232
233
ЭКОНОМИКАТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗКодекс «на троих»Совсем недавно вступили в силу основные правила нового Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Что они принесут рядовым автомобилистам и как теперь проехать в гости к родственникам в Гомель или к друзьям в Кустанай, разобрался Игорь Моржаретто.Союз официально образован 1 января этого года, а с 1 июля заработал новый Таможенный кодекс. Зачем нужен этот союз? Как утверждают экономисты, при отсутствии таможенных барьеров внутри стран-членов и установлении одинаковых таможенных требований для любого внешнего товара, откуда  бы он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу, национальные экономики со  временем объединяются в  единый комплекс, как в  Евросоюзе. За  пять лет страны получат от  этого дополнительно прирост ВВП на 17%. Хотелось  бы верить. Но  поначалу мы слышим лишь о  проблемах, которые возникают на  пограничных пере232 За рулем 10/2010ходах, о  несогласованности документов и  прорехах в  законодательстве… Тем временем легальный бизнес, говорят, несет убытки. По данным Счетной палаты РФ, бюджет страны из-за изменений ставок ввозных таможенных пошлин потерял в первом квартале этого года 158 млн. долларов.ИНОМАРКИ НЕ ПОДЕШЕВЕЮТСамые долгие и  сложные переговоры между членами Союза были посвящены именно автомобильным пошлинам. Правительство РФ «в целях поддержки отечественного производителя» около двух лет назад ввело драконовские пошлины на  подержанные иномарки. Они выше белорусских в  четыре раза(по  некоторым типам автомобилей  – в  10  раз), казахстанских  – втрое. Например, за «Ауди-А6» 2005 года с двигателем 3 л при ввозе в Россию придется заплатить 17,4 тыс. евро (по 5,8 евро за 1 см³), а в Белоруссию – 1,8 тыс. евро (по  0,6  евро за  1  см³). Была надежда, что после заключения союза любой россиянин сможет купить себе в Минске недорогой подержанный «Фольксваген», перегнать его домой, скажем, в Липецк и поставить на учет без уплаты дополнительных таможенных пошлин (такая процедура действовала до  начала 2000-х годов). Говорят, что в  ожидании россиян некоторые белорусские дилеры закупили рекордное количество иномарок. Не  тут-то было. До  лета 2011  года установлен переходный период, в течение которого белорусы и  казахи смогут ввозить автомобили из-за границы в  свою страну по  старым ставкам (последние  – не более одной машины в год на одного гражданина). Россиянин сможет купить автомобиль в  том  же Минске или УстьКаменогорске и  ввезти его в  РФ, только если авто оформили по  месту ввоза до 1 января 2010 года – до начала деятельности Таможенного союза. Для переоформления необходимо лишь предъявить на  таможне паспорт транспортного средства (ПТС), заполнить декларацию о  том, что автомобиль действительно может быть ввезен без уплаты таможенных платежей (форма этого документа пока не  определена). Не  помешают и  бумаги, свидетельствующие об уплате всех сборов в Белоруссии или в  Казахстане. При  этом машина должна соответствовать нормам Евро  IV (постановление Правительства  РФ от  12.10.2005  года №  609). Между прочим, эти нормы введены в самой Европе только два года назад. Если же ввезти в Россию из Белоруссии или Казахстана автомобиль, зарегистрированный там после 1  января 2010  года, то  придется доплатить разницу между их и нашими таможенными «расценками». При  этом требования к  экологическому классу (от Евро IV) сохраняются. Так что список автомобилей, которые можно ввезти беспошлинно из  ближнего зарубежья, сокращается до уже ввезенных ранее марок и моделей. Негусто. Между прочим, и  по  доверенности управлять белорусской или казахстанской иномаркой на  территории России ее гражданин не  может. А  вот граждане союзных стран вправе сво- бодно приехать к нам в гости на своем автомобиле без всякой регистрации, но только на год. Правда, при условии, что сами автомобили и  их владельцы имеют у  себя на  родине постоянное место жительства. Что будет дальше, когда все нормы Таможенного союза вступят в  силу? Пошлины в  трех странах уравняют; скорее всего, их везде поднимут до  российского уровня. Это произойдет, видимо, в 2013 году.ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ Таможенные посты остались лишь на внешних границах cоюза, на внутренних – между странами-участницами – они ликвидируются.В Таможенном союзе изменились некоторые нормы и  правила перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через границу союза – с  Польшей, Украиной и  Узбекистаном (глава  49 ТК  ТС). На  внутренних границах контроля не  будет. Помимо гражданского паспорта, понадобится лишь пассажирская таможенная декларация. Она составляется в одномэкземпляре (если есть что туда занести) и остается на таможне. Другие документы упразднены, в  том числе таможенная декларация на автомобиль. Без уплаты таможенных пошлин можно ввозить в  пределы союза товары стоимостью не  выше 1,5  тыс. евро и  весом не  более 50  кг (в  РФ бы-Теперь осталась только одна форма таможенной декларации – пассажирская. Она заполняется при пересечении общих границ Таможенного союза. Другие документы упразднены, в том числе таможенная декларация на автомобиль (глава 49 ТК ТС)!ло 65  тыс. рублей и  35  кг соответственно) в  расчете на  одного въезжающего. И  только если нормы превышены, придется заплатить пошлину  – 30% стоимости объема превышения (но не менее 4 евро за 1 кг). Можно привезти алкоголь и пиво, но не более 3  л на  одно лицо (старше 18  лет), 200 сигарет или 50 сигар. Внутри Таможенного союза можно передвигаться беспрепятственно и  возить в  багажнике любые грузы в  любом количестве, если они не  запрещены законом.На правах рекламыЗа рулем 10/2010 233