БЕЗОПАСНОСТЬ | СНИЖЕНИЕ ВЫПЛАТ ПО ОСАГОНа правах рекламыИгра на мизерСемь лет прошло с начала работы системы ОСАГО, но только сейчас в правительстве определились, сколько платить потерпевшим в аварии. Что изменится с сентября, когда новые правила вступят в силу, рассказывает Сергей Смирнов.Недавно депутаты подумали да и приняли поправки в За кон об ОСАГО, «благодаря» которым потерпевшие не мо гут рассчитывать на полное возмеще ние убытков по страховке (ЗР, 2010, № 4). Напомню: отныне водитель, ес ли попал в аварию, компенсацию по лучит, но только с учетом износа сво ей машины! А как износ подсчитать? Для этого в правительстве разработа ли специальные правила, чтобы стра ховые компании самодеятельностью не занимались и честных граждан не обманывали. Бросается в глаза обилие формул, по которым будут рассчитывать из нос, впечатляет специальная табли ца коэффициентов. Не постановле ние, а методичка по математике. Спе циалист, может, и справится с этим непростым действием, а вот обыч ный автовладелец ни за что не поймет, где и как его надули! Но красиво – всё по науке. А еще в правительстве приш ли к выводу, что машины из разных стран изнашиваются неодинаково. Например, авто, собранное в России, ветшает куда быстрее, чем сделанное, скажем, в Японии. Пусть даже маши ны – одной модели. Стало быть, вы плата за машину нашей сборки, по страдавшую в аварии, будет меньше, чем за чисто иностранную. Для авто мобилей, собранных в России, коэф фициент износа равен 0,055 по возра сту и 0,0028 по пробегу, тогда как для японских – 0,036 и 0,0016 соответ ственно. Не верят наши чиновники, что в России научились качественно собирать «тойоты» и «форды». Возьмем два условных авто мобилятрехлетки, каждый с пробе гом 40 тыс. км: «Ниссан», выпущен ный в СанктПетербурге, и родной,японский. Подставляем в формулу числа и получаем, что у отечествен ного износ – 28%, у японского – 18%. Владелец забугорной машины получит для замены деталей денег почти вдвое больше. Справедливо? К слову, в новом документе мудре ные формулы расчета предусмотрены для каждой группы деталей. Для акку муляторной батареи, комплектующих из пластмассы, деталей кузова или шин износ определяется раздельно. Про безопасность снова позабы ли. Скажем, на 10летней машине тор мозные диски или рулевая рейка счи таются изношенными на 80%. А пото му страховщики выдадут всего лишь 20% цены новых. Не обессудьте. Пра вительственные разъяснения касают ся только порядка определения изно са деталей, а вот документа, по кото рому станут вычислять ущерб после ДТП, до сих пор нет. А ведь Минтран су поручили разработку единой ме тодики еще в 2003 году! Непонятно, кто – страховые компании или экс перты будут использовать формулы, разработанные правительством. Бо лее того, чтобы заработали предложе ния правительства, нужно дождать ся появления некоего информацион ного обеспечения, разработка кото рого поручена все тому же Минтран су. Сколько времени понадобится это му ведомству на подготовку «инфор мационной составляющей», неизвест но. Пока чиновники думают, страхов щики продолжают работать по ста ринке, то есть по собственным мето дикам. Их существует сегодня пять, и результаты расчета по ним отлича ются друг от друга в разы. А что де лать, если единого документа нет! В результате потерпевшие получают выплаты, в большинстве случаев по хожие на подачки.По мнению чиновников, запчасти из пластмассы изнашиваются меньше, чем металлические, а немецкие автомобили приходят в негодность быстрее японских.