152
153
154
155
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ SKODA OCTAVIAХит-парадМенять расходники на машине с музыкальными нотками в названии, пожалуй, не менее приятно, чем слушать любимые мелодии. Хит-парад представляют Игорь Козлов и Александр Батыру (фото).Глядя на  сильно зауженный к  передку капот, поначалу сомневаешься: небось, непросто на этой машине менять лампочки, ведь изнанку головных фар накрывают крылья... Но,  открыв капот, понимаешь: всего-то открути белую пластиковую гайку-барашек, выдерни черную чеку с  удобным крюком да  и  вытяни фару вперед. Остается отстегнуть разъем проводки  – и оптика в руках! Хотя мы порой ворчим на конструкторов за подобные решения (за  то, что фару надо снимать), к «Октавии» не придерешься – все делается быстро и  просто, инструмент не  нужен. Еще плюс: со  снятой фарой можно укрыться от  непогоды, например, в салоне машины и там спокойно поменять огарок. С  поворотником и  ближним светом справились быстро. А  вот с  габа152 За рулем 08/2010 СВЕТОПРЕДСТАВЛЕНИЕриткой провозились из-за туговатой посадки патрона. Пришлось соорудить крючок, которым подцепили его длинный «хвост»  – и  лишь тогда легко выдернули патрон. Советуем запастись такой нехитрой оснасткой. Впрочем, со  временем посадка ослабевает, вынуть патрон становится проще. К дальнему свету тоже небольшая претензия: слишком узок и глубок колодец, в который посажена лампа. Отстегнуть проволочный фиксатор еще кое-как можно, а вот снять колодку непросто  – пальцы с  трудом пролезают в узкую щель. Для доступа к секциям в бампере, где установлены противотуманки совместно с  так называемыми ходовыми огнями, снимаем соседствующую с оптикой пластиковую накладку, просто потянув ее на себя. Сквозь образовавшееся отверстие нажимаем на язы-чок, фиксирующий фару, и  вынимаем ее из бампера. Для замены ламп в  фонарях инструмент тоже не нужен. Отогнув клапаны в  обивке багажника, вынимаем, нажав на  защелки, плату  – и  вот они, лампочки. Габаритка расположена вне платы  – непосредственно на корпусе фонаря, и хватка ее патрона слабее, чем в фаре. В третьем «стопе» установлены практически вечные светодиоды, так что лезть под обивку крышки багажника вряд  ли когданибудь придется. Подкачали фонари номерного знака  – здесь понадобился инструмент.КРУЧУ-ВЕРЧУЗазоры в  клапанах поддерживают гидрокомпенсаторы, а  в  приводе ГРМ трудится цепь. Эти механизмы в  обслуживании не нуждаются. Skoda OctaviaДЕБЮТ: 2004 год, в 2008-м модель обновили. КУЗОВА: 5-дверный хэтчбек, универсал. ДВИГАТЕЛИ: (указаны только модели после рестайлинга) бензиновые – 1,4 л, 80 л.с.; 1,4 л, 122 л.с.; 1,6 л, 102 л.с.; 1,8 л, 152 л.с.; 1,8 л, 160 л.с. (участник теста); 2,0 л, 200 л.с.; дизельные – 1,9 л, 105 л.с.; 2,0 л, 140 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, М6, А6, МА7 (DSG – участница теста). ПРИВОД: передний или полный. КОМПЛЕКТАЦИИ: их много – одних только базовых около тридцати. ЦЕНА В ИЮНЕ 2010 ГОДА: 599 000–999 000 руб.Поменять воздушный фильтр сложнее обычного: туговат крепеж. К  тому  же восемь саморезов  – многовато, пожалуй. Возьмите за  правило крутить их только добротным инструментом, поскольку замыленное жало отвертки запросто слижет крест в низкой шляпке самореза. И тогда, поверьте, намучаетесь, орудуя пассатижами. Прежде чем поднимать крышку корпуса, не забудьте отстегнуть разъем с датчика расхода воздуха (при  выключенном зажигании)! Для замены свечей снимаем пластиковую накладку двигателя  – просто сдергиваем ее с  четырех буферов вверх. Проводка индивидуальных катушек упрятана в  едва гнущемся кабель-канале, поэтому поступаем так: сжав фиксирующий усик, немного сдвигаем каждый разъем со  своей катушки (начиная с  первого цилиндра), а когда доберемся до последнего, окончательно сдвигаем кабель-канал со всеми четырьмя разъемами и отводим его в сторону. Свечи – под ключ «на 16». Если предстоит менять масло в  двигателе, пластиковую накладку пока не ставим: будет мешать. Вдобавок доступ к  фильтру перекрывает топливный шланг – его высвобождаем из  зажима и  отводим в  сторону. Если фильтр не пойдет от руки, целесообразнее использовать съемникчашку: им работать намного удобнее, чем цепным или трехпалым. Чтобы добраться до сливной пробки, снимаем пластиковый щит, прикрывающий моторный отсек снизу. В  этой детали нет отверстия под сливную пробку, и  это, пожалуй, самая серьезная претензия к машине! Крепежа много: восемь саморезов под «Торкс-25» и  еще три болта под «Торкс-30». Последние нередко закисают в алюминиевом подрамнике, особенно у  тех владельцев, которые предусмотрительно вырезали в пластике отверстие напротивсливной пробки и  теперь при замене масла защиту не снимают. Решение правильное, но  следует периодически выкручивать те три болта и смазывать резьбу, чтобы окончательно не  приржавели. Эти усилия будут вознаграждены, когда возьметесь менять поликлиновой ремень, поскольку добраться до  него проще снизу, сняв защиту. Для  удобства снимите и  боковой щиток, прикрывающий моторный отсек со  стороны колеса,  – здесь семь саморезов под «Торкс-25». В приводе стоит автоматический натяжитель, поэтому с настройкой ремня не ошибетесь. Масло в  коробке DSG (именно такая на тестовой машине) залито на весь срок службы  – здорово! Плохо другое: в картере нет контрольной пробки, поэтому, когда рано или поздно масло начнет сочиться (уплотнения редко служат вечно), будет непонятно, сколько же его доливать. Дилеры поступают так: сливают все, что сольется, в  мерную емкость (благо, хоть для  этого пробка есть!), доводят объем до  3  литров и заливают обратно через сапун. Охлаждающую жидкость по  регламенту тоже не  меняют. Но,  возможно, придется, если вместо оригинального антифриза TL VW 774 G (по классификации «Фольксвагена»), который не  в  каждом магазине найдешь, были вынуждены долить воды. Вот тогда и обнаружите, что сливных пробок завод не предусмотрел. Топливный фильтр расположен под брюхом машины, около заднего правого колеса. Грязь, летящая из-под него, порой сковывает штуцеры фильтра с  наконечниками трубок, поэтому, прежде чем надавливать на  клипсы фиксации, расшевелите наконечники. Иначе их легко сломать, и  тогда придется менять трубку в  сборе, а  она недешева. Да  и  замена трудоемка – магистраль-то длиннющая. Когда почувствуете, что ход стал более или менее свободным, надвиньте наконечник на  штуцер и  только затем, сжав клипсы, рассоедините. Разумеется, аккуратно, чтобы не облиться топливом (емкость для слива и  ветошь подготовьте загодя). В замене тормозных колодок лишь два нюанса: в  поршень переднего левого механизма нужно вставить именно ту колодку, что с  проводом (она единственная с  индикатором предельного износа), а  поршни задних надо не  вдавливать, а  вкручивать. Обязательно смажьте контактирующие по-НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе (рекомендуется VW 504.00 по классификации «Фольксвагена»), масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания (NGK PZFR6R) Поликлиновой ремень Фильтр салона Масло в коробке DSG Антифриз в системе охлаждения Тормозная жидкость Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 60 (4)* 60 (4) 60 (4)* –** 30 (2)* –*** –*** (2)ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА*Проверка каждые 15 тыс. км или раз в год, замена по состоянию. **Проверка каждые 60 тыс. км (рекомендуемый дилерами интервал – 30 тыс. км), замена по состоянию. ***Рассчитано на весь срок службы.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Бампер передний Блок-фара (галоген)/фонарь Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный/салонный Свечи зажигания, комплект Ремень привода навесных агрегатов Ролик натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/ задние Стоимость, руб. 6270 8830 8580/3630 11880 740/990/1485/660 3300 990 2145 3630/2970ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена охлаждающей жидкости Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 810 810* 160/490/160** 650** 810 490* 1130/972 2920 1620*Без учета стоимости демонтажа защиты моторного отсека. **При плановом ТО.верхности между скобами и  колодками и не забудьте свести колодки – понажимайте на тормозную педаль и подергайте рычаг ручника. Причем непременно до контрольной поездки.За рулем 08/2010 153 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ SKODA OCTAVIAПеред снятием фары весьма желательно съездить на мойку. Отвернуть гайкубарашек (показана стрелкой) грязь не помешает, но выдернуть чистую чеку (другая стрелка) будет проще. Поменять воздушный фильтр сложнее обычного – многовато крепежа. Саморезы сначала крутим против часовой стрелки, чтобы почувствовать заход резьбы, и лишь затем затягиваем. Кабель-канал с колодками снимаем последовательно, начиная с катушки первого цилиндра. Катушки не закреплены, они сидят в свечных колодцах внатяг.Лампа поворотника установлена в отдельном патроне со скользящими контактами. Патрон габаритки проще вынуть, если подцепить его крючком за отверстие (показано стрелкой). Угловую накладку решетки в бампере снимаем осторожно, чтобы не обломить защелки (напомним, на морозе пластик становится хрупким). Фиксатор фары показан стрелкой. Отогнув обивку багажника, сжимаем фиксатор и вынимаем из фонаря плату с лампами. Габаритка установлена отдельно: ее патрон и посадочное место показаны стрелками.Прежде чем вывертывать масляный фильтр, подложите снизу ветошь, чтобы не залить отработкой поликлиновой ремень. Не забудьте вернуть на место и зафиксировать топливный шланг. Моторный отсек снизу (защита снята): сливная пробка двигателя показана зеленой стрелкой, коробки DSG – красной. Патрубки радиатора расположены над патрубками интеркулера. Автомат натяжителя поликлинового ремня отводим за болт ролика, повернув его ключом «на 17» по часовой стрелке и вставив в отверстия на секторах чеку диаметром 4 мм (стрелка).Для замены лампы подсветки номера снимаем плафон, выкрутив пару саморезов под «Торкс10». Подобного крепежа в машине много, поэтому купите соответствующий инструмент заранее.154 За рулем 08/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Перед заменой топливного фильтра, чтобы не сломать клипсы (одна из них показана стрелкой), расшевелите наконечники топливных трубок. Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Наружную колодку вставляем в постель скобы, а внутреннюю – трехпалой пластиной в поршень. Индикатор предельного износа есть только на левом переднем механизме. Замена ремня навесных агрегатов Замена свечей зажигания Замена ОЖ двигателя Замена масла в коробке DSG Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах Замена ламп ходовых огней и противо­ туманок Замена ламп в фонарях Описание операции Хороший доступ к фильтру В штатной защите моторного отсека нет отверстия под сливную пробку Хороший доступ Много крепежа, тугая резьба Имеются быстросъемные наконечники Нужна смотровая канава или эстакада, легко обломить хрупкие клипсы наконечников Есть автоматический натяжитель Для нормального доступа нужно снимать два пластиковых щита, а это 18 креплений Из инструмента потребуется только свечная головка Жестковат кабель-канал, подходящий к индивидуальным катушкам Регламентом замена не предусмотрена Нет сливных пробок Масло рассчитано на весь срок службы Сложная процедура проверки уровня В комплекте с оригинальными колодками присутствует крепеж и расходные пластины Нужно приспособление для вкручивания поршней задних механизмов, можно перепутать правые-левые колодки спереди Не нужен инструмент Нет Продуманная конструкция Сложновато вынуть патрон габаритки и снять колодку с лампы дальнего света Не понадобится инструмент Нет Все быстро и просто Нужен инструмент для плафонов подсветки номера Итоговая оценка3,5 3,5 3,5 4 4,5 4 4Если намерены самостоятельно обслуживать машину, купите такое приспособление для ввертывания поршней задних тормозов. Окупится за одну замену колодок у дилера.3,55 4 5 5После замены задних колодок покачайте рычаг, на который надет трос стояночного тормоза. Польза двойная: сведете колодки и проверите, не заедает ли ось рычага.*Авто с мотором CDA (1,8 л, турбо) и коробкой DSG в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1).Для доступа к салонному фильтру откручиваем два пластиковых болта крепления шумоизоляционного мата под бардачком и сдвигаем лючок отопителя вправо (к пассажирской двери).Благодарим компанию «Атлант-М Тушино» за помощь в подготовке материала.За рулем 08/2010 155