АВТОМОБИЛИТЕСТ HONDA CIVIC, MAZDA 3, TOYOTA COROLLAHONDA CIVIC1,8 л, 140 л.с., 5-ступенчатый автомат, Executive, 826 000 руб.MAZDA 31,6 л, 105 л.с., 4-ступенчатый автомат, Touring Plus, 823 000 руб.ИТАДАКИМАСУ Где еще, как не в Японии, уделяют столько внимания деталям трапезы? Стол считается богатым, когда на нем множество яств. Пускай даже все они в малюсеньких порциях. А еще японцы верят, что подаваемые блюда должны в первую очередь ра66За рулем 09/2010довать глаз и только потом насыщать. Проведем параллель с автомобилями? В предыдущих поколениях «Королла» выглядела безлико. Этакое бесполое существо. Последнее поколение совсем иное: ни дать ни взять «Кэмри» в миниатюре. Обновленная «Королла» еще привлекательнее: фары, ради-аторная решетка, фонари – все эти детали после рестайлинга стали еще ярче и самобытнее. «Сивик» с надвинутым на передние колеса салоном удивляет пропорциями: короткий капот, сросшиеся с ним ветровое стекло и крыша. Ну а «трешка» – самая экспрессивная: только взгляните на ее поясную ли- Дразнят аппетитРедкий случай: в тесте сошлись не просто три прямых конкурента, а выходцы из одной страны. «Мазда-3» ох как аппетитна! Но не менее желанны модернизированная «Хонда-Сивик» и только что обновленная «Тойота-Королла». Японские блюда дегустировал Михаил Гзовский. Фото Александра Кульнева.TOYOTA COROLLA1,6 л, 124 л.с., 4-ступенчатый автомат, «Престиж», 797 000 руб.нию и лихо очерченные колесные арки. Но по мне, хороши все! Добро пожаловать внутрь. Здесь в каждой модели прослеживается определенная тенденция – сочетание разномастных по фактуре, оттенку и толщине пластиков. Но настроение везде разное. Интерьер «Короллы» логи-чен, здесь нет стилистической эклектики. Вероятно, поэтому в ходе модернизации ее салон почти не тронули – лишь по-спортивному усекли в нижней части обод руля да поменяли расцветки обивки. А что еще добавишь к шикарным оптитронным приборам с янтарной подсветкой, в которые вживлены дважидкокристаллических дисплея? «Хонда» проповедует диаметрально противоположные ценности. На «Сивике» я ездил не раз, но до сих пор приглядываюсь к каждому изгибу передней панели, пытаясь найти хоть где-нибудь намек на симметрию. У «Мазды» тоже свой подход. В одних деталях она чрезмерЗа рулем 09/201067 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ HONDA CIVIC, MAZDA 3, TOYOTA COROLLAHonda CivicОчередное, восьмое поколение продают с 2006 года, в прошлом году седан подвергли рестайлингу. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, 1,8 л (140 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 6-ступенчатая механическая, 5-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Comfort, Elegance, Executive. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 674 000–826 000 руб. Отличная эргономика, просторный задний диван, приемистый двигатель, смышленая трансмиссия. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Посредственная плавность хода, высокий уровень шума на разгоне, скромный багажник. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАСистема стабилизации отключается полностью, а будучи активированной, работает мягко и точно.Заднее сиденье раскладывается из багажника, при этом получаете почти ровный пол – несомненное достоинство.Наиболее азартная, быстрая и экономичная машина в тесте. Понравится поклонникам современных интерьеров; хорошо подойдет и тем, кто путешествует вчетвером.Кто бы мог подумать, что «двухэтажная» приборная панель всегда остается в поле зрения водителя любого роста, а сформированный вокруг него кокпит позволяет находить кнопки на ощупь уже через пять минут. В «Сивике» удобные, в меру жесткие и хваткие кресла, поспортивному низкая посадка, но залезать в машину при этом удобно. «Мазда» тоже не промах: в глубоких, обрамленных металлом приборных колодцах никогда не гуляют блики; под козырьком в центре передней панели спрятан экран штатной навигации (в «Короллу» и «Сивик» ее даже заказать нельзя). Сидишь здесь выше, чем в «Сивике», подушка явно мягче, а регулировка угла наклона спинки посредством вращающейся ручки удобнее, чем ступенчатая схема «Хонды». Само же кресло понравилось чуть меньше по причине недостаточно выраженной боковой поддержки.7,9полная оценка по категориям в конце статьино строгая (панель приборов), в других разнузданно-легкомысленная (центральная консоль). Меняя температуру климата или громкость «музыки», видишь, как светящаяся синяя полоска в центре консоли вдруг вспыхивает ярче. При этом ручки климат-контроля тоже задают жару: при вращении они начинают подмигивать стрелочками! С точки зрения эргономики, вопреки ожиданиям, лидирует «Хонда».68За рулем 09/2010 Если вам по душе своеобразный дизайн «Хонды», об эргономике беспокоиться не стоит – с ней полный порядок. Спидометр и тахометр на разном фокусном расстоянии, но к этому привыкаешь быстро.Оснащение «трешки» радует удобством, например пятиступенчатой регулировкой подогрева сидений и круиз-контролем. Раструбы спидометра и тахометра оставили слишком мало места дисплею бортового компьютера. Желтая подсветка кому-то покажется ядовитой, но, бесспорно, такие приборы заметно оживляют интерьер. Обновленную «Короллу» узнаешь по усеченному рулю и измененным тканям обивок. Салон незатейлив, но уютен.На правах рекламыЗа рулем 09/201069 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ HONDA CIVIC, MAZDA 3, TOYOTA COROLLAMazda 3Второе явление «трешки» представлено в конце 2008-го, в продаже в России с середины 2009 года. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,6 и 2,0 л (105–150 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 5- или 6-ступенчатая механическая, 4- или 5-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Direct, Touring, Sport. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 619 000–823 000 руб. Качественный интерьер оригинального дизайна, встроенная навигация, неплохой автомат. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Довольно жесткие подвески, тесные задние места. ОБЩАЯ ОЦЕНКАШтатный навигатор – только в наиболее дорогой комплектации, к тому же дисплей мелковат.Качающийся рычажок на правой спице руля для перемещения по меню навигации не слишком удобен.7,9полная оценка по категориям в конце статьиРазумный компромисс между спортивностью «Сивика» и мягкостью «Короллы»: понятна в управлении, умеренно трясет на плохих дорогах, хорошо оснащена.Итак, с эстетикой и эргономикой разобрались. Время пробовать машины на вкус. Итадакимасу, приятного аппетита!КАМПАЙ Японские традиции диктуют и особое поведение за столом: никаких громких разговоров, никакой жестикуляции – пищу следует принимать с расстановкой. Единственное эмоционально про-«Королла»? Она верна своим многолетним ценностям, например специфической посадке на вроде бы комфортном, но бесформенном кресле. Через пару часов езды хочется подложить под поясницу валик – сиденье давит на плечи, а поясничного подпора не хватает. А еще у «Тойоты» блок управления зеркалами зачем-то упрятан в совершенно невидимое водителю место – привыкай, как хочешь.70За рулем 09/2010износимое слово – кампай, будем здоровы! Ехать, как правило, тоже хочется в тишине и покое. Лучшая по этой части – «Королла»: ее двигатель слышен лишь при интенсивном разгоне, шелест покрышек и работа подвески на кочках в салоне почти не ощутимы. Конкуренты заметно шумнее, особенно «Сивик»: мотор голосит без стеснения, асфальтовые морщины не только слышишь, но и чувствуешь на руле и педалях, глу- ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИЗарядник, ежедневник, карта. В какой из трех машин для них больше места? В «Хонде» объемистый перчаточный ящик, а также емкости для мелочей в боксе подлокотника и за сдвижной крышкой по соседству. «Тойота» заставляет сортировать вещи – по сути, в ней два перчаточных ящика. Правда, в верхнее отделение даже DVD не лезет. «Мазда» решила вопрос по-своему: мелочи можно сложить в крышку, а для более крупных вещей предусмотрена ниша в глубине панели. Туда можно упрятать даже компактный нетбук.«Хонда-Сивик». Расположенный на оптимальной высоте блок климат-контроля «Сивика» удобнее, чем у конкурентов.«Тойота-Королла».При постановке «Мазды» в режим «паркинг» можно случайно задеть среднюю ручку климатической установки и отключить подачу воздуха.«Мазда-3».Климат-контроль «Короллы» не менее удобен, чем хондовский.бокие ямы лучше вообще объезжать – иначе удары будут недетскими. Традиционно шумная «Мазда» в новом поколении наконец-то разорилась на звукоизоляцию; на ровном покрытии тишь да гладь, лишь после 120 км/ч в зеркалах начинает заунывно петь ветер. Но стоит выехать с центральных улиц на какую-нибудь Верхнюю Ухабенскую, как начнется беззастенчивый камнепад в колесных арках.Плавность хода? На плохих дорогах «Тойота» однозначно впереди. Она умудряется сочетать умеренную мягкость подвески с приличной энергоемкостью и почти полным игнорированием колейности. Заметная на городских скоростях дорожная мелочь растворяется, если поедешь быстрее, а баланс между повторением профиля дороги и раскачкой здесь также оптимальный. «Мазда» и особенно «Хонда» ощутимо потряхивают экипажНа правах рекламы АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ HONDA CIVIC, MAZDA 3, TOYOTA COROLLAToyota CorollaМодель 2007 года обновляли дважды – в 2009-м модернизировали технику, нынешней весной освежили внешность. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,3 и 1,6 л (101 и 124 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 6-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: «Комфорт», «Комфорт Плюс», «Элеганс», «Престиж». ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 599 000–797 000 руб. Высокая плавность хода и низкий уровень шума, просторный багажник, приемистый двигатель. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Не очень удобное сиденье водителя, тесный задний диван, своенравная трансмиссия. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАБлок регулировки зеркал спрятан за изгибом передней панели.Справа на руле «Короллы» кнопка управления телефоном.Флегматична, но надежна в управлении; наиболее комфортабельна и вынослива на российских дорогах с точки зрения подвесок.почти нет да подлокотники удобны. Пересядем в «Мазду». Вот незадача: здесь колени нащупывают поясницы счастливчиков с передних сидений, а над головой нависает потолок. Так что выбор пассажира второго ряда – «Хонда». Хотя формально ее салон наиболее узкий, а профиль подушки не слишком удачный, ехать приятнее именно в «Сивике»: все недостатки компенсирует солидный запас места для ног.ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ Понятие «главное блюдо» в Японии отсутствует. Но все знают: чайная церемония для жителей островов то же самое, что для нас душевная беседа после застолья. Точно так же истинные автомобилисты всегда приходят к разговорам о быстрой езде. Какой прок от эстетики салона, если машина не способна прилично ехать? Однако наш случай совсем иной.8,1полная оценка по категориям в конце статьив любых скоростных диапазонах, вдобавок «Сивик» не держит удары от крупных неровностей. Похожи они и нежеланием дать водителю расслабиться: «трешке» свойственна некоторая нервозность, а «Сивик» не любит езды в колее. В общем, крепче за баранку держись, шофер! А что скажут пассажиры «галерки»? В «Тойоте» довольных лиц не увидишь: плечам тесно, ступни пристроить непросто… Спасибо, хоть тоннеля на полу72За рулем 09/2010 Благодаря вогнутым спинкам и отсутствию центрального тоннеля в «Хонде» удобно вдвоем и терпимо втроем.Багажник «Сивика» практичен по форме, с широким проемом, но по объему – аутсайдер.Второй ряд «Мазды» «жмет» и в ступнях, и в коленях. Предыдущая «трешка» была просторнее.Внешние петли багажника позволяют использовать его объем целиком. Пример, которому стоит следовать.Сзади в «Королле» не лучше, чем в «Мазде», разве что напольный тоннель почти не мешает.Если объем багажника для вас важнее, чем простор во втором ряду, выбирайте «Тойоту».«Хонда» рвет с места в бой и при этом остается послушной. Благодаря чувствительной (в пробках – даже излишне) педали газа и наиболее мощному в трио 140-сильному мотору «Сивик» ускоряется охотнее оппонентов. Его пятиступенчатый автомат работает наиболее плавно и быстро. Особенность топовой комплектации – в подрулевых лепестках ручного управления трансмиссией, так что машину можнозаставить тормозить двигателем. Единственная придирка к трансмиссии вызвана ее стремлением побыстрее перейти на повышенные экономичные передачи и едва заметная задержка при переходе в кик-даун. Хорош и автомат «Мазды»: не мечется в поисках нужной передачи и всегда ведет себя так, как ожидаешь. В тестовом автомобиле не было кнопок смены скоростей на руле (их можно поЗа рулем 09/2010На правах рекламы73 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ HONDA CIVIC, MAZDA 3, TOYOTA COROLLAлучить лишь с 2-литровым мотором), однако позволено пощелкать рычагом. Удивительно, но факт: заметный проигрыш в лошадиных силах не портит впечатления от разгона «трешки», особенно в городе. Конечно, чудес не бывает, и после 100 км/ч «Мазда» с ее 105 силами потихоньку скисает. Но тандем двигателя и трансмиссии обеспечивает полное взаимопонимание с машиной и позволяет точно рассчитать, когда следует выходить на обгон, а когда нет. «Тойота» стартует почти так же легко, как «Хонда». Однако 124-сильный мотор повинуется акселератору чуть хуже, и здесь, увы, вообще не придется вручную командовать трансмиссией. Пусть говорят, что игры с ручным режимом на автоматах быстро надоедают, – главное, чтобы такая возможность была. Иначе излишне самостоятельная трансмиссия может преподнести сюрприз... При очередном безобидном обгоне «Королла» повела себя именно так: когда машина была уже на чужой полосе и интенсивно ускорялась, коробка вдруг перепрыгнула на повышенную. Топчу педаль газа – и трансмиссия вновь уходит «вниз». Обгон я завершил благополучно, но осадочек остался. Древние традиции не советуют при встрече с жителями Японских островов пристально смотреть им в глаза и подходить при разговоре на недопустимо близкое расстояние. Но мы нарушим правила и спровоцируем наших оппонентов на опасные ситуации – как иначе узнаешь, какой автомобиль сильнее по части управляемости? Первой на горную дорогу выкатывается «Королла». Несмотря на довольно острый руль, «Тойота» не склонна к нервозности и, кажется, даже провокационные действия водителя не в силах сбить ее с траектории. Увы, это впечатление обманчиво: резкий занос наступает неожиданно. И бороться с ним придется один на один – системой стабилизации продаваемые в России «короллы» не оснащают. С «Маздой» такой номер не выйдет: стабилизирующая «трешку» электроника – уже в базовом оснащении. «Трешка» входит в поворот, не обращая внимания на рельеф покрытия. ОнаМАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА В САЛОНЕ ПРИ РАЗГОНЕ 0–100 км/ч, дБА (замеры ЗР)Модель HONDA CIVIC MAZDA 3 TOYOTA COROLLA Уровень шума, дБА 77,2 75,7 73,8ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные HONDA CIVIC Размеры, мм: длина/ширина/высота 4545/1750/1435 база 2700 колея спереди/сзади 1496/1527 Объем багажника, л 389 Радиус поворота, м 5,4 Масса снаряжен./полная, кг 1291/1750 Время разгона 0–100 км/ч, с 10,9 Максим. скорость, км/ч 200 Топливо/запас топлива, л A95/50 Расход топлива, л/100 км: 5,1/9,5/6,7 загородный/городской/ смешанный цикл Двигатель Расположение спереди поперечно Конфигурация/ Р4/16 число клапанов з Рабочий объем, см 1799 Степень сжатия 10,5 Мощность, кВт/л.с. 103/140 при 6300 об/мин 173 при 4300 об/мин Крутящий момент, Н . м Трансмиссия Тип переднеприводная Коробка передач A5 Передаточные числа: 2,67/1,53/1,02/0,72/0,52/1,96 I/II/III/IV/V/з.х. 4,44 Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди типа «Мак-Ферсон» сзади многорычажная реечное Рулевое управление с электроусилителем вентилируемые/ Тормоза: передние/задние дисковые дисковые 205/55R16 Размер шин *Понижающая передача. MAZDA 3 4580/1755/1470 2640 1535/1520 430 5,2 1245/1770 13,1 177 A95/55 5,8/9,8/7,3 TOYOTA COROLLA 4545/1760/1470 2600 1525/1520 450 5,2 1380/1760 11,9 183 A95/55 6,0/9,3/7,2спереди поперечно Р4/16 1598 10,0 77/105 при 6000 об/мин 145 при 4000 об/мин переднеприводная A4 2,82/1,50/1,00/0,73/–/2,65 4,42 типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное с электрогидроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые 205/55R16спереди поперечно Р4/16 1598 10,2 91/124 при 6000 об/мин 157 при 5200 об/мин переднеприводная A4 2,85/1,55/1,00/0,70/–/2,34 4,24 типа «Мак-Ферсон» упругая поперечная балка реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые 205/55R16РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг 1285 Нагрузка на ось, кг (%): переднюю/заднюю 784 (61)/501 (39) 155 Дорожный просвет, мм Динамические качества 1286 779 (60,6)/507 (39,4) 150 1310 806 (62)/504 (38) 155Разгон, с:Эластичность Время разгона, с: 60–100 км/ч (D) 80–120 км/ч (D) Выбег, м: 120–50 км/ч 50–0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с26,7 8,8 1698 734 42,5 9,18,2 11,3 1545 683 40,5 9,57,5 10,1 1732 782 40,0 9,774За рулем 09/2010 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ HONDA CIVIC, MAZDA 3, TOYOTA COROLLAРАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ, мм (замеры ЗР)Модель HONDA CIVIC MAZDA 3 TOYOTA COROLLAL1L2HH1H2B1B2L3min/maxB3min 1055 995H3 440 565 490Н4 450 440 455Vбаг., л 316 372 412930–1140 635–890 1180 1030 935 1370 1310 1010/1660 1040 935–1155 600–855 1185 1005 940 1385 1345 910/1615 975–1180 585–825 1185 1015 930 1385 1335 1035/1610не склонна соскакивать с траектории даже на разбитом асфальте. На сброс газа отвечает плавным заносом, который легко погасить. За это отдельное спасибо рулю с весьма понятным характером реактивного усилия. И все же штурмовать повороты, несмотря на сильные крены, больше всего нравится на «Хонде». «Сивик» демонстрирует нейтральный характер; он не склонен к резкому заносу или сносу, у него великолепно настроена система стабилизации – кстати, полностью отключаемая. Ох и непросто нам с вами, чужакам-гайдзинам, понять японскую культуру! А вот они молодцы: что суши, что автомобили с Японских островов давно завоевали весь мир. Поэтому скорее берите в руки деревянные палочки хаси и кладите в рот тот кусочек, который вам больше всего приглянулся.ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙОбщая оценка Рабочее место водителя Органы управления Модель Сиденье Салон Задняя часть Ходовые качества Комфорт Плавность хода Приспособленность к России Геометрическая проходимость ЭксплуатацияПоведение на дорогеДинамикаПередняя частьБагажникТормозаКлиматСервисОбзорШумHONDA CIVIC MAZDA 3 TOYOTA COROLLA9 8 79 8 88 8 88 9 89 7 87 8 99 8 87 8 89 8 87 8 97 8 98 8 87 8 87 7 77 7 87,9 7,9 8,1Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.Михаил Гзовский: «Каждая машина японского трио нацелена на свою аудиторию: «Мазда» элегантна и предлагает богатое оснащение, «Хонда» берет простором и отточенной техникой, «Тойота» солидна внешне и хорошо переносит российские дорожные условия».76За рулем 09/2010