179
БЕЗОПАСНОСТЬ | СНИЖЕНИЕ ВЫПЛАТ ПО ОСАГОНа правах рекламыИгра на мизерСемь лет прошло с начала работы системы ОСАГО, но только сейчас в правительстве определились, сколько платить потерпевшим в аварии. Что изменится с сентября, когда новые правила вступят в силу, рассказывает Сергей Смирнов.Недавно депутаты подумали да  и  приняли поправки в  За­ кон об  ОСАГО, «благодаря» которым потерпевшие не  мо­ гут рассчитывать на  полное возмеще­ ние убытков по  страховке (ЗР,  2010, №  4). Напомню: отныне водитель, ес­ ли попал в  аварию, компенсацию по­ лучит, но только с учетом износа сво­ ей машины! А  как износ подсчитать? Для этого в  правительстве разработа­ ли специальные правила, чтобы стра­ ховые компании самодеятельностью не  занимались и  честных граждан не обманывали. Бросается в глаза обилие формул, по  которым будут рассчитывать из­ нос, впечатляет специальная табли­ ца коэффициентов. Не  постановле­ ние, а  методичка по  математике. Спе­ циалист, может, и  справится с  этим непростым действием, а  вот обыч­ ный автовладелец ни за что не поймет, где и как его надули! Но красиво – всё по науке. А  еще в  правительстве приш­ ли к  выводу, что машины из  разных стран изнашиваются неодинаково. Например, авто, собранное в  России, ветшает куда быстрее, чем сделанное, скажем, в  Японии. Пусть даже маши­ ны  – одной модели. Стало быть, вы­ плата за  машину нашей сборки, по­ страдавшую в  аварии, будет меньше, чем за  чисто иностранную. Для авто­ мобилей, собранных в  России, коэф­ фициент износа равен 0,055 по возра­ сту и  0,0028 по  пробегу, тогда как для японских  – 0,036 и  0,0016 соответ­ ственно. Не  верят наши чиновники, что в  России научились качественно собирать «тойоты» и «форды». Возьмем два условных авто­ мобиля­трехлетки, каждый с  пробе­ гом 40  тыс.  км: «Ниссан», выпущен­ ный в  Санкт­Петербурге, и  родной,японский. Подставляем в  формулу числа и  получаем, что у  отечествен­ ного износ  – 28%, у  японского  – 18%. Владелец забугорной машины получит для замены деталей денег почти вдвое больше. Справедливо? К слову, в новом документе мудре­ ные формулы расчета предусмотрены для каждой группы деталей. Для акку­ муляторной батареи, комплектующих из  пластмассы, деталей кузова или шин износ определяется раздельно. Про безопасность снова позабы­ ли. Скажем, на 10­летней машине тор­ мозные диски или рулевая рейка счи­ таются изношенными на 80%. А пото­ му страховщики выдадут всего лишь 20% цены новых. Не обессудьте. Пра­ вительственные разъяснения касают­ ся только порядка определения изно­ са деталей, а  вот документа, по  кото­ рому станут вычислять ущерб после ДТП, до сих пор нет. А ведь Минтран­ су поручили разработку единой ме­ тодики еще в  2003  году! Непонятно, кто  – страховые компании или экс­ перты будут использовать формулы, разработанные правительством. Бо­ лее того, чтобы заработали предложе­ ния правительства, нужно дождать­ ся появления некоего информацион­ ного обеспечения, разработка кото­ рого поручена все тому  же Минтран­ су. Сколько времени понадобится это­ му ведомству на  подготовку «инфор­ мационной составляющей», неизвест­ но. Пока чиновники думают, страхов­ щики продолжают работать по  ста­ ринке, то  есть по  собственным мето­ дикам. Их существует сегодня пять, и  результаты расчета по  ним отлича­ ются друг от  друга в  разы. А  что де­ лать, если единого документа нет! В  результате потерпевшие получают выплаты, в  большинстве случаев по­ хожие на подачки.По мнению чиновников, запчасти из пластмассы изнашиваются меньше, чем металлические, а немецкие автомобили приходят в негодность быстрее японских.