ЭКОНОМИКАТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗКодекс «на троих»Совсем недавно вступили в силу основные правила нового Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Что они принесут рядовым автомобилистам и как теперь проехать в гости к родственникам в Гомель или к друзьям в Кустанай, разобрался Игорь Моржаретто.Союз официально образован 1 января этого года, а с 1 июля заработал новый Таможенный кодекс. Зачем нужен этот союз? Как утверждают экономисты, при отсутствии таможенных барьеров внутри стран-членов и установлении одинаковых таможенных требований для любого внешнего товара, откуда бы он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу, национальные экономики со временем объединяются в единый комплекс, как в Евросоюзе. За пять лет страны получат от этого дополнительно прирост ВВП на 17%. Хотелось бы верить. Но поначалу мы слышим лишь о проблемах, которые возникают на пограничных пере232 За рулем 10/2010ходах, о несогласованности документов и прорехах в законодательстве… Тем временем легальный бизнес, говорят, несет убытки. По данным Счетной палаты РФ, бюджет страны из-за изменений ставок ввозных таможенных пошлин потерял в первом квартале этого года 158 млн. долларов.ИНОМАРКИ НЕ ПОДЕШЕВЕЮТСамые долгие и сложные переговоры между членами Союза были посвящены именно автомобильным пошлинам. Правительство РФ «в целях поддержки отечественного производителя» около двух лет назад ввело драконовские пошлины на подержанные иномарки. Они выше белорусских в четыре раза(по некоторым типам автомобилей – в 10 раз), казахстанских – втрое. Например, за «Ауди-А6» 2005 года с двигателем 3 л при ввозе в Россию придется заплатить 17,4 тыс. евро (по 5,8 евро за 1 см³), а в Белоруссию – 1,8 тыс. евро (по 0,6 евро за 1 см³). Была надежда, что после заключения союза любой россиянин сможет купить себе в Минске недорогой подержанный «Фольксваген», перегнать его домой, скажем, в Липецк и поставить на учет без уплаты дополнительных таможенных пошлин (такая процедура действовала до начала 2000-х годов). Говорят, что в ожидании россиян некоторые белорусские дилеры закупили рекордное количество иномарок. Не тут-то было. До лета 2011 года установлен переходный период, в течение которого белорусы и казахи смогут ввозить автомобили из-за границы в свою страну по старым ставкам (последние – не более одной машины в год на одного гражданина). Россиянин сможет купить автомобиль в том же Минске или УстьКаменогорске и ввезти его в РФ, только если авто оформили по месту ввоза до 1 января 2010 года – до начала деятельности Таможенного союза. Для переоформления необходимо лишь предъявить на таможне паспорт транспортного средства (ПТС), заполнить декларацию о том, что автомобиль действительно может быть ввезен без уплаты таможенных платежей (форма этого документа пока не определена). Не помешают и бумаги, свидетельствующие об уплате всех сборов в Белоруссии или в Казахстане. При этом машина должна соответствовать нормам Евро IV (постановление Правительства РФ от 12.10.2005 года № 609). Между прочим, эти нормы введены в самой Европе только два года назад. Если же ввезти в Россию из Белоруссии или Казахстана автомобиль, зарегистрированный там после 1 января 2010 года, то придется доплатить разницу между их и нашими таможенными «расценками». При этом требования к экологическому классу (от Евро IV) сохраняются. Так что список автомобилей, которые можно ввезти беспошлинно из ближнего зарубежья, сокращается до уже ввезенных ранее марок и моделей. Негусто. Между прочим, и по доверенности управлять белорусской или казахстанской иномаркой на территории России ее гражданин не может. А вот граждане союзных стран вправе сво- бодно приехать к нам в гости на своем автомобиле без всякой регистрации, но только на год. Правда, при условии, что сами автомобили и их владельцы имеют у себя на родине постоянное место жительства. Что будет дальше, когда все нормы Таможенного союза вступят в силу? Пошлины в трех странах уравняют; скорее всего, их везде поднимут до российского уровня. Это произойдет, видимо, в 2013 году.ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ Таможенные посты остались лишь на внешних границах cоюза, на внутренних – между странами-участницами – они ликвидируются.В Таможенном союзе изменились некоторые нормы и правила перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через границу союза – с Польшей, Украиной и Узбекистаном (глава 49 ТК ТС). На внутренних границах контроля не будет. Помимо гражданского паспорта, понадобится лишь пассажирская таможенная декларация. Она составляется в одномэкземпляре (если есть что туда занести) и остается на таможне. Другие документы упразднены, в том числе таможенная декларация на автомобиль. Без уплаты таможенных пошлин можно ввозить в пределы союза товары стоимостью не выше 1,5 тыс. евро и весом не более 50 кг (в РФ бы-Теперь осталась только одна форма таможенной декларации – пассажирская. Она заполняется при пересечении общих границ Таможенного союза. Другие документы упразднены, в том числе таможенная декларация на автомобиль (глава 49 ТК ТС)!ло 65 тыс. рублей и 35 кг соответственно) в расчете на одного въезжающего. И только если нормы превышены, придется заплатить пошлину – 30% стоимости объема превышения (но не менее 4 евро за 1 кг). Можно привезти алкоголь и пиво, но не более 3 л на одно лицо (старше 18 лет), 200 сигарет или 50 сигар. Внутри Таможенного союза можно передвигаться беспрепятственно и возить в багажнике любые грузы в любом количестве, если они не запрещены законом.На правах рекламыЗа рулем 10/2010 233