140
141
142
ТЕХНИКАИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР БМВОгонь, вода и воздушные трубыЧтобы сделать машину надежной, ее зверски морозят, жарят на солнце, поливают обильно дождем, засыпают снегом. Многие условия создают искусственно, но получается очень реалистично, в чем убедился Максим Сачков. Фото БМВ.В  Москве жара под тридцать градусов. А  в  Мюнхене за  пару дней до  моего приезда были... заморозки. Что брать с собой  – футболку или пуховик? Возьму и то и другое, ведь БМВ приглашает в новый научно-исследовательский центр энергии и  окружающей среды EVZ (Energie- und umwelttechnische Versuchszentrum), а погоду там не мо-жет предсказать ни  один синоптик  – о ней осведомлены лишь инженеры.ЗИМА И ЛЕТО В ДВУХ ШАГАХПод одной крышей пять испытательных лабораторий  – три аэродинамических трубы, а  также высотные (для изменения давления) и  морозильные камеры. По заказу тепло сменяет холод, солнце – дождь, поднимается и падает атмосфер-ное давление, меняются влажность воздуха и  сила ветра. Испытания в  лабораториях EVZ заменяют львиную долю тестов в реальных условиях. Удается сэкономить не только деньги, но и время – не нужно строить множество прототипов и  лишний раз гонять за  тысячи километров водителей и автомобили. В трубах и камерах можно задать (а затем многократно и  в  точности воспро-140 За рулем 08/2010 414 м2240 м3138 мВ высотной камере можно задать любое атмосферное давление, аналогичное тому, что на отметках от –200 до 4200 м над уровнем моря, а заодно температуру от –30 до +45ºС и влажность от 5 до 80%. Любопытно, что на изготовление термоизолированной высотной камеры размером 12×6 м пошло 60 т стали. В распылителе обычная вода, а внутри морозильной камеры –20ºС. Когда слой льда достигает 1,5–2 мм, пускают двигатель и включают отопитель. Камеры записывают изменения «рисунков» на стеклах, а компьютерная программа обрабатывает результаты, сравнивает их с эталонными и выдает необходимые подсказки.извести) нужные погодные и дорожные условия и намного быстрее, чем с дороги, получить требуемые результаты.КАМЕРНОЕ ИСПОЛНЕНИЕГорячий кофе не  помешает, ведь первым номером программы значится морозильная камера. Это самая маленькая из  испытательных лабораторий (10×5 м), здесь проводят тесты при низких температурах (до  –30ºС). Например, тестируют в  экстремальных условиях двигатель и коробку передач, а  затем вносят необходимые изменения в программу управления. Еще одно обязательное для всех БМВ испытание  – проверяют, как бы-стро печка уберет наледь. Водитель заводит двигатель  – четыре камеры следят за  расплывающимися черными пятнами на  переднем, заднем и  боковых стеклах. Раньше на  них накладывали кальки, очерчивали границы, анализировали сложившуюся картину. Вручную ветровое стекло обмеряли не меньше пяти часов. Компьютер тратит на те же операции 5–10 минут. В лаборатории проверяют и то, насколько эффективно система вентиляции и отопления борется с запотеванием. В  США, Европе и  Японии установлены четкие нормативы, регламентирующие время, за которое стекло должно стать прозрачным. Для измерений ис-пользуют то  же оборудование, только на  водительское сиденье устанавливают увлажнитель воздуха, а в камере выставляют плюсовую температуру. Соседняя лаборатория, на  первый взгляд, от  «морозильника» принципиально не отличается. Хотя стекла и рамы толще, на  входе массивная стальная дверь, а  на  информационном табло дополнительный параметр  – высота. Легко догадаться, что здесь экспериментируют, варьируя не только температуру и  влажность, но  и  давление. Сейчас подопытный МИНИ, предназначенный для японского рынка, по  сценарию взбирается на  Фудзияму. Измерительное оборудование фикси-С открытием испытательного центра EVZ вопрос «стенд или тестовая поездка?» стал неактуален. Ведь в течение восьми часов автомобиль, не сходя с беговых барабанов, проедет через все климатические зоны, попадет под дождь и снег, подвергнется воздействию температуры от –50 до +50ºС. В атмосферном канале между барабанами расположена бегущая лента для испытания мотоциклов. На некоторых тестах (например, когда проверяют распределение воздушных потоков для охлаждения двигателя) за руль сажают пилота, в остальных случаях мотоцикл надежно фиксируют и управляют им дистанционно.За рулем 08/2010 141 ТЕХНИКА | ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР БМВТак выглядит в разрезе атмосферная аэродинамическая труба (две других имеют схожую конструкцию, за исключением некоторых нюансов – например, в климатической нет имитаторов дождя и снега, а в термической пропадают еще и «солнечные» софиты и увлажнитель воздуха): 1 – беговые барабаны; 2 – вентилятор; 3 – воздушная заслонка; 4 – теплообменник; 5 – увлажнитель воздуха; 6 – имитатор солнечного света; 7 – имитатор дождя; 8 – генератор снега; 9 – распределитель потоков воздуха; 10 – лента для испытания мотоциклов; 11 – заправочная станция; 12 – отвод отработавших газов.рует уровень вредных выбросов и  изменение мощностных характеристик. Три аэродинамических трубы одинаковы по  концепции, однако выполняют разные задачи. В  первой, термической, проверяют термонагруженность основных агрегатов и  узлов, а  также эффективность и  распределение охлаждающих воздушных потоков. Диапазон температур  – от  20 до  45ºС, а  скорость воздушного потока достигает 280  км/ч. Между беговыми барабанами яма, покрытая стеклом: сквозь него из-под автомобиля отслеживают подверженные перегреву места. На стенде  – вседорожник, «едущий» с  виртуальным прицепом по  прописанному маршруту. За  кормой, естественно, ничего нет, а  дополнительную нагрузку имитируют, подтормаживая беговые барабаны. Впрочем, жизненных сценариев более чем достаточно: езда в  ужасную жару на  максимальных скоростях или движение по  автобану, чередующееся с  остановками в  пробках. Последнее142 За рулем 08/2010 ВЫЛЕТАЮТ В ТРУБУнаиболее опасно: обдув воздухом резко прекращается, а мотору еще нужно избавиться от избыточного тепла. В климатической трубе проверяют также эффективность систем охлаждения двигателя, коробок, тормозов, работоспособность климат-контроля, проводят высокоскоростные испытания. Изюминка лаборатории  – вентилятор с  легкими и  жесткими крыльчатками, сделанными не из алюминия, а  из  углепластика. Он быстро набирает обороты и  позволяет сымитировать практически любые ускорения  – например, при прохождении БМВ-М5 круга на Нюрбургринге. Вот и  «солнце» засияло! Это над испытательным стендом включили 24  лампы, выдающие 1200  кВт/м². Значит, системе охлаждения двигателя предстоит еще одно серьезное испытание  – с нагрузкой, при палящем «солнце», вдобавок без спасительного встречного ветра. Дополнительно контролируют, как отводится тепло, выявляя опасные локальные перегревы. Последняя по  счету, но не  по  значению атмосферная труба располага-ет самыми широкими возможностями. Тут моделируют любые погодные условия: холод, жару, пониженное давление, снег, дождь. Причем, играя скоростью воздушного потока, изменяют интенсивность осадков. Кроме того, для экспериментов готовят разный по  консистенции снег  – от  мокрого и липкого до рассыпчатого, напоминающего порошок. Кстати, при северных испытаниях возникла ситуация, когда поднимающийся за  грузовиком снежный шлейф проникал под капот и  забивал патрубок воздушного фильтра – двигатель терял мощность и  глох. Неисправность устранили, но для  последующих тестов в  реальных условиях понадобились три автомобиля и пилоты, которые часами накатывали километры по  заснеженным дорогам. Для этих же целей в атмосферной трубе достаточно одной машины без водителя. Сначала вспотел, потом замерз… Мог слепить снеговика; хорошо еще, не попал под дождь. Ситуаций достаточно, чтобы убедиться в  реалистичности условий для испытаний – ведь тут даже плохую погоду делают хорошо.