108
109
КУРЬЕРПОБЕДА-65Подвиг – за каждой строкойся – в лекарствах, средстве передвиже‑ ния, и получили ответ: «О чем‑то жиз‑ ненно важном специально просить нет нужды, да это и  не  в  принципах ба‑ бушки. Самой важной помощью ста‑ нет общение с ней редакции. Это будет серьезным подспорьем: взбодрит ее, поддержит дух». Осуществить такое в  наше время нетрудно. В  доме Елены Ефремовны, в  Алатыре, есть компьютер и  пользу‑ ются скайпом. В условленное время мы увидели ее на  мониторе, бодрую, при‑ ветливую, улыбающуюся, рядом с  до‑ черью Лидией Ивановной, готовой по‑ мочь общаться с нами. Да, речь ее огра‑ ничена отдельными словами и реплика‑ ми, но реакция незамедлительна, жесты выразительны, так что мы отлично по‑ нимали друг друга. Беседу с Еленой Еф‑ ремовной начал главный редактор Ан‑ тон Чуйкин, а заканчивали сотрудники редакции, поспешившие на эту необыч‑ ную встречу. Вот что мы узнали о фрон‑ товом водителе Елене Богдановой. После окончания девятого класса алатырской школы в  1942  году пошла в  добровольцы. Начинала санитаркой госпиталя на  Калининском фронте, потом была медсестрой. Год спустя  – курсы шоферов. Окончив их, в  числе пяти лучших девушек‑курсанток по‑ пала на  Белорусский фронт водителем «Студебекера» в  гаубичную батарею. Много чего осталось в  памяти. Не  за‑ была, как ей единственной из  двадца‑ ти водителей, доставлявших снаря‑ ды перед большим наступлением, уда‑ лось достичь передовой. Чего здесьУже после подведения ито‑ гов юбилейной акции «Побе‑ да‑65», о  которой журнал ин‑ формировал из  месяца в  ме‑ сяц (см. «За рулем», 2010, № 3–9), при‑ шло сообщение кандидата биологи‑ ческих наук Виктории Штратниковой о  ее бабушке Елене Ефремовне Богда‑ новой из  города Алатырь Чувашской Республики  – фронтовичке, водите‑ ле «Студебекера». В  письме приведе‑ ны строки из воспоминаний Елены Еф‑ ремовны: «Была шофером 469‑го гау‑ бичного полка 12‑й ударной артилле‑ рийской дивизии. Подвозила горюче‑ смазочные материалы, продовольствие, пройдя путь с Орловско‑Курской дуги. Освобождала города и села Белоруссиии Польши, концлагерь Майданек, затем через Бранденбургские ворота дошла до стен Рейхстага». Совсем недавно мы получали по‑ добные письма из разных концов стра‑ ны и  публиковали их, но  это, послед‑ нее, могло уйти в архив – акция закон‑ чилась. Такого не произошло. В нашем обращении к читателям была просьба: если участники акции узнают о  води‑ телях Великой Отечественной, испы‑ тывающих сегодня серьезные пробле‑ мы, пусть сообщат в редакцию. В пись‑ ме Виктории такого сообщения не бы‑ ло, лишь упоминание в тексте, что ба‑ бушка (ей 85  лет) перенесла инсульт и частично лишилась речи. Мы поста‑ рались выяснить, в  чем она нуждает‑Военный водитель Елена Богданова.108 За рулем 10/2010 Онлайн-общение с Еленой Ефремовной.больше – везения или умения? Или как меняла на  новые четыре покалеченные в боях машины, с которыми успела сродниться. А можно ли забыть, как вместе с  командиром батареи старшим лейтенантом Александром Боронихиным стала к орудию и прямой наводкой им удалось подбить два вражеских танка? Тогда ее тяжело контузило, и  подоспевшие бойцы с  трудом откопали девушку. Всего, впрочем, не перескажешь. Но об одном событии нельзяне вспомнить. Мы передадим его в изложении корреспондента «Алатырских вестей», который встречался с  Еленой Ефремовной еще до  болезни, до  того, как появились трудности с речью. Часть форсировала Буг, и  она получила задание вернуться на  тот берег и  забрать зарядную станцию полка. Здесь она стала свидетельницей воздушного боя. Наш бомбардировщик загорелся и  стал резко терять высоту, но  не  упал, а  приземлился в  болото, недалеко от  дороги. Елена ударила по  тормозам, бегом по  кочкам добралась до  самолета и  заметила пламя. «Из кабины выбрался один из  летчиков, – вспоминала она, – и, увидев меня, буквально бросил мне на руки другого члена экипажа, крикнув: «Беги! Сейчас взорвутся баки!» Я побежала, увлекая за собой раненого. Только добежали до безопасного места – раздался взрыв. Самолет все-таки успели покинуть все». Елена оказала первую помощь (вот когда пригодились навыки медсестры!) и  тому, у  кого рука держалась на  одной мышце, и  раненному в  бедро, и другим. Тут только заметила, что ейпомогает однополчанин Иван Богданов. Вместе они перенесли летчиков в грузовик и отвезли в медсанбат. Так они познакомились, а  после войны поженились, прожили вместе сорок лет, воспитали троих сыновей и  дочь. Ныне у  Елены Ефремовны восемь внуков и девять правнуков. Через двадцать лет спасенные летчики  – командир экипажа В. Свечников, штурман И. Колесников, стрелокрадист Г. Гоциев – нашли своих спасителей, посетили их в Алатыре, посадили яблоню у них в саду. На этой странице мы постарались слегка приоткрыть то, что скрывалось в  нескольких строчках, написанных когда-то о  себе Еленой Богдановой. И  вот о  чем подумали. Если  бы удалось сделать подобное со всеми пришедшими в  редакцию сообщениями о  воевавших за  рулем, родилась  бы бесценная книга о  водителях-участниках войны, их мастерстве, решимости, презрении к смерти. Будем же помнить об этом и поблагодарим всех, кто участвовал в акции «Победа-65», прислал воспоминания, документы, фото.На правах рекламыЗа рулем 10/2010 109