300
301
302
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГОНКИ LE MANS CLASSICС любовью к настоящемуСтарые автомобили можно увидеть в музеях и на выставках. Некоторые владельцы неспешно фланируют на них по выходным или… ведут бескомпромиссную борьбу на знаменитой гоночной трассе. Провести уик-энд на легендарном французском автодроме в компании с интересными автомобилями и людьми посчастливилось Сергею Канунникову.Это мало видеть. Чтобы получить полную картину, необходимо задействовать слух и обоняние. Энергичный рык спортивных многолитровых двигателей 1930-х, почти самолетный свист гоночных машин 1970-х… И  аромат: нагретого металла, шин  – и,  конечно, уже практически забытого европейцами выхлопа. Все натуральное, без обмана! В пятницу Ле-Ман, известный кольцевой трассой для 24-часовых гонок, впервые стартовавших в  1923-м, превратился в  иной мир. В  нем VIP-гостей возят на  40–50-летних «ситроенах-DS», а  пилотов по  паддокам  – на  «виллисах» и  армейских «доджах». По улицам городка запросто ездят «кареты» прошлого: от относительно недорогих, но уже вызывающих ностальгию «пежо» и  «ситроенов» 1960-х до  умопомрачительных «феррари» и величественных «бугатти».  В заезде машин 1923–1939 годов борьбы не меньше, нежели среди более новых. Ну где еще  увидишь соперничество «Астон-Мартина Ольстер» 1934 года и «Бугатти-44» 1929-го?   Армейские «доджи» (на фото) и «виллисы» – официальные автомобили для пилотов и членов  гоночных команд.300 За рулем 10/2010   Самых почетных гостей на трассу привозят на знаменитых «богинях» – «ситроенах-DS».   Смена пилотов экипажа «Бугатти-51» 1935 года. Гонщики – конечно же, французы.  На пит-стопе французский «Шеврон-В21» 1972 года. Под этой  почти забытой ныне маркой некогда выпускали гоночные авто.   Второй заезд для «Феррари-Дино 206S» 1964 года оказался  неудачным. Но впереди еще третий. Только бы успеть!На огромных полях вокруг знаменитого кольца сотни и  сотни автомобилей, сборы клубов любителей олд- и янгтаймеров со всей Европы. Но  главное  – в  паддоках, где кипит работа. Механики настраива-ют, регулируют, драят машины 1923– 1975  годов. В  молодости эти автомобили уже мерились силами в Ле-Мане, завтра им предстоит выйти на  трассу вновь. И  пускай ехать они будут не 24 часа, а примерно по четыре с по-ловиной (в  три этапа: при  свете дня, ночью и вновь днем), но к бою их готовят серьезно. А ведь самым старым из  408  (!) автомобилей, разделенных на шесть возрастных групп, под девяносто, молодым уже тридцать пять.На правах рекламы БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГОНКИ LE MANS CLASSIC  Из паддока под именем Little Big Mans на старт  отправляются пилоты, чье выступление открывает  основные соревнования. Впервые такой заезд провели  в 1958-м. Некоторые из тех гонщиков выйдут на трассу  и сегодня, в машинах побольше.   Пока меняются пилоты британского «Астон-Мартина  Спид Модел» выпуска 1937-го, механик проверяет затяжку центральной колесной гайки.На разогреве у  главных исполнителей: клубные показательные заезды, парад старых автобусов, гоночное такси  – то  есть спортивные авто, современные и  не  очень, в  которых можно прокатиться по  трассе пассажиром. От желающих нет отбоя. Старт первого (а потом и последнего) заезда  – с  места: водители, как и  на  ранних гонках в  Ле-Мане, бегут в  автомобили (некоторые стоят бешеных денег, но об этом лучше не думать), пускают двигатель и  срываются с  места. Шестьдесят девять машин 1957–1961  годов с  ревом уходят на трассу. Вы  скажете, сомнительное удовольствие управлять старым авто-мобилем на  немалой скорости при 40-градусной жаре, будучи в  шлеме и  современном гоночном комбинезоне? Но  что-то  же толкает на   это пилотов, большинство из  которых постарше своих машин? Что-то зажигает во  многих зрителях (в  том числе и во мне!) плохо скрываемую зависть? Обгоны и  заезды на пит-стоп. Смены водителей, поломки, радость и  разочарование. Сутки над трассой в  раскаленном воздухе ревут двигатели, а в боксах водители и механики отлаживают между заездами машины: может, удастся улучшить результат? Ярмарка тщеславия? Отчасти. Игры ненабесившихся великовозрастных мальчишек и девчонок (дам за ру-лем немало)? Не без этого. Но иронии у меня все меньше, а уважения к тем, кто сохранил, привез за  сотни километров, подготовил и вывел на трассу вчерашних гоночных героев, все больше. Ведь здесь нет снобизма и  мании величия. Машины на  трассе и  вокруг нее разные  – демократичные и  относительно недорогие или аристократичные, доступные лишь миллионерам, но любовь-то у всех одна. Эти спортсмены тратят, а  не  зарабатывают. Об  их победах напишут лишь специализированные издания. Их машины едут медленнее современных, а ломаются чаще. Ну а  в остальном в этом спорте все по-настоящему. А может, он и есть настоящий?  Ночной этап – дополнительное испытание для пилотов и машин. Но самые пожилые автомобили пожалели,  их второй заезд закончился еще в сумерки.   Любви к гонкам на старых автомобилях покорны  оба пола и все возрасты.302 За рулем 10/2010