106
107
КУРЬЕРПОБЕДА-65Такими они были!Подводим итоги акции «Победа-65»Надо  ли говорить, что электронные сообщения в  адрес редакции и  письма с грифом «Победа-65» тут же попадали в поле зрения жюри. Связано это, понятно, не  с  погоней за  количеством. Можно  ли 65  лет спустя рассчитывать на  сотни откликов читателей журнала, которые близко знали фронтовых водителей да  к  тому  же располагают их фотографиями тех лет? Мы были рады и десяткам. Ну а если более точно, пятидесяти трем отзывам читателей, которые все до  единого представлены в журнале, пусть порой очень лаконично. Только так, полагали мы, можно нарисовать коллективный портрет фронтовых шоферов, показать, какими они были в то смертельно опасное время. Нам повезло: все отклики оказались, что называется, по  делу. Знакомясь с  ними, можно понять, чего потребовала война от  тех, кто воевал в этом аду на колесах, какой невероятной самоотдачи, каких лишений и жертв. Каждый отклик, каждое фото рядом с легендарными «зисами», «газами», «студебекерами» воскрешают бессмертные страницы фронтовой жизни водителей, их общения с  автомобилями на грани возможного, того, что мы не имеем права забывать. В  журнале названы пятьдесят три из  сотен тысяч солдат-шоферов, покрывших себя славой там, где без их участия невозможно было одолеть врага. Неслучайно в  перечнях наград, присутствующих во  многих откликах, часто упоминается орден Славы. Им со времени учреждения в 1943 году награждали рядовых и сержантов за личные подвиги  – храбрость, мужество и бесстрашие. Один из участников на-шей акции Евгений Коровин, вспоминая деда Тихона, воевавшего с 1941 года, пишет, что самой дорогой для него наградой был именно орден Славы, который и по сей день хранит семья. Обратившись в  начале года к  читателям с  предложением вместе отметить на  страницах журнала юбилей Победы, вспомнить тех, кто воевал за рулем на фронтах войны, мы не могли предположить, сколько людей отзовется на  наш призыв. Но  сегодня можем смело сказать: много! В  поиски фотографий, документов были вовлечены не  только авторы сообщений. Их  родственники, друзья, знакомые тоже созванивались и  списывались, обращались в  архивы. Особенно преуспели внуки и  правнуки, что, конечно  же, радует  – не  прерывается связь времен, память живет и будет жить. Спасибо, друзья! Вы сделали большое дело, выполнили ваш гражданский долг. Марк Тилевич, руководитель проекта «Победа-65», ветеран Великой Отечественной войны числе московских, включая клуб «Ночные ведьмы». Способствовали успеху вояжа магазин военного стиля «Радар», Фонд русской славы «Вожжа», «Рязанский оберег». Интернет разнес по  белу свету весть о  таком почине. Последователи из Нижнего Новгорода, Владимира, Новосибирска, Омска после 9  Мая отправились к ветеранам в своей глубинке. Надо успеть, ветеранов войны остается все меньше и меньше. В самую пору здесь опереться и на четыре колеса. Анатолий Компаниец, руководитель пресс-службы Всероссийского совета ветеранов войны и трудаВ глубинку – к ветеранамНе  отрываясь, читал страницы журнала, где предстали десятки военных водителей, ковавших победу за  рулем… Прекрасная идея! Но тема «Автомобиль и  ветераны войны» требует продолжения. Какого? Варианты есть, и  один из  них предлагают автомобилисты Рязанской области. После юбилейного Дня Победы в  рязанскую глубинку к  ветеранам Великой Отечественной отправился караван волонтеров на 48 собственных вседорожниках. Энтузиасты – люди не самые бедные, напротив, можно сказать, состоявшиеся. Один из  лидеров благотворительной акции Виталий Тараканов, врач, поясняет: цель  – повернуться лицом к  фронтовикам, инвалидам, их вдовам, труженикам военного тыла, живущим вдали от  городов. Своим рейдом автолюбители, разделившиеся на  шесть батальонов, охватили два района на  отшибе рязанской «географии»  – Кадомский и Ермишинский. Довелось и мне проехать по ухабистой дороге вместе с  комиссаром похода Павлом Лютовым. Визит рязанских автолюбителей был наполнен добротою.106 За рулем 09/2010Ветеранов осматривали врачи, оставляли каждому набор повседневно необходимых медикаментов. Всем вручали пакеты с  яствами, подобранными на  стариковский вкус торговым домом «Барс». В  11  жилищах проведены мелкий ремонт и  приборка, в  солдатских домах и  хатах остались бытовые и  гигиенические наборы. Учтены и переданы по назначению все просьбы и заявления. Сотворили эти благодеяния неравнодушные наши современники из  рязанского автоклуба «Колоб-Кофф» и  его восьмерых «сородичей», в  томФлаг, под которым караван отправился в рязанскую глубинку к ветеранам, им хорошо знаком: подобный взвился над рейхстагом в мае 1945-го. Дмитрий Никифорович Волков (1912–1979)Александр Павлович ГерасимовНа фото, которое я высылаю, мой дедушка со своими сослуживцами. Он крайний слева в первом ряду. А позади полуторка, на которой дед в войну прошел от Украины через Белоруссию и Польшу до Берлина. Родился и вырос он в Астрахани, был призван в 1943-м и после курсов шоферов направлен в 18-й автомобильный полк, а затем воевал в составе35-го отдельного Прикарпатского автомобильного полка танковой армии. После окончания войны служил в Германии, водил автомобили военных начальников: «Мерседес», «Штайр», «Опель». Высылаю оставшиеся дедушкины права со штампом «Ускорено». Он рассказывал, что это означало сокращенный до шести месяцев курс обучения. Полный составлял целый год! Дмитрий, внукХочу вспомнить своего деда. Он проживал в поселке имени Стаханова Московской области, который позже стал городом Жуковским. В 1932 году после окончания курсов шоферов получил удостоверение на право управления автомобилями всех категорий. Работал на полуторке до ухода на фронт в сентябре 1941 года. Всю войну провел за рулем ГАЗ-М1, ГАЗ-61 и «Виллиса» – возил командный состав. Всякое тогда случалось. Помню одну историю, рассказанную дедом. Возвращался с передовой, вез генерала и попал под обстрел прорвавшихся с фланга немецких солдат. Сами остались целы, но машина была подбита. Пошли пешком и набрели на сожженную безлюдную деревню, где обнаружили брошенную немецкую легковушку. Та оказалась неисправна, но дед полез под капот, нашел несерьезную поломку и устранил. К своим прибыли на трофейном авто! Войну закончил в Берлине. Был дважды ранен, демобилизовался осенью 1945 года в званиистаршины. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и другими наградами. На гражданке снова сел за руль: вначале – грузовика, а потом – легковушки. Человек был добрый, не терпел несправедливости, особенно по отношению к фронтовикам. Помогал людям, чем мог, и стоял за них горой. Хочу поздравить всех с годом Победы. Спасибо журналу за эту рубрику. Сергей Волков, внукБлагодарим!Участники акции «Победа-65» помнят, что каждому, кто прислал отклик, причитается вознаграждение. Кто-то его уже получил, остальным, при наличии данных, запрошенных у всех участников, оно будет направлено в скором времени. Вместо объявленного ранее редакцией конкурса «Лучшее фото» решено учредить новый – «Лучший отклик», в котором наряду с интересными фотографиями учитывается и содержательность текста. Поощрений за лучший отклик заслужили трое: Раиса Волошина-Родионова из Сердобска Пензенской области за интересный рассказ об отцеводителе Константине Волошине; Валентина Лушникова, приславшая очерк о своей соседке Нине Мурграф – военном шофере; В.Т. Гордиенко из Бронниц Московской области за хорошо документированный и иллюстрированный материал о своих отце и дяде, Терентии и Федоре Гордиенко, прошедших рядом всю войну за рулем автомобиля.За рулем 09/2010 107