но  всякий раз он ра­ ботал «гоночным таксистом» и был не­ многословен. А  тут, в  расслабленной атмосфере, охотно отвечал на  любые вопросы. – Юхо, помните свою первую поездку за рулем автомобиля? – Ну,  первый раз, говорят, мне было два года. А  осознанно началрулить в  девять лет. Если говорить о боевых машинах, то  попробовал лет в одиннадцать­двенадцать. – А с какой техники начинали? – Это была «Шкода­130  RS». По­ лучается, что я остался приверженцем марки. – В  Финляндии раньше неплохо продавались советские «лады», эта марка должна быть вам знакома. Не помните ли гоночный «ВАЗ-2105 ВФТС»? – Как  же, отличная была маши­ на для своего времени! Такие успеш­ но ездили и в финском национальном зачете. – Если говорить о современной раллийной технике – как оцениваете потенциал машин серии S2000? – Это нечто среднее между техни­ кой чемпионата мира и  «продакшн­ карами» группы  N4. Но  все  же маши­ ны IRC по  скорости и  особенностям пилотирования ближе к взрослому за­ чету WRC.  Многие  пилоты  жаловались  на скользкую  трассу – мелкая пыль  сильно ухудшала сцепление шин  с дорогой.  «Фабия S2000» в новой спецификации поедет со следующего  этапа. На презентации автомобиль белый, но к гонке окрасится  в фирменные цвета «Шкоды».214 За рулем 08/2010