БЕЗ ГРАНИЦФЕСТИВАЛЬ СКОРОСТИ В ГУДВУДЕНе зря потраченное времяЧто это – cпортивное состязание, выставка тщеславия, грандиозная PR-акция? Точное определение не подберешь. Но в Англии все знают: если ты без ума от автомобилей, то в один из летних уик-эндов дуй в Гудвуд, что в Западном Сассексе. В компанию английских автофанатов влился Игорь Твердунов. Фото автора.Информации о фестивале предостаточно и в Интернете, но куда интересней поговорить с теми, кто там уже был. Едва услышав про Гудвуд, просвещенные коллеги, как один, начинали выпучи-вать глаза, хватать ртом воздух и размахивать руками. И только потом выдавали что-то восторженно-непечатное… Нет, все-таки съездить стоит! Зеленые поля, перелески, узкие дорожки. Вежливый персонал, пригласи-тельный билет, каталог-путеводитель, жетон-пропуск на веревочке… Добро пожаловать в Гудвуд! И автомобили, автомобили, автомобили…. Как успеть осмотреть все, что здесь есть, за одинединственный день?!260 За рулем 09/2010 Сначала – на трассу, посмотреть заезды спортивных автомобилей всех времен и народов. Затем обязательно глянуть на шедевры автомобильного стиля, зайти на выставку суперкаров, потом в парк, где стоят спортивные машины, – ведь на трассу выйдут многие, но не все. А еще – непременно сесть на шаттл и съездить на расположенную неподалеку раллийную трассу. Не помешает посетить павильоны автомобильных компаний. А еще воины Ее Величества танки показывают… Увы, как ни бегал по гудвудскому поместью, везде, конечно, не успел: одного дня на таком грандиозном мероприятии явно мало. К вечеру чувство-Это не что иное, как внешний электростартер. Сейчас дюжий механик возьмет его могучими руками и… …запустит 8-цилиндровый 1,5-литровый мотор «Альфа Ромео-159». Гоночный автомобиль образца 1951 года выпустит облачко синего дыма и отправится на трассу. Как будто 60 лет для него не возраст.На трассе представитель молодого поколения гоночных автомобилей – «Мак-Ларен F1 GTR» образца 1996 года с V-образным 12-цилиндровым мотором БМВ. Спортсмены-ветераны не торопясь, в парадном строю, выдвигаются к старту скоростных заездов. Впереди – «Ягуар-XK 120» 1950 года. За ним еще один представитель английской марки – модель D-Тype 1954 года. Замыкает колонну «Альфа Ромео-6С 3000 СМ» 1952 года.Кто этот седовласый джентльмен в гоночном комбинезоне, вокруг которого вьются фотографы и чья внешность так приглянулась нашему художнику? Не помню я такого гонщика… Конечно, ведь широко известны лишь великие чемпионы. Остальных помнят лишь специалисты и люди увлеченные, а здесь, в Гудвуде, таких немало. На фото – Артуро Мерцарио, гонщик Формулы-1 с 1972 по 1979 год. Особых лавров, правда, не снискал, хотя выступал за «Вильямс» и даже за «Феррари».Настоящий гоночный монстр – «Мерседес-Бенц SSK» 1929 года. Под капотом чудища мотор объемом 7,1 л и мощностью 235 л.с. Как на таком ездили с тогдашними шинами, барабанными тормозами, рулем без усилителя?Хитрый изгиб инженерной мысли в Формуле-1– «Тиррелл-Косворт Р34» 1976 года. Впереди две пары маленьких управляемых колес. Обтекатели сняты для наглядности. За рулем 09/2010 261 БЕЗ ГРАНИЦ | ФЕСТИВАЛЬ СКОРОСТИ В ГУДВУДЕНа выставке суперкаров не то что снимать – подойти к автомобилям трудно. Народ очень интересуется… Но пройти мимо аттракциона с монеткой, поставленной ребром на работающий двигатель «Бентли», я не смог. Правда, деньги здесь особенные, некруглые… Дизайнерский изыск из далекого 1958 года. Пляжный автомобильчик «Мультипла Маринелла» на базе популярного фиатовского минивэнчика. Довоенных автомобилей «Альфа Ромео-8С» хватило бы на небольшой музей. Один из них – модель 8С 2300 с рядной «восьмеркой», оснащенной компрессором, которая родилась в 1931 году как чисто гоночный автомобиль.ДЕЙСТВУЮЩИЙ «ВУЛКАН»В Гудвуде не только ездило по земле все, что может быстро передвигаться. Здесь еще многое летало. Спортивные самолеты, пара раритетных истребителей «Мустанг», послевоенный реактивный вояка «Хантер». Пара современных боевых вертолетов станцевала в небе настоящий вальс, чем отвлекла часть зрителей от автомобилей. А когда в небе появилось ЭТО, уже все зрители, как один, задрали головы вверх. Из-за леса на малой высоте, медленно и степенно выплыло нечто, похожее то ли на инопланетный корабль, то ли на древнего ящера. Дальний бомбардировщик «Вулкан» был создан в 1952 году. Англия еще пыталась сохранить статус военной сверхдержавы и создала целое семейство бомбардировщиков – носителей ядерного оружия. Три V – «Виктор», «Велиэнт» и «Вулкан» встали на боевое дежурство в середине 50-х годов прошлого века. Последний отличался необычной схемой и, естественно, непривычной, не самолетной внешностью. Самолет нес атомную бомбу или крылатую ракету «Блю Стил» с ядерной же боеголовкой. Куда нес – понятно! Холодная война была в разгаре. Позднее «Вулкан» утратил свое стратегическое значение, но на закате военной карьеры успел поучаствовать в англо-аргентинской войне. Ветеран, предназначенный для действий в Европе, несколько раз совершил рейд через всю Атлантику. Бомбил аргентинский аэродром, пытался подавить систему ПВО на Фолклендских островах… Сегодня «Вулкан» уже не страшное оружие, а шедевр технической мысли прошлого времени. И предмет законной гордости британцев.Автомобиль безопасности на трассе – согласно статусу мероприятия и национальной традиции. «Роллс-Ройс», однако…вал себя зависшим компьютером, которому срочно требуется перезагрузка. В голове смешались автомобили, люди, названия, годы выпуска, технические данные – и все это никак не хотело раскладываться хоть в какую-то систему… Чтобы разобраться в фотографиях и впечатлениях, понадобилось время. Но одно понял сразу: время, проведенное на Фестивале скорости в Гудвуде, – это время, потраченное не зря.262 За рулем 09/2010