Шаг в сторонуБЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ ВДОЛЬ М10CМало кто из современников, несущихся по трассе Москва – Питер, позволяет себе роскошь свернуть с нее в сторону. Некогда да и незачем. Но снова портит настроение очередная пробка, и вновь манит знакомый с детства указатель… Дорожные впечатления от необычного пробега меж двумя столицами систематизировал Михаил Колодочкин, фотоохоту на достопримечательности вел Константин Якубов. каждым часом привлекательность межстоличной трассы М10 тает, как шоколадка в бардачке. Вырубленные деревья, некогда украшавшие берега Иваньковского водохранилища, унизительные пробки Солнечногорска, нескончаемый ямочный ремонт по всем семистам километрам, непредсказуемый трафик... Тем, кто понимает разницу между путешествием и заурядной поездкой из пункта А в пункт Б, предлагаем свой вариант маршрута. куркинское и Машкинское шоссе: выбрались к монументу «Ежи» на 23-м километре М10, откуда вскоре свернули к аэропорту. Совершив «полукруг почета», повернули возле «Шереметьево-1» на Лобню, откуда выбрались на Рогачевское шоссе, минуя противный железнодорожный переезд. Сразу стало веселее. И не столько от мелькающих за окном церквушек, сколько от сознания того, что до самого Спас-Заулка не будет никаких дорожных мерзостей. Так и получилось: на М10 выехали практически у границы Московской области. Цена удовольствия – крюк в полсотни километров. Тверь решили не объезжать: красивый русский город достоин визита. Был и другой интерес: мост через Волгу на объездной дороге отличается дурным характером и горазд собирать Нормальные герои всегда идут в обход. Но кто же знал, что мы тут не одни такие!В ОБХОДТиповой выезд из Москвы – ползком через Химки, Зеленоград, Солнечногорск и Клин – способен испортить самое хорошее настроение, а потому для путешествия решительно не годится. Сразу же решили удрать через Ново-многокилометровые очереди. Поэтому воспользовались услугами его интеллигентного городского коллеги, выходца из Питера. По нему без нервотрепки перебрались на левый берег. Почти до Торжка М10 ведет себя паинькой, даже движение местами одностороннее. Однако впереди уже маячил Вышний Волочёк с узенькой улицей Парижской Коммуны, абсолютно не приспособленной для транзитного движения. От грядущих неприятностей убегаем в лес: возле указателя «Зеленогорский» уходим налево. Крюк небольшой – меньше десятка километров. Но по времени «теряем» час: погода солнечная, купола сверкают, вода блестит – как тут не поснимать вдоволь! Есть и маленькая ложка дегтя: чтобы вновь вернуться из центра города на М10, нужно повернуть налево, а пропускать тебя Если с Рогачевского шоссе случайно свернуть не налево, а направо, увидите такую вот ракету. В свободное от дежурства время она подрабатывает фотомоделью.230 За рулем 08/2010 Вид с моста Лейтенанта Шмидта на… Тверь! Красиво? Полвека назад этому тверскому мосту действительно достались элементы конструкции питерского коллеги. Поэтому его часто называют «пол-Шмидта». Или попроще – новый. Или иначе – Нововолжский.МКАД – КАД (КРАТКАЯ ЛЕГЕНДА МАРШРУТА)МКАД – поворот на Куркино – ныряем под трассу и выезжаем у «ежиков» на М10 – правый поворот на аэропорт «Шереметьево-2» (Международное шоссе) – правый поворот на Лобню в районе «Шереметьево-1» – левый поворот у торгового центра «Поворот» – левый поворот на Рогачевское шоссе – левый поворот на А108 (вторая кольцевая) – правый поворот на село Спас-Заулок – правый поворот на М10 – идем через Тверь – на подходе к Вышнему Волочку левый поворот (на площадке у «питьевого пункта») на Зеленогорский – в конце населенного пункта правый поворот на Т-образном перекрестке – проходим через центр Вышнего Волочка – делаем левый поворот на М10 – в Куженкине сворачиваем вправо на Бологое – из Бологого уходим по Р8 на Дубровку и Березайку, затем на Лыкошино – в Лыкошине уходим вправо через Поречье к Боровичам – из Боровичей выруливаем на Р53 через Артем в Любытино – из Любытина уходим налево на Малую Вишеру – из Малой Вишеры через Селище попадаем в Спасскую Полисть – правый поворот на М10 – достигаем КАД. Итого согласно одометру – 820 км. Тройной экстрим: на велосипеде, да по висячему мосту, да чуть ли не в воде… Однако в Бологом это будни.За рулем 08/2010 231 Лиса живет в зоопарке близ деревни Коломно. Соседство достойное: мишки, волки, рысь, кабан... и АЗС! Всех этих животных егери когда-то спасли от гибели. Боровичи можно разглядывать долго. Если времени, как всегда, в обрез, полюбуйтесь хотя бы пешеходным мостом через Мсту. Таким Вышний Волочёк с трассы М10 не увидеть. Бухнуть бы сюда здоровенный мешок с пиастрами да дублонами – глядишь, и стал бы городок превращаться в русскую Венецию. не торопятся. Однако все-таки проскакиваем. Тем, кто едет из Питера, гораздо проще: правые повороты проблем не создают. Впереди последний намеченный крюк: в поселке Куженкино сворачиваем на Бологое. С этого момента рекомендуем включить навигатор: его бормотание не будет лишним. Помогло то, что весь маршрут мы продумали заранее: электронному болтуну оставалось направлять нас на безымянных распутьях, коих на Руси абсолютное большинство. Интересно ли здесь ехать? Однозначно – да! Хотя временами и грустно. Всего-то пара десятков километров от автодороги «Россия», а ощущение порой такое, что попали на заброшенную планету, где некогда была цивилизация. Если Бологое или Боровичи еще живут своей жизнью, то, к примеру, близ деревни Корыхново становится жутковато. Бросьте машину на обочине, пройдитесь с камерой сотню метров до развалин фермы... и вам быстренько захочется обратно в салон. А ведь с погодой повезло: яркое солнце, голубое небо!232 За рулем 08/2010Уже на заходе солнца добираемся до деревни Селищи: успеваем заснять то, что пару веков назад было, скорее всего, казармами. Тоже грустно, но не так: преданья старины глубокой всегда носят полусказочный характер. Да и возраст куда солиднее. А в Спасской Полисти сразу попадаем в другой мир: до северной столицы остается часа полтора. На кольцевой смотрим на одометр: наше приключение тянулось 820 км или 14 часов. Пресловутый крюк составил 50 + 8 + 76 = 134 км. Обратный путь можно назвать стандартным – разве что проехали через Новгород и пгт. Пролетарий. Там понаблюдали, как семейная пара ожесточенно выжигала траву и кустарники вдоль проселочной дороги. Позировать перед камерой они категорически отказались, зато на вопрос: «Зачем вы это делаете?» – ответили сразу. – Для начальства! – сплюнул глава семейства. – Будет праздник – обязательно попрутся толпой на кладбище, а растительность их раздражает. Только хрен ли толку: малина, она живучая, на следующий год опять вырастет.– Фарфоровый завод разогнали! – вздохнула его половина. – Вот и стоим в очереди на работу: любую глупость готовы делать. За 4500 рэ в месяц. Выбираемся обратно на трассу – перед нами огромное облако пыли. Уборочная машина изо всех сил драит обочину дороги, покрывая слоем грязи дома, деревья и машины. Похоже, ее водитель тоже готов делать любую глупость в угоду начальнику.ТАК ЕХАТЬ ИЛИ НЕТ?Тем, у кого разного рода мостики, храмы, домики и – увы! – развалины не вызывают каких-либо желаний или раздумий, наш маршрут не подойдет. Но всякий, кто в душе остался немножечко ребенком, должен, как нам кажется, получить от подобной прогулки истинное удовольствие. Отдельное приглашение адресуем всем начальникам, озабоченным уничтожением плодовых кустарников и созданием пылевых облаков. Возможно, кому-то из них захочется после этого попытаться возродить тот же Волочёк или хотя бы построить молочную ферму взамен уничтоженной. Попытка не пытка. Похоже, именно здесь носятся меж двумя столицами скоростные «сапсаны». Мостик обнаружен в Березайке. Справа – речка Березайка. При Аракчееве в Селищах явно был порядок. Сегодня здание не очень похоже на казармы... До автодороги «Россия» чуть меньше 10 км. Без преувеличения, самый привлекательный домик на Питерской трассе. Уже который десяток лет украшает Любань, а до сих пор голова невольно поворачивается к нему.На правах рекламы