РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ HYUNDAI TUCSONСамолечениеЕго врачи не одобряют, но, тем не менее, кое-какие процедуры рекомендуют делать самостоятельно. Так и с обслуживанием «Хёндай-Туссан»: часть работ вполне по силам выполнить самому. Какие и как, подскажут Игорь Козлов и Александр Кульнев (фото).Для замены масла в двигателе придется снять защиту моторного отсека – в штатной нет отверстий для доступа к сливной пробке и фильтру. Вывертываем пять болтов под ключ «на 12» и извлекаем два пистона. Берегите глаза: обычно с защиты осыпается грязь. Пробку откручиваем ключом «на 17», а фильтр – любым из съемников, ведь места для маневра достаточно. Прежде чем менять антифриз, запаситесь новой сливной пробкой радиатора. Она пластиковая, со временем усыхает, и надежно завернуть ее на место получается редко. Если новой пробки нет, то старую лучше вовсе не трогать, а слить жидкость через нижний патрубок радиатора, сняв предварительно хомут. Здесь же расположены шланги теплообменника АКП, через которые ди198 За рулем 10/2010 ЛАСКОЙ И СМАЗКОЙлеры меняют масло с помощью специальной установки (ATF Fluid Charger). Подсоединив к ней те самые шланги, одновременно удаляют старое масло через один из них и заливают свежее через другой. Получается быстро, но расточительно – приходится прогонять через систему полтора-два объема масла. Поэтому некоторые специалисты используют другой прием, который мы и рекомендуем. Тем более что при этом установка не нужна – ее роль выполнит насос самой коробки. Делаем так: снимаем нижний шланг с теплообменника и, пустив двигатель, переводим селектор в позицию N («нейтраль»). Даем мотору поработать, но только на холостых оборотах и не более минуты. Если все масло вытекло раньше (появились пузырьки воздуха), немедля глушим двигатель! Важно не прозевать этот мо-мент, иначе масляное голодание навредит агрегату. Остатки масла из коробки сливаем, отвернув пробку в картере. Затем возвращаем пробку на место (момент затяжки 32 Н·м) и через трубку щупа заливаем свежее масло. Теперь пускаем двигатель, даем ему прогреться и, переведя рычаг селектора по всем позициям с двухсекундной задержкой в каждой из них, оставляем в позиции N. Не глуша мотор, проверяем уровень: на прогретом агрегате он должен быть в диапазоне HOT, отмеченном на кончике щупа. Имейте в виду, что отклонения от него в любую сторону губительны для агрегата – масло будет вспениваться. Заменить масло в МКП гораздо проще, справитесь без подсказок. Ничего сложного и с редукторами. Переходя от переднего к заднему, не забудьте прошприцевать единственную кре- Hyundai TucsonДЕБЮТ: 2004 год, Чикаго. КУЗОВ: 5-дверный универсал (SUV). ДВИГАТЕЛИ: бензиновые – 2,0 л, 141 л.с. (участник теста); 2,7 л, 175 л.с.; дизельные с турбонаддувом, 2,0 л, 113–140–150 л.с. (разные настройки и давление наддува). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: М5, М6 (только для дизеля) или А4 (участница теста). ПРИВОД: передний или полный (с частичным или полным подключением заднего моста). КОМПЛЕКТАЦИИ: ВН 004 102Е; ВН 004 303Е; ВН 104 101Е; ВН 104 303Е; ВН 104 406Е. ЦЕНА В АВГУСТЕ 2010 ГОДА: от 999 000 рублей (модель снята с производства, поэтому цены зависят от спроса в конкретном регионе).стовину. Возможно, для этого понадобится отсоединить фланец кардана, чтобы раскрыть шарнир на достаточный угол и подобраться носиком шприца к пресс-масленке. Меняем свечи: ключом «на 10» выкручиваем два болтика декоративной накладки двигателя и вынимаем из колодцев наконечники проводов. При сборке их сложно спутать – на каждом проводе и выводе катушек есть маркировка номера цилиндра. Свечи под ключ «на 16». Но столь просто лишь на рядной «четверке», которой и оснащен тестовый автомобиль. На V6 сложнее, поскольку доступ к задней головке (мотор стоит поперечно), мягко скажем, затруднен: надо снимать впускной коллектор. Не обязательно полностью, достаточно его приподнять после того, как отвернете крепеж, и зафиксировать в этом положении, подставив под «паук», например, отвертку. Теперь, орудуя составным инструментом, свечи худо-бедно сможете заменить. Есть и другой путь, сверху, – снять «жабо» и механизм стеклоочистителя. Впрочем, оба пути тернисты. С воздушным фильтром справились быстро. Бывает, элемент накрепко прилипает к корпусу – в этом случае аккуратно отделите его отверткой. На V6 проверьте в довершение затяжку хомута гофра к дроссельному узлу, иначе при малейшем подсосе воздуха движок начнет хандрить. Топливный фильтр спрятан внутри погружного насоса, в бензобаке. Лючок в полу под одинарной секцией подушки заднего сиденья предусмотрен, а вот нормальный доступ к нему – нет. Все дело в декоративных накладках петель подушки, которые наКАРДИОХИРУРГИЯдо снять для доступа к крепежу самих петель. Однако эти пластмассовые детальки со столь мощными зацепами, что не обломить их почти невозможно. Вот и мы, как ни осторожничали, все же сломали пару усиков. Зато дальше пошло веселее. Фланец насоса закреплен на баке обычными гайками (не нужен спецключ), да и извлечь картридж фильтроэлемента не сложнее обычного. Главное – работать в тепле, чтобы не обломить пластиковые защелки корпуса насоса. Навесные агрегаты приводят три ремня, все без автоматических натяжителей. И это плохо, поскольку за неимением опыта недолго ошибиться в настройке. Если уверены в своих способностях, снимите защиту моторного отсека и правый грязезащитный щиток (четыре болта под ключ «на 10»). Тогда откроется доступ к натяжному ролику компрессора кондиционера. Ремень ГУРа натягиваем из-под капота самым бесхитростным способом: ослабив крепеж, смещаем насос монтажкой или мощной отверткой. Хуже всего доступ к ходовому винту генератора – что сверху, что снизу приходится работать на ощупь. В общем, за эти операции существенно снижаем оценку. А ведь без них не обойтись при замене привода ГРМ. Уж если разобрались с поликлиновыми ремнями, то и с ГРМ справитесь. Единственная задача – снять опору силового агрегата, иначе не извлечь крышки кожухов да и сам ремень. Зато дальше без курьезов: на всех шкивах есть фиксирующие штифты и метки, позволяющие верно собрать привод, а натяжной ролик снабжен полуавтоматическим натяжителем. Важно только после первой настройки провернуть коленвал на пару оборотов и вторично проверить натяжение. Обычно, когда ремень окончательно уляжется, требуется корректировка.ПРОФОСМОТРНЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Ремень ГРМ Поликлиновые ремни Масло в АКП/МКП Масло в раздаточной коробке/ редукторах мостов Жидкость ГУРа Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов*Проверка, замена по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 15 60 15* 60 60 45/45 45/45 –* 45 30 (2)ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Диагностика ходовой части и тормозов (с использованием стенда) Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена ремня ГРМ Замена поликлиновых ремней Замена охлаждающей жидкости Замена масла МКП/АКП Замена масла в раздаточной коробке/заднем мосту Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 720 1900 770 310/1240/310 6200 1860 1240 770/ 1200 620/620 1860/1860 1800 1550ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Щетки стеклоочистителей передние/задняя Масло в двигатель (6 л) Ремень ГРМ с роликами Масло АКП (8 л) Фильтр масляный/воздушный/ топливный/салонный Свечи зажигания (комплект, 4 шт.) Ремни поликлиновые (3 шт.) Сливная пробка радиатора двигателя Тормозные колодки передние/ задние (в комплекте с крепежом и пластинами) Тормозные диски передние/ задние Стоимость, руб. 2100/590 2380 6370 2640 260/630/1180/980 620 1690 70 3800/3070 4700/4520С остальными работами в рамках планового ТО особых трудностей не испытали. По крайней мере, с заменой колодок. Важно лишь правильно их установить: и спереди и сзади пластина-пищалка предельного износа должна оказаться на внутренней колодке сверху. Момент затяжки колесных гаек 110 Н·м. Замене лампочек в правой фаре ничто не мешает. С левой чуть сложнее – для удобства сняли впускной тракт к воздушному фильтру двигате-ля, вынув два пистона. Фонари для замены ламп пришлось снимать, а для этого понадобился инструмент. К сожалению, такая схема становится нормой для большинства современных машин.За рулем 10/2010 199 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ HYUNDAI TUCSONФильтр двигателя найдете без подсказок. Сливные пробки мотора, углового редуктора и АКП отмечены красными стрелками, заливная пробка редуктора – зеленой. Сложнее натянуть ремень генератора – из-за плохого доступа к регулировочному винту (стрелка). А ведь это важнейший привод, от которого работает насос ГУРа.Если доступу к пресс-масленке мешают вилки крестовины, отсоедините фланец кардана. Желательно его пометить относительно ведущего вала, чтобы не допустить дисбаланса.Для замены воздушного фильтра отстегиваем четыре защелки и поднимаем крышку. Отведя ее в сторону, насколько позволяет гофр дроссельного узла, протираем полость корпуса.Пробки редуктора заднего моста лучше откручивать головкой с малыми фасками. Накидным, а тем более открытым ключом легко сорвать низкие грани пробок.Отвернув болты петель левой секции заднего сиденья, поднимаем подушку и фиксируем ее ремнем безопасности. Сняв лючок в полу, получаем прекрасный доступ к топливному насосу. Меняя передние колодки, выкручиваем ключом «на 14» нижний болт направляющей, придерживая ее ключом «на 17». На каркас внутренней колодки ставим новую пластину из ремкомплекта. Задний тормоз: для доступа к колодкам ручника снимаем скобу, вывернув ключом «на 14» два болта ее крепления (стрелки). Удобнее использовать многогранный накидной ключ.Натягиваем ремень кондиционера: ослабив гайку натяжного ролика, вращаем ходовой винт (показан стрелкой). Еще раз проверьте натяжение ремня после того, как крепеж будет затянут. Ослабив два болта (показаны стрелками), смещаем насос ГУРа монтажкой, добиваясь нормального натяжения ремня. Бывалым автолюбителям этот прием хорошо известен.200 За рулем 10/2010 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ HYUNDAI TUCSONОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Прежде чем снимать диск-барабан (здесь он уже снят), извлеките из него резиновую заглушку и сведите колодки ручника, вращая шлицевой отверткой эту корончатую гайку. Патроны ламп поворотников в светлосером окрасе, а габариток в черном (показаны стрелками). Лампа Н4 находится под колпаком (отмечена овалом). Доступ приемлемый. Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена поликлиновых ремней Замена ремня ГРМ Описание операции Для фильтра подойдет любой съемник Нужно снимать защиту картера Не нужен инструмент Порой фильтроэлемент накрепко прилипает к корпусу Не нужен специнструмент Сложно снять накладки петель подушки, не повредив их Приемлемый доступ Бывает сложно вынуть свечные наконечники, залипшие в колодцах Есть ходовые винты в приводе генератора и кондиционера Сложный привод, нет автоматических натяжителей Имеются метки и фиксирующие штифты на шкивах Надо вывешивать силовой агрегат для снятия опоры Приемлемый доступ к сливной пробке на радиаторе Пластиковая пробка подвержена старению Есть щуп и сливная пробка. Отработанная методика замены Нет Хороший доступ к пробкам Нужен разный инструмент Привычная конструкция механизмов Затруднен доступ к нижнему болту задней скобы Хороший доступ, не нужен инструмент Нет Не нужен инструмент Затруднен доступ к лампам в левой фаре По сути, нет Итоговая оценка4 4,5 3 4 2,5 –** 4 –** 4 4 5 4 3,5Замена ОЖ двигателяПеред тем как добраться до крепежа противотуманки и, сняв ее, поменять лампу, вынимаем оправу фары. Без потерь не обошлось: сломали одну из семи защелок. А как в мороз? Фонари для замены ламп надо снимать. Отвернув крепеж, подаем фонарь строго перпендикулярно оси машины: только так сумеете избежать поломки фиксирующих усиков (стрелки). Меняем салонный фильтр: вынув два ограничителя из лотка бардачка (стрелки), откидываем его вниз и снимаем фиксатор тросика демпфера. Остается снять лючок и извлечь фильтроэлемент.Замена масла в АКП Замена масла в раздаточной коробке и редукторах мостов Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в головных фарах Замена ламп в фонаряхИТОГФонари надо снимать, необходим инструмент Пожалуй, лишь с заменой ремней возникнут сложности при самостоятельном обслуживании. В очередной раз огорчила корейская традиция – снимать фонари для замены ламп.*Авто с мотором 2,0 л и АКП в сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 6). **Нет объекта для сравнения (у «Шевроле-Нива» привод цепной, а коробка механическая).Благодарим компанию «Автомир» в Марьино (Москва) за содействие в подготовке материала.202 За рулем 10/2010