184
186
188
189
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ LAND ROVER DISCOVERY 4Вседорожник, даже такой дорогой, как «Ленд-Ровер», кто-то обслуживает самостоятельно. Ремонтопригодность модели «Дискавери» взялся проверить Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.В данном случае мы будем разбирать «Дискавери 4», хотя большинство пунктов можно смело применить и к предшественнику с  индексом  3: инструмент, расходники и  приемы обслуживания те же. Для замены масла в двигателе выкручиваем пробку заливной горловины и  сдергиваем вверх декоративную накладку, которая удерживается на четырех резиновых буферах (сейчас мы рассматриваем машину с  трехлитровым дизелем  V6). Между головками мотора вы увидите колбу под ключ «на  32», в  которой установлен картридж фильтра. Меняя его, не  забудьте поставить новое уплотнительное колечко, идущее в комплекте. Чтобы слить отработку, снимаем среднюю часть защиты моторного отсека  – она крепится десятью болта184 За рулем 09/2010 ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ДИСКОми под ключ «на  13». Два задних болта  – длинные и  снабжены дистанционными втулками (не  перепутайте при сборке!). Боковые передние – с отдельными гайками, которые надо придержать ключом «на 15» (уж могли бы приварить их к  поперечине рамы, как и остальные гайки). Привычного масляного щупа нет. И  это плохо, поскольку электронный указатель в  щитке приборов не  покажет признаков старения масла. К  тому  же электроника, бывает, сбоит. На  нашей машине при входе в  режим контроля уровня масла на дисплее высвечивалась надпись: «Функция недоступна». Поэтому имеет смысл заранее изготовить щуп, взяв за  основу гибкий вал спидометра от отечественной «классики» (по длине как раз подходит), благо трубку для щупа производитель оставил. Вставив вал в  рези-новую втулку (от  щупа той  же «классики»), фиксируем его двумя шайбами, обжав их в тисках. Теперь заливаем свежее масло: сперва до  нижнего предела по  электронному указателю (попутно делаем нижнюю засечку на  щупе), а затем до верхнего (вот вам и вторая засечка). А  чтобы кончик гибкого вала не упирался в капот, сделаем петлю, зафиксировав ее изолентой или, что красивее, термоусадочной трубкой. С  заменой воздушного фильтра проблем нет, а  вот с  топливным придется повозиться. Сперва надо снять теплозащитный алюминиевый щиток, прикрывающий днище от  правой выпускной трубы. И хотя он фиксируется всего тремя болтами под ключ «на 10», откручивать их лежа под машиной неудобно. За это снижаем оценку. Охлаждающая жидкость должна служить 10 лет или 258 тыс. км – здо-ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАПуть в неизведанноеLand Rover Discovery 4ДЕБЮТ: апрель 2009-го, Нью-Йорк. КУЗОВ: 5-дверный универсал (SUV). ДВИГАТЕЛИ: бензиновый 5,0 л, 375 л.с.; дизельные – 2,7 л, 190 л.с.; 3,0 л, 245 л.с. (участник теста). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М6, А6 (участница теста). ПРИВОД: полный. КОМПЛЕКТАЦИИ: S, SE, HSE. ЦЕНА В ИЮЛЕ 2010 г: 1 899 000–2 819 000 руб. РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ LAND ROVER DISCOVERY 4 НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе (Castrol SLX Professional 5W-30), масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Ремни привода ГРМ и ТНВД Ремень поликлиновой Масло в АКП (Shell ATF M-1375.4)/ МКП (Castrol BOT338) Масло в раздаточной коробке (Shell TF0753)/редукторах мостов (Castrol SAF-XO) Жидкость ГУР (Texaco Cold Climate Fluid 33270) Антифриз в системе охлаждения (красный STC50529) Жидкость в приводе тормозов (DOT-4)*Проверка, замена по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) 12 (0,5) 24 (1) 24 (1) 24 (1)* 180 (7) 258 (10) 232 (10)/240 (10) 129 (5)/120 (5) –* 258 (10) (3)рово! Но, возможно, менять ее придет­ ся раньше, если, скажем, случалось до­ ливать воды (рекомендованный заво­ дом антифриз в  придорожных мага­ зинах вряд ли сыщешь). В этом случае вас ждет неприятный сюрприз: слив­ ных пробок в  системе нет. Придет­ ся снимать шланги с  нижнего патруб­ ка радиатора, а также с теплообменни­ ков  АКП и  топливной системы. Зато штуцеры для удаления воздуха преду­ смотрены: один  – на  верхней трубке отопителя под пластиковой накладкой двигателя, другой  – на  расширитель­ ном бачке. За  замену масла в  АКП дилеры дерут втридорога, а  между тем операция эта несложная. Сперва снимаем заднюю защиту моторного отсека – долой пять болтов под ключ «на 10». Выкрутив ше­ стигранником «на 10» пробку в поддо­ не картера, сливаем старое масло, после чего возвращаем ее на  место (момент затяжки  – 8  Н·м). Отвернув боковую пробку, заливаем столько же свежего масла и, слегка затянув пробку, пускаем двигатель. Переведя селектор по  всем позициям с  двух­трехсекундной за­ держкой в  каждой, оставляем рычаг в  позиции  Р («паркинг») и,  не  выклю­ чая мотор, доводим уровень до нижне­ го среза заливного отверстия. Всё! Точ­ нее, почти всё: если старое масло силь­ но потемнело, имеет смысл повторить процедуру. А  если еще и  пахнет пале­ ным, следует заменить фильтр. Он идет в сборе с поддоном картера и уплотни­ тельной прокладкой, и  только много­ численный крепеж создает неудобство при его замене. С  заменой масла в  раздатке и  ре­ дукторах мостов справится даже на­ чинающий. Главное  – запастись необ­ ходимым инструментом для отвора­ чивания пробок и  шприцом для за­ ливки масла. Нет желания возить­ ся самостоятельно  – поможет дилер, но за 2580 рублей! А вот браться за замену приводных ремней мы не  рекомендуем, хотя эта операция тоже стоит немалых денег. Дело в том, что доступ к ремням, мягко говоря, затруднен – надо снимать мно­ го соседних деталей. Например, для за­ мены поликлинового ремня предстоит демонтировать направляющий аппарат вентилятора и  вискомуфту с  крыль­ чаткой. Еще хуже с  приводами ГРМ и ТНВД – там придется разбирать пол­ мотора. Если все  же решитесь, знай­ те: с настройкой поликлинового ремняБОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАТЯТне ошибетесь, поскольку предусмотрен автоматический натяжитель, а в приво­ де ГРМ, кроме того, есть необходимые метки. Последние выполнены в  виде отверстий на подвижных частях двига­ теля и ответных лунок – на неподвиж­ ных. Совместив их, фиксируем шкивы и  маховик (предварительно сняв стар­ тер) семимиллиметровыми штифтами­ оправками. Если все получилось, фазы будут в  норме. ТНВД, расположенный в задней части левой головки и приво­ димый от  выпускного распредвала, и вовсе фазировать не  надо. Здесь глав­ ное – заменить ремень с роликом, а уж с  фазами впрыска разберется электро­ ника. Но лучше всю эту работу, повто­ ряем, доверить специалистам. Тормозные колодки можно поменять самостоятельно, это совсем не  слож­ но. Не  забудьте только установить во  внутренние колодки левого перед­ него и  заднего правого механизмов датчики предельного износа. Заодно нужно смазать направляющие, а  так­ же установить новые противоскрип­ ные пластины и  болты с  нанесен­ ным на  них стопорящим герметиком. Они идут в комплекте с оригинальны­ ми колодками. Для  регулировки руч­ ника (он  с  электроприводом) выни­ маем пластиковые заглушки из  диск­ барабанов и  ориентируем открытые отверстия следующим образом: с пра­ вой стороны  – вверх, довернув диск на  10–15° против часовой стрелки, а с левой – вниз с доворотом на тот же угол, но  против часовой стрелки. Вставив в  отверстие жало шлицевой отвертки, крутим корончатую гайку распорной планки, добиваясь легкого касания колодок рабочей поверхности барабана. Для замены дисков выкру­ чиваем винты крепления к  ступицам. Инструмент  – «Торкс­50» (что спере­ ди, что сзади). Момент затяжки колес­ ных гаек – 140 Н·м. Для замены лампочек тоже готовь­ те инструмент. Увы, без пассатижей ти­ па «кобра» приподнять две чеки кре­ пления фар (а их надо снимать) не по­ лучится. Для  противотуманок нужен «Торкс­20», для фонарей  – крестовая отвертка, для плафонов подсветки но­ мера  – узкая шлицевая. А  в  штатном комплекте лишь эрзац­отвертка с убо­ гим сменным жалом (шлиц­крест). В общем, отправляясь в дальний путь, прихватите с собой нормальный набор инструмента  – хотя  бы лампочки по­ меняете сами.ГОТОВЬТЕ ИНСТРУМЕНТПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Диагностика ходовой части и тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена ремней ГРМ и ТНВД Замена поликлинового ремня Замена охлаждающей жидкости Замена масла МКП/АКП Замена масла в раздаточной коробке/переднем/заднем мостах Замена тормозных колодок передних/задних Замена передних тормозных колодок и дисков Нормочас Стоимость, руб. 740 1840 2580 740/2210/370 16 190 5150 3310 1100/4420 740/1100/740 4420/ 3310 5520 3680ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Щетки стеклоочистителей передние/задняя Масло в двигатель (6 л) Ремень ГРМ с двумя роликами Масло АКП (1 л) Фильтр масляный/воздушный/ топливный/салонный Фильтр АКП в комплекте с поддоном и прокладкой Ремень поликлиновой Ролик натяжителя поликлинового ремня Тормозные колодки передние/задние Тормозные диски передние/задние Стоимость, руб. 2200/675 4720 6300 1500 780/1370/2925/2320 4770 1315 2940 4840/5040 9120/6760186 За рулем 09/2010 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ LAND ROVER DISCOVERY 4Меняя картридж масляного фильтра, поставьте новое колечко колпака (он обведен кружочком). Зеленая стрелка – штуцер прокачки топлива, красная – охлаждающей жидкости. Сливная и заливная пробки на раздатке – под шестигранник «на 8» (стрелки). Тот же инструмент потребуется для заливных (контрольных) пробок КП и редукторов мостов.Сливная пробка в картере показана красной стрелкой, а редуктора переднего моста – зеленой. Заливная (она же контрольная) пробка редуктора расположена за левым ШРУСом. Открутив крестовой отверткой семь саморезов, высвобождаем из ложемента в крышке проводку к расходомеру воздуха и, приподняв крышку, меняем элемент воздушного фильтра.Заливная пробка редуктора заднего моста показана зеленой стрелкой, а сливная под квадрат 3/8'' – красной (точно такая же – для слива масла из редуктора переднего моста). Передний тормоз двухпоршневой, поэтому поршни вдавливаем одновременно. На колодках есть стрелки – их направление должно быть по ходу колеса вперед.Топливный фильтр – с байонетным креплением. Корпус датчика наличия воды в топливе с краником слива отстоя (показан стрелкой) переставляем со старого фильтроэлемента на новый. Сливная пробка АКП – красная стрелка, заливная (она же контрольная) – зеленая. Уровень масла проверяем при работающем, прогретом агрегате (в режиме Р).Задние колодки ставим скосами накладок вниз! Индикатор предельного износа (показан стрелкой) есть только на правом механизме (спереди, наоборот, на левом).Для замены ламп снимаем решетку радиатора, высвободив четыре защелки сверху и потянув ее на себя. Далее пассатижами приподнимаем две чеки (показаны стрелками) и снимаем фару.188 За рулем 09/2010 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Лампы головного света находятся под резиновыми заглушками (на фото они уже сняты). Для доступа к поворотнику снимаем наружный полоз чеки крепления фары, вывернув четыре самореза. Меняя лампу противотуманки, вынимаем из бампера окуляр, снабженный шестью металлическими фиксаторами, и ключом «Торкс20» выкручиваем три самореза крепления фары. Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена поликлинового ремня Замена приводов ГРМ и ТНВД Замена ОЖ двигателя Замена масла в АКП Замена масла в раздаточной коробке и редукторах мостов Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в головных фарах Замена ламп в фонарях ИТОГ Описание операции Хороший доступ к фильтру Нет щупа, надо снимать защиту моторного отсека Хороший доступ Много крепежа, туговата резьба саморезов Имеется штуцер для удаления воздуха из магистралей Затруднен доступ Есть автоматический натяжитель Плохой доступ Предусмотрены контрольные отверстия в шкивах распредвалов и маховике, большой ресурс Нужно снимать соседние детали Солидный ресурс жидкости Нет краников и сливных пробок Большой ресурс масла Нет контрольного щупа Хороший доступ к пробкам Разнокалиберный инструмент В комплекте с оригинальными имеются пластины и крепеж направляющих Легко перепутать ориентацию задних колодок Отличный доступ, не нужен инструмент Можно забыть приподнять элемент (примерно на половину толщины) перед установкой крышки отопителя Продуманный доступ Нужен инструмент Большой ресурс светодиодов габариток, «стопов» и поворотников Для замены остальных ламп фонари надо снимать Жаль, но, скорее всего, многие владельцы этих автомобилей не оценят сравнительной простоты их обслуживания – мол, не царское это дело. Итоговая оценка3 3,5 3 3–**3 4Для замены ламп фонарь надо снимать. Для этого выкручиваем два самореза (их постели отмечены кружочками) и тянем колпак строго по оси авто, преодолевая хватку двух фиксаторов (стрелки). Фонарь подсветки номера подцепляем шлицевой отверткой строго за корпус! Типичная ошибка – браться за рассеиватель: он неизбежно отломится от корпуса.43,54,53,5 4*В сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 6). **Нет объекта для сравнения (у «Шевроле-Нива» привод цепной).Для доступа к салонному фильтру открываем нижний бардачок и, нажав на фиксаторы сбоку лотка, откидываем его вниз. Надавив на защелку справа, снимаем лючок.Благодарим московские компании Major на 47-м км МКАД и «Независимость» на Ленинградском шоссе за содействие в подготовке материала.За рулем 09/2010 189