180
181
182
184
ТЕХНИКАНОВИНКИ NISSANПрогресс по разнарядкеИнженеры «Ниссана» должны каждый год внедрять не менее 15 технических инноваций. Максим Сачков загибал пальцы. Фото автора и «Ниссан».ГИБРИД С ДВУМЯ СЦЕПЛЕНИЯМИДля  рынка США «Ниссан» давно выпускает гибридную модель «Алтима» с установкой, позаимствованной у пионера этого направления  – «Тойоты». Однако теперь есть собственная оригинальная конструкция – Infiniti Direct Response Hybrid (в дословном переводе «гибрид с прямым откликом»). Силовой агрегат, предписанный седану «Инфинити-М», состоит из бензинового 3,5-литрового двигателя  V6 и  7-ступенчатого автомата со  встроенным в  него электромотором. Изюмин180 За рулем 10/2010ка в  системе распределения энергии Intelligent Dual Clutch Control – это два сцепления (аналогичные по  конструкции тем, что установлены в  автомобилях с  механическими коробками передач), приводами которых управляет электроника. Одно установлено между двигателем и  коробкой, другое  – между коробкой и колесами. В зависимости от  режима движения сцепления выключаются и  включаются, оптимально перераспределяя потоки энергии. На полигоне неподалеку от  Токио прокатился на  гибридной «Инфини-ти». Ощущения знакомые по  другим гибридам: если нежно давить на  педаль акселератора, автомобиль трогается с  места только электромотором. И  на  одной только электротяге «Инфинити» может разогнаться до 100 км/ч. При этом связь между коробкой и бензиновым мотором разомкнута, а  через второе сцепление момент передается на задние колеса. Потом подключается двигатель внутреннего сгорания – дополнительные силы позволяют машине дальше набирать скорость. Переношу ногу на  тормоз  – вновь пропадает связь между бензиновой «шестеркой» и коробкой, а электромотор переходит в  режим генератора, преобразуя механическую энергию в электрическую. На  тестовой «эмке» обкатывают еще пару новинок. Например, рулевое управление, разработанное для гибридов и  перспективных электромобилей. На первый взгляд, ничего особенного в конструкции нет – реечный механизм с  электрогидравлическим усилителем. Новизна в том, что в зависимости от  того, куда поворачивает автомобиль, электронасос нагнетает давление либо в один, либо в другой контур. Например, штурвал вправо  – насос включается, жидкость давитна  поршень, установленный на  рейке, снижая усилие на руле. Теперь влево – электронасос начинает вращаться в  обратном направлении, масло подталкивает поршень в другую сторону. Бензиновый двигатель гибридного автомобиля может заглохнуть даже в  движении. А  если поршни остановились, нет и  разрежения для усилителя тормозов. Поэтому и тут рабочее давление в  приводе поддерживает электронасос. Любопытно, что, когда водитель нажимает на педаль, блок управления, расположенный непосредственно над электрогидравлическим агрегатом, не  только задействует механизмы на колесах, но и следит за  режимом рекуперации. При  этомэлектроника настолько четко распределяет обязанности между агрегатами, что усилие получается натуральным.ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ«Даунсайзинг живет и  побеждает!»  – подумал я за  рулем «Ниссана-Марч» (в  Европе этот автомобиль продается как «Микра»). Двигатель объемом 1,2 л везет не хуже полуторалитрового агрегата, а  показатели выбросов СО2 приводят в  изумление. Правда, компенсировать «кубики» приходится недешевыми средствами: непосредственным впрыском топлива, наддувом, применением улучшенных материалов и сложных систем.За работой гибридной установки можно наблюдать на большом экране, расположенном на панели приборов, а часть информации дублируется на дисплее приборного щитка. У «Ниссана» первым автомобилем с гибридной трансмиссией собственной разработки станет люксовый седан «Инфинити-М». В Европе и США такие машины появятся уже в следующем году.На правах рекламыЗа рулем 10/2010 181 ТЕХНИКА | НОВИНКИ NISSANРежимы работы гибридной установки с двумя сцеплениями: 1 – сцепление 1; 2 – бензиновый двигатель, 3 – инвертор; 4 – литий-ионная батарея; 5 – сцепление 2; 6 – электромотор.Низкая и средняя скорость. Бензиновый мотор не работает, сцепление 1 разомкнуто, электромотор вращает колеса.Средняя и высокая скорость. Пускается бензиновый двигатель, электроника включает сцепление. Крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания идет на колеса и электромотор, который работает как генератор и подзаряжает батарею.«Микру» с новым 1,2-литровым трехцилиндровым бензиновым двигателем (обозначение HR12DDR) с непосредственным впрыском и наддувом начнут продавать в Европе в первой половине 2011 года. Не исключено, что потом этот агрегат получат и другие модели, например «Ноут». Высокая степень сжатия, цикл Миллера, минимальные потери на трение в шатуннопоршневой группе, компрессор и система «старт-стоп» позволили 1,2-литровому мотору достичь показателей большинства современных агрегатов, чей объем на 300 см³ больше. При этом выбросы СО2 составляют недостижимые для последних 95 г/км.Торможение. Сцепление 1 размыкается, колеса вращают электромотор, который в режиме генератора подзаряжает батарею.Максимальное ускорение. Оба сцепления замкнуты, бензиновый двигатель и электромотор вращают колеса.Новый 3-цилиндровый двигатель «Ниссана» работает по  циклу Миллера. Основное отличие от  более привычного цикла Отто  – впускной клапан на такте впуска закрывается позже. Это позволяет увеличить степень сжатия до 13:1 и соответственно повысить тепловую эффективность мотора; вместе с  ней улучшается экономичность и  снижается количество вредных выбросов. Правда, у  цикла Миллера есть свои минусы. Один из наиболее значимых – хуже наполнение цилиндров, изза чего страдают мощностные показатели. Поэтому на двигатель установили компрессор, который работает на средних и  высоких оборотах и  позволяет набрать необходимые силы. Еще пара любопытных технических нюансов. Благодаря углеродному покрытию поршневых колец с  твердостью, как у алмаза, и масляному насосупеременной производительности удалось почти на  30% сократить потери на  трение по  сравнению с  четырехцилиндровым двигателем со схожими характеристиками. Естественно, это положительно сказалось и  на  мощности, и на расходе топлива, и на количестве вредных выбросов. Настройка подвески  – всегда поиск компромиссов. Например, очень сложно уберечь автомобиль с  большими ходами подвесок (они благо на  плохих дорогах) от  кренов в  поворотах. Но  в  «Инфинити-QX56» и  «НиссанеПатруль» с  проблемой справились, установив гидравлическую систему контроля за  перемещением кузова HBMC (Hydraulic Body Motion Control). Принцип ее работы прост: никакой мудреной электроники, только гиРЕПЕТИРУЕМ ПОДДЕРЖКУ182 За рулем 10/2010 ТЕХНИКА | НОВИНКИ NISSANГидравлическая система, подавляющая крены, позволяет сохранить длинные ходы подвески на дорогах с плохим покрытием. При этом, как показали испытания, угол крена в поворотах у «Инфинити-QX56» даже чуть ниже, чем у многих легковых автомобилей.дравлика. На  амортизаторах установлены дополнительные цилиндры, внутри которых перемещаются поршни. Цилиндры связаны между собой двумя отдельными гидравлическими контурами. Они работают поочередно в  зависимости от  того, на  каПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬМногие представленные в этом году электронные помощники, заботящиеся об активной безопасности, уже несколько лет работают на серийных моделях. Правда, они обрастают дополнительными функциями. Например, теперь система Around View Monitor (ЗР, 2007, № 10) не только выводит на монитор картинку с круговой панорамой (на фото), но еще и вы-кой борт начинает крениться автомобиль. Например, водитель поворачивает руль влево – левая сторона кузова поднимается, а поршень соответственно идет вниз. Выдавленное им из  цилиндра масло поступает к противоположному колесу и  там давит на  пор-шень сверху. Тем самым на  этой стороне увеличивается жесткость амортизаторов, и  автомобиль практически не  кренится в  повороте. Но  лишь только машина выходит на  прямую, давление в  контуре падает и  подвеска вновь распускается.полняет работу парктроника – предупреждает водителя зуммером об опасности и выделяет на экране зону, в которой появляется препятствие. Помощь другой электронной штучки понадобится на парковке около гипермаркета – при выезде из ряда параллельно припаркованных автомобилей. Машина пятится назад, электроника просматривает скры-тое от глаз водителя пространство. И если замечает другого участника движения, не раздумывая, жмет на тормоз, чем помогает избежать столкновения. Совершеннее стал и активный круиз-контроль, пополнившись ассистентом, оберегающим от фронтальных столкновений (Forward Collision Avoidance Assist Concept). Система сначала предупредит водителя, включит звуковой сигнал и попытается «приподнять» педаль акселератора. А если и это не поможет, подтянет ремни безопасности и применит экстренное торможение. На скоростях до 60 км/ч гарантированно удастся избежать перспективы кузовного ремонта, но при условии, что дорога не скользкая – оценивать состояние покрытия электроника пока не умеет.184 За рулем 10/2010