ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВсем шинам шинаРазмерность шин для грузовиков определяется в основном требованиями к грузоподъемности: на маленьком колесе десяток-другой тонн не увезешь. А если нужно загрузить в самосвал… 360 т? Вот по этому случаю и придумали самую большую на сегодня покрышку «Мишлен-59/80R63 XDR» для карьерного самосвала «Катерпиллер-797В» полной массой свыше 600 т. В данной шине весом 4,7 т только стальной корд весит 890 кг! При замене такого колеса не обойтись без погрузчика. Размеры тоже впечатляют: наружный диаметр равен 4,03 м, ширина профиля – полтора метра. Стоимость – около 40 тысяч евро за штуку. Закономерно, что к надежности и долговечности карьерных шин предъявляют особенно жесткие требования. Новый сверхглубокий протектор XDR, состоящий из отдельных блоков, позволил продлить срок службы новинки на 25%Допустимая высота протектора здесь не миллиметры, а десятки сантиметров! Перед нами не танкодром и не трасса триала, а шинный полигон в Альмерии. С капитанского мостика «Катерпиллера» эту легковушку можно и не заметить.по сравнению с прежней моделью XKD1. Но как удалось это проверить? В Испании есть необычный испытательный полигон. На нем не найдешь асфальтированных дорог, ведь карьерные самосвалы по таким не ездят. Зато смоделированы характерные условия горнодобывающих предприятий: подъемы, спуски, уклоны, разный грунт… Здесь день и ночь стоит гул гигантских самосвалов, нагруженных под завязку. Может показаться, что это Сизифов труд, но на самом деле он совсем не напрасный: только так и удается проверить новые гигантские шины на практике. Что же касается собственно технологии производства карьерной «обувки», то она, по сути, такая же, как для обычных шин. Но, разумеется, с поправкой на размеры и массу. Ну и, например, допуск на дисбаланс тут другой: не более килограмма. Скажете, много? Но на фоне общей массы шины в 5 т это совершенно незаметная величина.180 За рулем 09/2010 «Замасленные» тормозаЭффективность подмоченных тормозов всем давно известна. А уж если на диск попадет масло… Привычный взгляд на вещи может, однако, изменить новый подход к конструированию тормозов, предложенный компанией TMD Friction. Разработчики сумели резко уменьшить износ трущихся пар – колодок и диска – за счет использования специального пластичного состава, скрытого в полости тормозной колодки. Это, конечно, не обычная смазка, а материал, который при торможении переносится на поверхность диска, внедряется в нее и образует тончайший (около 10 мкм) трансферный слой. Он не только защищает диск от износа, но и захватывает стирающиеся зерна колодки. Теперь, когда колодка по мере износа становится тоньше, диск, напротив, толстеет! К тому же при работе новых тормозов почти не образуется вредной пыли. В расчете на регенерацию диска его начальную толщину можно уменьшить, а это экономия до 500 г массы на колесо. Разумеется, на словах все кажется простым, на деле же пришлось долго и тщательно подбирать нужную композицию из микрозерен фрикционных материалов различной твердости, каучука, смазки, металлических нитей. Полная рецептура держится в секрете. Ясно, что при внедрении новинки тормоза станут дороже. С другой стороны, отпадет необходимость менять изношенные диски.Новые тормозные колодки – своеобразные «сосуды» с пластичным, восстанавливающим диск составом.На правах рекламыЗа рулем 09/2010 181 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯОфициально безвредныОказывается, не только кошки, пыль и апельси ны способны вызывать аллергию. Мощным ал лергеном может стать и автомобиль, а точнее, материалы его интерьера. Примечательно, что в ходе исследований в список возбудителей ал лергии внесли даже такие материалы, как хром и никель, олицетворяющие собой спортивность и роскошь модели. Над перечнем материалов и компонен тов, которые не должны вызывать отторже ния у чувствительного покупателя, корпора ция «Форд» работает уже 20 лет. Была построена специальная система контроля (Global Materials Management), позволяющая предъявлять требо вания поставщикам и отслеживать качество ма териалов. Все исследования проводятся в рам ках обширной программы экологического развития продукта. Она подразумевает комплекс ную оценку воздействия автомобиля на людей с учетом таких параметров, как влияние на гло бальное потепление, изменение качества возду ха, шум, безопасность. Антиаллергенное направление выдели лось в специальное в 2002 году, когда специали сты европейского подразделения «Форда» объ единили усилия с экспертами из немецкого TÜV Rheinland. На сегодняшний день восемь моделей ком пании («Фиеста», «Фьюжн», «Фокус», CMAX, «Куга», «Мондео», SMAX и «Гэлакси») получили положительное заключение по стандарту «салон без аллергенов». Отныне все компоненты, кон тактирующие с кожей человека, будь то рулевое колесо, обивка сидений или ремни безопасно сти, не вызовут раздражения. (О пыльце, впро чем, тоже не забыли: ее не пропустят внутрь са лонные фильтры.) Учитывая, что аллергии подвержено око ло 30% жителей планеты, это неплохой аргумент в рамках здоровой конкуренции.Салон «Фиесты» теперь официально безвреден для аллергиков.Проверка в испарительной камере. Вот так замеряются параметры качества воздуха на уровне головы водителя.182 За рулем 09/2010 Свободно конвертируемое напряжениеКакое напряжение в бортовой сети вашего автомобиля? Следовало бы ответить вопросом на вопрос: в какой именно сети? Потому что в гибридных моделях могут встретиться – загибайте пальцы – 600 В для питания электромотора, 300 В в тяговой батарее, 100 В в буферных суперконденсаторах, 150 В в активной подвеске и сервоприводе руля и, конечно, 12 В во всем остальном электрооборудовании. Все эти сети существуют не сами по себе, а обмениваются потоками энергии, согласовать же уровни напряжения позволяют так называемые DC/DC-конвертеры. До сих пор они работали лишь в одну сторону – скажем, преобразовывали 12 В в 220, но никак не наоборот. Поэтому в гибридных моделях приходилось использовать несколько разных конвертеров, чтобы обеспечивать обмен энергией в любом направлении. Но теперь компания «Продрайв» создала конвертер, способный свободно преобразовывать величину напряжения в любом направлении. Появление такого устройства сулит немалые выгоды. Команды из Манчестерского университета, Raytheon Systems, SciSys, International Transformers и европейского технического центра Tata Motors обещают сделать ходовой образец уже года через три, а через пять – семь лет вывести новинку на рынок.Новый конвертер займет совсем немного места между мотором и батареей.Вот сколько уровней напряжения может согласовать между собой единственный «мультипортовый» конвертер.На правах рекламы