234
235
236
ГРУЗОВИКИFIA EUROPEAN TRUCK RACING CHAMPIONSHIPМощное вступлениеКажется, 1000-сильный гоночный грузовик должен издавать ураганный рев. Но нет, эти ведут себя неожиданно тихо. Скрип шин в  поворотах громче, чем звук из  глушителя! Поражает относительная тишина в узком горлышке поворота, когда в  него на  полном ходу вваливается дюжина пятитонных махин. Дальше кому как повезет: если не  рассчитал, соперник непременно попытается более-менее деликатно, в  рамках правил, сдвинуть с  тра234 За рулем 10/2010 СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ!ектории. Оторванные бамперы потом, в перерыве между заездами, уберут работники трассы. Грузовик не  Формула-1, риск проткнуть здоровенную шину пластиком невелик. В сухую погоду, кстати, машины обувают в «почти слики»: рисунок протектора – пара неглубоких продольных бороздок. Дюжина – столько пилотов вышло на  старт этапа, прошедшего на  «Смоленском кольце». В Европе обычно машин два десятка с гаком, но к нам приехали не  все завсегдатаи чемпионата. Отчасти потому, что решение вклю-чить Россию в  календарь чемпионата было принято за  неделю до  старта – этап получился «сверхплановый». Те  гонщики, что победнее или не  претендуют на  высокие места, остались дома. А  вот вся элита грузового кольца налицо, в том числе наш Александр Львов, выступающий на  MAN за  австрийскую команду Эгона Эллгоера. Надо  ли говорить, что за  петербуржца зрители болели с  очевидным рвением. Львов в  двух заездах усердно боролся за  призовые места, но  за  14  кругов дистанции почти   «Смоленское кольцо» соответствует всем требованиям безопасности – даже вылетевший  с трассы грузовик не представляет угрозы для зрителей.   В паддоке никаких особых ограничений для болельщиков. Боевую технику позволяли  не только посмотреть, но и пощупать.Седельные тягачи без прицепов да на гоночной трассе – это песня! Уик-энд под названием Truck Battle Russia 2010 на открытии нового автодрома «Смоленское кольцо» посетили 18 тысяч зрителей. Впечатления на этапе грузового чемпионата Европы собирал Сергей Зиновьев. С фотокамерой по солнцепеку носился Юрий Тюрин.все, чьи машины объективно быстрее, успевали россиянина обойти. Львов, впрочем, упрочил свою восьмую позицию по сумме этапов; определенный прогресс есть, ведь год назад он завершил турнир одиннадцатым. Чудеса в гонках грузовиков случаются, видимо, редко. Призеры смоленского этапа немец Йохан Хан, испанец Антонио Альбасетe (оба  – MAN), чех Давид Вршецки («Фрейтлайнер»)  – в прошлом победители и призеры чемпионата и  Кубка. Вршецки  – чемпион действующий, а  ныне лидирует Альбасетe, который намерен повторить успех 2006 года. На хвосте у него висят Хан и чемпион-2007 швейцарец Маркус Босигер, представляющий клан «Рено». Настоящее чудо  – факт проведения гонки такого уровня в  России! Еще точнее, наличие трассы, способной принять подобное соревнование (соответствие европейским требованиям проверяла делегация ФИА). Строили трассу без  лишнего шума. Как и у грузовиков, вся мощь ушлаРЕАЛИЗАЦИЯ МЕЧТЫне  в  звук, а  в  конкретный результат: полноценный автодром построен по  проекту Германа Тильке за  неполные три года. Впереди еще возведение нескольких стационарных трибун, но  уже сейчас «Смоленское кольцо» произвело впечатление лучшего российского автодрома и  во  многом превосходит открытое в  июле «Нижегородское кольцо». Наверняка зрители и  гонщики оценили усилия хозяев трассы. Жара 40 градусов, а в буфетах, что оборудованы в тенистых боксах, оба дня в продаЗа рулем 10/2010 235 ГРУЗОВИКИ | FIA EUROPEAN TRUCK RACING CHAMPIONSHIP  В команде «Тим Эллгоер» Александр Львов пришелся ко двору  и проводит уже второй сезон.  Маркус Ойстрах (№ 24) в одном из заездов столь усердно атаковал  Львова (№ 16), что оторвал от своего «Рено» половину облицовочного пластика.же холодные напитки и мороженое. Рядом фонтанчик, в котором можно остудить голову. Туалеты, душевые. Чистота, порядок. Одним словом, Европа. Мнение, будто россиянам автоспорт не  особо интересен, не  подтвердилось. Судя по  номерам машин на стоянках вокруг трассы, гонка привлекла не  только москвичей (им сюда часа четыре езды) и  жителей Смоленской области (от  Смоленска до  автодрома 100  км). Нашлись самарские, питерские, даже тюменские номера, не говоря уж о тверских и брянских. Входной билет стоил 300  рублей (к  слову, в  субботу билетов не  хватило  – допечатывали). При  этом не  возбранялось наблюдать за  гонкой изза синей ограды, с  окрестных пригорков. Трасса чрезвычайно компактная и  с  некоторых точек просматривается полностью; болельщик Форму-лы-1, обычно видящий одну-две связки поворотов, может о  таком только мечтать. Первый успех вселил надежду вскорости увидеть на  «СмоленИСТОРИЯ ГРУЗОВЫХ ГОНОКГонки грузовиков в Европе зародились в 1970-е, а четкую форму обрели в середине 1980-х, когда был обнародован единый технический регламент  – тогда еще не чемпионата, а Кубка Европы. Технику делили на  классы сначала по  мощности, затем по  рабочему объему моторов, далее по  уровню подготовки (прототипы и «просто грузовики»); в состязания приходили заводские команды. Сегодня все иначе: класс машин всего один, а  соревноваться могут только частные команды. Среди них различают «профессиональные» и «любительские»; разница в подготовке машин не слишком велика и зависит от уровня сотрудничества команды с  тем или иным заводом. Особый интерес к  чемпионату ныне проявляют MAN и  «Рено».ском кольце» еще и  заезды «мирового туринга» – скажем, чемпионата WTCC или DTM. Хотя, конечно, это не грузовики. Но тоже очень красиво едут.На  гоночных трассах представлена также продукция «Фрейтлайнера», DAF, «Скании», «Мерседеса» и ИВЕКО. Начиналось все с  мощностей порядка 300– 500  л.с. Характеристики современного кольцевого гоночного грузовика примерно таковы: масса 5500  кг, мощность свыше 1000  л.с., крутящий момент 5000 Н·м! Максимальная скорость ограничена 160 км/ч – в целях безопасности. Статус чемпионата Европы серия получила в 2006 году. Сезон-2010 состоит из девяти этапов, на  каждом этапе четыре зачетных заезда (дистанция 45 км). Для каждой пары заездов отдельная квалификация, расстановка первой восьмерки пилотов на старте четного заезда – в обратном порядке.  «Отжиг» в исполнении победителя смоленского этапа  Йохана Хана.  Гонка поддержки этапа чемпионата Европы – заезд класса  Legends. На этой трассе они смотрятся даже лучше, чем в подмосковном Мячкове.236 За рулем 10/2010