ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИПрисоединяйтесь, господа!За первое полугодие этого года в России запущено около 50 инвестиционных промышленных проектов на общую сумму свыше 19 млрд. долларов. Часть из них – в автопроме. Выгодное вложение денег изучал Игорь Моржаретто.ЗАПАХ НОВОЙ РЕЗИНЫУвы, автопром пока не является ли дером по инвестиционной привлека тельности, в отличие от химии и неф тепереработки. Но ведь многие пред приятия этих отраслей работают в ко нечном итоге именно на автомобиль ную! Нынешней весной стартовал как раз такой проект: японская «Йоко гама» начала возводить шинный за вод в особой экономической зоне «Ли пецк». Объем инвестиций – 400 млн. долларов. Уже в апреле следующего года японцы обещают начать отгруз ку шин потребителям. Первая оче редь рассчитана на ежегодный выпуск 1,5 млн. шин для легковых автомоби лей. Причем японский проект в этой области далеко не первый: свои пред приятия уже открыли компании «Но киан», «Мишлен»… Все понятно: в на шем парке необратимо растет чис220 За рулем 09/2010ло иномарок (в том числе российской сборки), на одних импортных постав ках уже не проживешь – нужно разво рачивать производство внутри страны. Но и в чисто автомобильном секто ре уже произошло (или случится чуть позже) несколько открытий. В Ка лужской области запущен автосбо рочный завод французского концер на PSA (автомобили концерна «Пежо Ситроен», а также примкнувшей к не му компании «Мицубиси»). Стои мость проекта – 470 млн. евро. Аб солютно новый, возведенный в чи стом поле завод уже выпускает легко вые автомобили Скласса («Пежо308» и «СитроенС4»), вскоре к ним доба вятся вседорожники. К 2012 году мощ ность предприятия достигнет 125 тыс. машин. Кстати, достигнув проектнойНАШИ ИНОСТРАНЦЫмощности, предприятия Центрально го (или КалужскоМосковского) авто мобильного кластера (в него входят за воды «РеноАвтофрамос», «Фольксва ген», «ПежоСитроенМицубиси») бу дут собирать уже около 450 тыс. авто мобилей в год. Эта цифра, в свою оче редь, весьма привлекательна для про изводителей комплектующих. По не которым сведениям, сейчас до десятка потенциальных смежников ведут пе реговоры с администрацией Калуж ской области об открытии предприя тий в регионе. Второй быстро растущий автомо бильный кластер – СевероЗападный (СанктПетербург, Калининград). Здесь главное событие года – пуск питерско го завода «Хёндай» в сентябре. В стро ительство мощностей для выпуска 150 тыс. легковых автомобилей в год инвестировано 500 млн. долларов. Об щий объем выпуска машин силами питерского кластера («Форд», «Тойота», «Дженерал моторс», «Ниссан», «Хёндай», а также АВТОТОР) с выходом предприятий на проектную мощность достигнет почти 600 тыс. штук. Сюда тоже тянутся производители автомобильных компонентов, так что в ближайшее время мы наверняка услышим о новых проектах. Кстати, иностранцы пришли именно в этот регион вполне закономерно. Помимо удобной логистики, местные власти создают инвесторам льготные условия: берут на себя расходы по строительству дорог до будущей площадки и прокладку коммуникаций, снижают налоги на прибыль и имущество. Впрочем, это общемировая практика, ведь иначе перспективный производитель уйдет в другой регион, где инвестиционный климат лучше… Похоже, именно такой сумели создать в Республике Татарстан, где уже в ближайшее время начнется строительство крупного совместного завода ФИАТа и российской компании «Соллерс». Здесь должны выпускать до 500 тыс. автомобилей марок ФИАТ и «Джип»; инвестиции составят рекордные 2,3 млрд. евро. Детали этого мегапроекта на момент подготовки статьи были еще неизвестны, но в том, что он осуществится, практически нет сомнений: премьер-министр Владимир Путин поручил руководителям двух госбанков, ВТБ и ВЭБ, «проработать вопрос» о предоставлении предприятию «длинного» кредита на сумму 2,1 млрд. евро. Так что отступать, похоже, некуда… Последняя новость, которая пришла уже в начале лета: «Рено тракс» и новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала» (АМУР) подписали соглашение о сборке грузовиковСреднетоннажный грузовик «Рено-Мидлум» получит прописку на заводе АМУР.Даже без учета новых проектов (ФИАТ и «Рено тракс»), по данным Минпромторга, общая сумма инвестиций в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов.«Рено» серии Midlum. Размер инвестиций пока неизвестен. По данным Минпромторга, даже без учета неосвоенных проектов общая сумма вливаний в наш автопром уже составила более 4,8 млрд. долларов!СЕЛЬСКИЕ ВЕСТИИностранные фирмы готовы выпускать у нас не только автомобили, но и иную технику. Скажем, сельскохозяйственную. Поскольку эти отрасли в Минпромторге объединены под крышей одного департамента, заодно расскажу о проектах сельхозмашиностроения. В начале года американскаякомпания «Джон Дир» заявила о намерении вложить 125 млн. долларов в строительство завода в России. Цех крупноузловой сборки комбайнов уже открылся в бизнес-парке «Южные врата» (он расположен в Московской области, недалеко от аэропорта «Домодедово»). Обещают вскоре увеличить степень локализации, наладить сварку и окраску. Как видим, жизнь в российском автопроме (и смежных отраслях) продолжается; более того, подписываются соглашения, запускаются новые проекты, строятся заводы… И это не может не радовать.На правах рекламы