КУРЬЕРПОБЕДА-65Подвиг – за каждой строкойся – в лекарствах, средстве передвиже‑ ния, и получили ответ: «О чем‑то жиз‑ ненно важном специально просить нет нужды, да это и не в принципах ба‑ бушки. Самой важной помощью ста‑ нет общение с ней редакции. Это будет серьезным подспорьем: взбодрит ее, поддержит дух». Осуществить такое в наше время нетрудно. В доме Елены Ефремовны, в Алатыре, есть компьютер и пользу‑ ются скайпом. В условленное время мы увидели ее на мониторе, бодрую, при‑ ветливую, улыбающуюся, рядом с до‑ черью Лидией Ивановной, готовой по‑ мочь общаться с нами. Да, речь ее огра‑ ничена отдельными словами и реплика‑ ми, но реакция незамедлительна, жесты выразительны, так что мы отлично по‑ нимали друг друга. Беседу с Еленой Еф‑ ремовной начал главный редактор Ан‑ тон Чуйкин, а заканчивали сотрудники редакции, поспешившие на эту необыч‑ ную встречу. Вот что мы узнали о фрон‑ товом водителе Елене Богдановой. После окончания девятого класса алатырской школы в 1942 году пошла в добровольцы. Начинала санитаркой госпиталя на Калининском фронте, потом была медсестрой. Год спустя – курсы шоферов. Окончив их, в числе пяти лучших девушек‑курсанток по‑ пала на Белорусский фронт водителем «Студебекера» в гаубичную батарею. Много чего осталось в памяти. Не за‑ была, как ей единственной из двадца‑ ти водителей, доставлявших снаря‑ ды перед большим наступлением, уда‑ лось достичь передовой. Чего здесьУже после подведения ито‑ гов юбилейной акции «Побе‑ да‑65», о которой журнал ин‑ формировал из месяца в ме‑ сяц (см. «За рулем», 2010, № 3–9), при‑ шло сообщение кандидата биологи‑ ческих наук Виктории Штратниковой о ее бабушке Елене Ефремовне Богда‑ новой из города Алатырь Чувашской Республики – фронтовичке, водите‑ ле «Студебекера». В письме приведе‑ ны строки из воспоминаний Елены Еф‑ ремовны: «Была шофером 469‑го гау‑ бичного полка 12‑й ударной артилле‑ рийской дивизии. Подвозила горюче‑ смазочные материалы, продовольствие, пройдя путь с Орловско‑Курской дуги. Освобождала города и села Белоруссиии Польши, концлагерь Майданек, затем через Бранденбургские ворота дошла до стен Рейхстага». Совсем недавно мы получали по‑ добные письма из разных концов стра‑ ны и публиковали их, но это, послед‑ нее, могло уйти в архив – акция закон‑ чилась. Такого не произошло. В нашем обращении к читателям была просьба: если участники акции узнают о води‑ телях Великой Отечественной, испы‑ тывающих сегодня серьезные пробле‑ мы, пусть сообщат в редакцию. В пись‑ ме Виктории такого сообщения не бы‑ ло, лишь упоминание в тексте, что ба‑ бушка (ей 85 лет) перенесла инсульт и частично лишилась речи. Мы поста‑ рались выяснить, в чем она нуждает‑Военный водитель Елена Богданова.108 За рулем 10/2010 Онлайн-общение с Еленой Ефремовной.больше – везения или умения? Или как меняла на новые четыре покалеченные в боях машины, с которыми успела сродниться. А можно ли забыть, как вместе с командиром батареи старшим лейтенантом Александром Боронихиным стала к орудию и прямой наводкой им удалось подбить два вражеских танка? Тогда ее тяжело контузило, и подоспевшие бойцы с трудом откопали девушку. Всего, впрочем, не перескажешь. Но об одном событии нельзяне вспомнить. Мы передадим его в изложении корреспондента «Алатырских вестей», который встречался с Еленой Ефремовной еще до болезни, до того, как появились трудности с речью. Часть форсировала Буг, и она получила задание вернуться на тот берег и забрать зарядную станцию полка. Здесь она стала свидетельницей воздушного боя. Наш бомбардировщик загорелся и стал резко терять высоту, но не упал, а приземлился в болото, недалеко от дороги. Елена ударила по тормозам, бегом по кочкам добралась до самолета и заметила пламя. «Из кабины выбрался один из летчиков, – вспоминала она, – и, увидев меня, буквально бросил мне на руки другого члена экипажа, крикнув: «Беги! Сейчас взорвутся баки!» Я побежала, увлекая за собой раненого. Только добежали до безопасного места – раздался взрыв. Самолет все-таки успели покинуть все». Елена оказала первую помощь (вот когда пригодились навыки медсестры!) и тому, у кого рука держалась на одной мышце, и раненному в бедро, и другим. Тут только заметила, что ейпомогает однополчанин Иван Богданов. Вместе они перенесли летчиков в грузовик и отвезли в медсанбат. Так они познакомились, а после войны поженились, прожили вместе сорок лет, воспитали троих сыновей и дочь. Ныне у Елены Ефремовны восемь внуков и девять правнуков. Через двадцать лет спасенные летчики – командир экипажа В. Свечников, штурман И. Колесников, стрелокрадист Г. Гоциев – нашли своих спасителей, посетили их в Алатыре, посадили яблоню у них в саду. На этой странице мы постарались слегка приоткрыть то, что скрывалось в нескольких строчках, написанных когда-то о себе Еленой Богдановой. И вот о чем подумали. Если бы удалось сделать подобное со всеми пришедшими в редакцию сообщениями о воевавших за рулем, родилась бы бесценная книга о водителях-участниках войны, их мастерстве, решимости, презрении к смерти. Будем же помнить об этом и поблагодарим всех, кто участвовал в акции «Победа-65», прислал воспоминания, документы, фото.На правах рекламыЗа рулем 10/2010 109