160
161
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА МОТОР-ТЕСТЕР И ДРУГИЕКлемма на пульсеДиагностическая техника стремительно развивается – то, что было востребовано еще вчера, сегодня устарело. Об этом рассуждают Геннадий Емелькин и технический эксперт компании «АмЕвро» Сергей Газетин.Чем отличается мотор-тестер от  автомобильного осциллографа? Кто-то считает, что особой разницы между ними нет, другой противопоставляет их друг другу, третий сравнивает со  сканерами. Добавляют путаницы и  продавцы оборудования. Разберемся, что к чему. Первыми появились мотортестеры. В  начале 1950-х это были громоздкие шкафы со  множеством аналоговых, то  есть стрелочных, приборов, которые измеряли нехитрый набор параметров  – обороты коленвала, напряжение в  бортовой сети, УЗСК прерывателя. Позднее они обзавелись электронно-лучевой трубкой – и возможностью решать задачи осциллографа. Свое название эти приборы получили благодаря возможности диагностировать двигатель комплексно, как единый агрегат, а  не  набор различных подсистем. Мотор-тестер не только информирует мастера о  состоянии механики двигателя, его электрики, топливоподачи, зажигания, но  и  помогает оценить совместную работу этих систем, найти возможные дефекты. Мотор-тестеры последних поколений измеряют, обрабатывают и  систематизируют множество параметров двигателя – вплоть до состава рабочей смеси в  цилиндрах и  компонентов выхлопных газов. Конечно  же, часть параметров можно измерить и  обычными приборами (мультиметр, осциллограф, газоанализатор и т. д.), но мотортестер, анализируя всю информацию о  двигателе комплексно, существенно облегчает труд диагноста. Важное достоинство мотортестера в  том, что он может провести «баланс мощности» цилиндров двигателя. Последовательно, по  заложенной программе, он отключает подачу искры на  свечи, измеряет падение оборотов и  изменение концентрации паров топлива (СН) в  выхлопных газах, тем самым позволяя оценить количество топлива, поступающего в каждый цилиндр. Дополнительно прибор измеряет основные параметры первичной цепи системы зажигания и харак160 За рулем 08/2010теристики искрового разряда. Изучая итоговые диаграммы на  дисплее прибора, диагност может не  только определить, какой из  цилиндров работает неэффективно, но  и  понять причину. Кроме того, для оценки состояния механической части двигателя мотортестер косвенно, по  пульсациям стартерного тока при прокрутке двигателя, измеряет относительную компрессию для каждого цилиндра (ЗР, 2009, № 12). Почему  же сегодня мотор-тестер сдает позиции? Дело в том, что на современных автомобилях провести по  старинке «баланс мощности» невозможно! Новейшие блоки управления двигателем «экологически ориентированы»  – на  попытку вмешательства мотор-тестера в  работу системы зажигания они реагируют мгновенно и  жестко: тут  же отключают топливную форсунку в  «неисправном» цилиндре, корректируют обороты коленвала и  т.  д. А  оценить изменение концентрации  СН мешает каталитический нейтрализатор! Выходит, по  отношению к  этим машинам мотор-тестер ужé не  системный прибор, а  в  лучшем случае некий набор инструментов. Полноценно применять мотор-тестеры можно лишь на  относительно немолодых автомобилях, вплоть до  проектировавшихся под нормы токсичности Евро II и оборудованных, как правило, системами зажигания классической конструкции. Не  забудем и  о  цене мотор-тестера, еще недавно доходившей до  15  000– 25 000 евро. На машинах более поздних поколений диагностическая идеология развивалась в ином направлении, а старичок мотор-тестер, естественно, оказался на  обочине прогресса. Приоритетное развитие получили функции самодиагностики в  блоке управления двигателем  – техника сама следит за  своим здоровьем, своевременно информируя и владельца, и диагноста. Связующим звеном между двигателем и специалистом стал сканер. Пример: современный ЭБУ регистрирует пропуски воспламенения смеси даже с  указанием цилиндров, в  которых это произо-  Модель PDA 2000 от американской компании Interro – один из лучших портативных,  автономных мотор-тестеров. Компактный  ударопрочный корпус, встроенный аккумулятор, удобное управление, простота в работе  сделали его незаменимым помощником  при диагностике.   Программно-аппаратные осциллографы,  то есть работающие совместно с персональным компьютером: импортный Pico-  Scope (слева) и отечественный ОСА-М (справа). Есть модификации 2-канальные  и 4-канальные. Такие устройства дешевле  аппаратных аналогов. шло, – и в этой части выполняет функции мотор-тестера. Однако самодиагностика может отследить далеко не  все источники проблем, нередко их приходится нащупывать с помощью различных методик и  дополнительных приборов. Наиболее мощный и универсальный из них – осциллограф. В настоящее время автомобильные осциллографы весьма востребованы, особенно среди квалифицированного технического персонала. Этому способствует и вполне демократичная цена: осциллограф вдесятеро дешевле мотор-тестера. Функции сегодняшних автомобильных осциллографов серьезно расширены благодаря дополнительным источникам информации  – всевозможным датчикам-преобразователям, о которых мы рассказывали. Многие новые методики стали своеобразными ноухау. Так, большинство современных осциллографов могут работать совместно с датчиком давления в цилиндре, что позволяет получить график изменения давления в зависимости от угла поворота коленвала. Вместо режима мощностного баланса разработан метод, при котором эффективность работы цилиндров оценивают по  амплитуде пульсаций давления на  срезе выхлопной трубы. Есть и более экзотические варианты использования осциллографа, например позволяющие оценить даже равномерность тепловых зазоров в  приводе клапанного механизма. Некоторые осциллографы по  своим возможностям даже превосходят  Универсальный аппаратный осциллограф от фирмы Fluke используют не только  при ремонте автомобиля. Он поможет и увлеченному, требовательному радиолюбителю.   Аппаратный 4-канальный автомобильный осциллограф Solarity от компании OTC.  Встроенная библиотека сигналов поможет  диагносту в поиске неисправностей. Одно  из весомых преимуществ – автономность.  Ведь если в сервисе нет поста диагностики,  то на подготовку программно-аппаратного  устройства (подключение к компьютеру) тратится дополнительное время.мотор-тестеры последнего поколения. Но  принципиальное различие между двумя этими приборами сохранится всегда: в  отличие от  мотор-тестера, активно воздействующего на  двигатель через систему зажигания (отключение цилиндров, замер компрессии), осциллограф – это измерительноиндикаторный прибор, работающий в пассивном режиме. Специалисту по диагностике важно знать следующее: если среди обслуживаемых авто большую часть составляют устаревшие, соответствующие нормам токсичности до  Евро  II, с  традиционными системами зажигания и крайне ограниченными функциями самодиагностики ЭБУ, то покупка мотор-тестера представляется рациональным шагом – основная работа ляжет именно на его «плечи». А  для тех, кто занимается более современными авто (Еврo III и выше), мотор-тестер может оказаться дорогостоящей обузой. Необходимым (но  не  достаточным) условием эффективной работы будет покупка сканера, а  в  придачу  – хорошего осциллографа. Последний будет особенно полезным при работе с  автомобилями, насыщенными электроникой (АБС, ПБС, АКП, кузовная электроника и  т.  п.). Ведь осциллограф  – прекрасное подспорье при работе с  электронными системами и  CAN-шинами, без которых сейчас уже не обходится практически ни один автомобиль, особенно среднего и высшего классов.На правах рекламы