КУРЬЕРПОБЕДА-65БКогда личное становится общимез малого полгода мы вместе с читателями отмечаем главное событие 2010-го – юбилей великой Победы. Отклики и воспоминания, фото времен войны, извлеченные из семейных архивов, вряд ли кого-то оставили равнодушными. Да иначе и не может быть. Даже в самом сжатом изложении (и изображении) они порой способны дать более яркую картину, чем иные толстые книги. В них информация, что называется, из первых рук о том, как жили и умирали, воевали и побеждали наши герои-водители. Поток откликов, естественно, иссякает – в следующем номере, к годовщине окончания Второй мировой войны, мы намерены подвести итоги акции и вознаградить ее участников. А для этого от всех, чьи материалы были опубликованы, ждем контактную информацию: домашний адрес с индексом, дату и место рождения, номер паспорта, кем и когда выдан ИНН, номер пенсионного страхового свидетельства. Спасибо всем и удачи!Братья Гордиенко, Терентий и ФедорИз семьи моего деда Максима Ивановича уже 23 июня 1941 года на фронт ушли четыре его сына. Двух младших – моего отца Терентия и Федора, имевших к тому времени водительский стаж, направили в 595-й отдельный автотранспортный батальон 18-й армии, а оттуда почти сразу на фронт.Отец получил водительское удостоверение в 1935 году и сел за руль АМО-Ф15. В первые годы, по его рассказам, шоферам выдавали форму: кожаные куртки с брюками, сапоги, краги, шлемы и очки. А вот автоинспектора до призыва в армию в 1941 году он ни разу не видел. По окончании автошколы получали временное удостоверение, и тут же Терентий Гордиенко (стоит) с племянником Иваном Кравцовым, всю войну водившим железнодорожные составы с военными грузами.предписывалось пройти месячную стажировку. Только после ее успешного завершения можно было рассчитывать на водительские права. Вслед за отцом их получил и самый младший из братьев – Федор. Несмотря на плохие дороги, ежедневный пробег достигал у них 110– 160 км. В 1939 году отца направили на впервые организованные курсы шоферов второго класса, которые он успешно окончил. Таким образом, на фронт оба брата попали уже опытными по тем временам водителями. Наши войска в первые месяцы войны несли тяжелые потери и отступали. В воздухе господствовала фашистская авиация. Автомобилей в передовых частях почти не осталось. Чтобы доставлять на передовую боеприпасы, ГСМ, продовольствие, а оттуда вывозить раненых, из 595-го автобата выделяли автомобили, выполнявшие задание небольшими группами, а то и поодиночке. Один из эпизодов запомнился всему батальону. После разгрузки на передовой у водителя на обратном пути случилась поломка. Мимо него шли и шли группы отступавших. Поняв, что никто не может ему помочь, он бросил машину, а прибыв в батальон, доложил, что она уничтожена. Но пехота удержала рубежи – автомобиль обнаружили. Уже на следующий день по приговору военного трибунала водителя расстреляли перед строем. Подобного в батальоне до конца войны больше не случалось, но фронтовые водители старались добыть как можно больше запчастей, выменивали что-то свое на кожаные поясные ремни – их тоже использовали при ремонте машины. Я прослужил в автомобильных войсках без малого тридцать лет. Сейчас в них служат мои сыновья и пле-мянники. И все мы знаем об изобре об изобретательности и находчивости фронтовых водителей. В первые же месяцы войны все прелести «одиночного плавания» в сторону передовой испытал и мой отец. Однажды командир роты дал задание: доставить снаряды артбатарее, расположенной на окраине такого-то села. Открыл планшет и показал место на карте: ясно? Выполняйте! А местность незнакомая, остается надеяться на удачу. Кое-как нашел нужную деревню, но вокруг тишина: ни батареи, ни пехоты, ни жителей. Возвращаться, не выполнив приказ, нельзя. Стал объезжать окрестности, и вдруг на лесную дорогу, прямо перед машиной, выползает по-пластунски боец в телогрейке с автоматом и гранатой в руке… Ты, мол, что – сдаваться едешь? Я – полковая разведка! Что делать? Приказ не выполнен, справок с печатью разведка не дает, а вокруг, оказывается, немцы! Развернулся и погнал назад, но на открытой местности машину заметили, открыли огонь, однако танк промахнулся. За одну поездку четырежды повезло: и разведчик мог без расспросов92За рулем 08/2010 гранату кинуть, и немецкие танкисты не попали в цель, и машина не подвела… А главное, батарея нашлась! Только совсем в другом месте… У всех фронтовых водителей, независимо от места и времени, было два сверхчеловеческих желания: выспаться и поесть. По рассказам отца и дяди, спать могли везде, где не нужно было ехать. Спали под бомбежками и артобстрелами, выбирая маломальское укрытие, а просыпались от наступившей тишины. Водителям очень часто выдавали сухой паек, который здоровые мужчины уничтожали за три дня вместо положенных пяти. Ничего не менялось, даже если перевозили продовольствие: за пропажу хотя бы одной банки тушенки из указанных в накладной – трибунал. В ходе оборонительных боев 18-я армия и ее 595-й ОАТБ оказались на Кавказе. Горные серпантины и перевалы стали серьезным испытанием для водителей: большинство было из центральных областей страны. Здесь негде укрыться от бомбежек и артобстрелов, разорвавшиеся даже в стороне снаряды и бомбы могли вызвать камнепад, а зимой – снежную лавину. В населенных пунктах соблюдались жесточайшие меры светомаскировки: автоколонны двигались вообще без света, ориентируясь лишь по белым кругам на задних бортах идущих впереди машин. Но самые гнетущие воспоминания всех водителей батальона связаны с высадкой десанта на «Малой земле» и под Новороссийском. Каждую ночь батальон доставлял для погрузки на плавсредства тысячи десантников, а наутро встречал оттуда лишь десятки раненых. И так – много дней подряд.Терентий Максимович сидит на подножке своего ЗИСа.Федор Гордиенко.Нес потери от бомбежек и артобстрелов и 595-й ОАТБ. Сказывались беспредельная усталость от непривычных горных дорог и езды без света. Один случай отцу запомнился на всю жизнь. Автоколонны батальона передвигались многократно по одному и тому же маршруту, и водители – фронтовой опыт! – старались двигаться по одной и той же колее. А в тот день машина, идущая перед ним, вдруг стала смещаться в сторону (возможно, водитель уснул) и почти сразу же подорвалась на противотанковой мине. Ничего от нее не осталось. Когда наши войска перешли в наступление, работы для водителей прибавилось. К этому времени братья Гордиенко получили первые награды – благодарности Верховного главнокомандующего и медали. Им также вручили знаки «Отличный шофер». В один из дней отца вместе с машиной срочно направили в распоряжение майора Смирнова – начальника артиллерии одного из полков. Получили сухой паек, загрузили имущество и тронулись в путь по горным серпантинам. Вскоре выяснилось: дорога впереди взорвана отступающими немецкими войсками. А задачу выполнять надо во что бы то ни стало. Оче-редной виток серпантина, на который нужно попасть, виден внизу метрах в ста – ста пятидесяти. Склон крутой, изрытый воронками от разрывов бомб и снарядов, кругом валуны. Майор Смирнов решает опустить ЗИС-5 на нижний участок дороги… на веревках! Отец должен был находиться за рулем, чтобы на ровных полосках склона притормаживать и объезжать воронки, а выступающие неровности преодолевать своим ходом, да так, чтобы опускающие его бойцы не покатились вслед за ЗИСом вниз. Так Терентию Гордиенко пришлось примерить на себя роль каскадера. Спуск автомобиля прошел успешно, груз доставили, задачу выполнили. За это отец был награжден медалью «За отвагу». После освобождения Украины и выхода наших войск на западную границу для военных водителей возникли новые и неожиданные опасности – нападения бандеровцев на одиночные и небольшие группы автомобилей. В один из рейсов пулеметной очередью из леса была прошита правая дверь и крыша кабины – всего в нескольких сантиметрах над головой Федора, моего дяди. Тогда наложили запрет на движение автомобилей ночью, в дневное же время полагалось следовать только в составе колонн.Автоколонны, как вспоминали братья, формировались на окраинах населенных пунктов. На двух или трех машинах устанавливали пулеметы и только после этого отправлялись в путь. Тогда же перевооружили и водителей 595-го автобатальона. Винтовки, которые едва помещались в кабине ЗИС-5 (по диагонали за спиной водителя), заменили автоматами ППШ. Двум фронтовым водителям Гордиенко посчастливилось за годы войны четырежды (!) повстречаться со старшим братом Василием, который воевал на соседнем фронте. И каждый раз они посылали совместное письмо родным. Далее под колесами их машин остались дороги Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии. Трагические события в жизни братьев, которые вернулись с войны живыми и работоспособными, произошли уже в мирное время. Мой отец Терентий Максимович, спасая автомобиль, получил очень тяжелую травму, а в 1953 году умерла его жена, моя мать. Мне было три с половиной года. От тяжелой болезни в 1964 году умер мой дядя Федор Максимович. Их давно уже нет, но автомобильные традиции будут живы в нашей памяти еще долго. В.Т. Гордиенко, сын и племянникЗа рулем 08/201093 КУРЬЕРПОБЕДА-65 Семен Филиппович МаршакВ начале июля 1941 года кружок юных автомобилистов, в котором с увлечением занимался Сеня Маршак, собирался в пробег по маршруту Москва – Ясная Поляна – Москва. Грянула война, и пробег сам собой отпал. Но юниорские водительские права (тогда были и такие) пригодились – смог поработать за рулем грузовика ГАЗ-АА. В августе 1942 года ушел в армию. Краткий курс обучения в ХарьковскомМанир Саддыкович АгишевНашел фото, где мой дед снят с товарищами. Он крайний справа. На фронт попал в январе 1943 года. Сначала воевал в 584-м стрелковом полку пулеметчиком, а потом в 18-м гвардейском моторизованном полкуБорис Егорович Волковводителем. Война для него окончилась награждением медалью «За победу над Японией». После демобилизации дед остался верен автомобилям, работал мастером по вождению в автошколе. Андрей Подойницын, внук вывозил раненых танкистов. С сентября 1942 года – шофер 46-й эвакуационной роты по вывозу танков с поля боя. В 1943-м при эвакуации Т-34 ранен, награжден медалью «За боевые заслуги». В том же году попал на Центральный фронт, в 27-ю армию. Там довелось перевозить сварочную технику для ремонта подбитых танков прямо на передовой. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, а войну закончил в Австрии. Но и после этого остался на военной службе – 57 лет проработал шофером в Академии им. Фрунзе, где был занесен в Книгу почета. Награжден медалью «За трудовую доблесть». Сергей Донбровский, внукартиллерийском училище, эвакуированном в Ташкент, и Сталинград – командир взвода управления. Вскоре его дивизион перешел с конной тяги на «студебекеры», так что расставание с автомобилями было недолгим. Много чего довелось испытать молодому офицеру. Несколько ранений, за форсирование Западной Двины награжден орденом Красной Звезды, имеет и другие награды. Победу встретил под Кенигсбергом командиром гаубичной батареи. В 1946-м ушел в запас, окончил Московский автомеханический институт и с 1958 года, работая старшим инженером испытательной лаборатории на заводе МЗМА – «Москвич», серьезно увлекся автоспортом. В 1963 году стал серебряным призером чемпионата страны и мастером спорта. Татьяна Соколова, председатель Союза ветеранов автоспорта РоссииМой дед Борис Егорович Волков родился в 1920 году. В 1939-м был направлен на курсы шоферов, а в октябре 1940 года его призвали на военную службу в Первую танковую дивизию. С 22 июня 1941 года он на Карельском фронте, водитель ЗИС-5. Доставлял боеприпасы к танкам,Михаил Иванович НужныйЕго имя известно в городе Дмитрове Московской области. Пятнадцатилетним подростком за рулем трактора прямо с колхозного поля попал он на фронт. Много потом пришлось пережить, оказавшись на оккупированной территории. После демобилизации в 1952 году целиком отдал себя делу обучения школьников вождению авто. «Вспомнил тяжелые военные годы, – объясняет он, – когда водитель погибает, а заменить его некому. Начинали с автомобильного кружка, а потом дошли в программе обучения и до автодела». Да, многие жители благодарны ветерану. Он помог им полюбить и познать автомобиль.94За рулем 08/2010