БЕЗОПАСНОСТЬПРОЕКТ ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»Цена вашего мнения«Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы». Это не из газет, не из публичных выступлений, а строки законопроекта «О полиции», который впервые вынесен на всеобщее обсуждение. И если он станет законом, то начнет действовать уже с 1 января 2011 года. На это обращает внимание Сергей Смирнов.Много толков вызвало пере именование милиции в по лицию, но нас в этом доку менте прежде всего при влекло другое – статьи, определяющие взаимоотношения стражей порядка со своими согражданами, среди кото рых ни много ни мало миллионы авто мобилистов. Не секрет, здесь контакты обеих сторон часто протекают в нерв ных условиях случившегося ДТП, когда профессионализм, культура поведения сотрудника ГАИ, его неподкупность должны решать почти все. Как обсто ят дела на самом деле, каждый зна ет по собственному опыту. Вот почему наше особое внимание привлекли та кие статьи законопроекта, как «Беспри страстность», «Открытость и публич ность», «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан». Не все они представлены в действующем за коне. В проекте найдешь, например, та кую норму: «Сотрудник полиции при осуществлении служебной деятельно сти, а также во внеслужебных отноше ниях должен воздерживаться от любых действий, которые могут опорочить его достоинство, вызвать сомнение в его беспристрастности или подорвать ав226 За рулем 10/2010торитет полиции». С вступлением за кона в силу это положение, надо по лагать, не претерпит изменений и по добное станет не просто аморальным, а противозаконным – со всеми выте кающими отсюда последствиями. Мы должны об этом помнить, противосто ять этому. Но как?НУЖЕН НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОКЛУБВернемся к началу статьи, где сказано, что мнение граждан (нас с вами) отне сено к критериям официальной оцен ки работы полиции. В проекте зако на предусмотрено создание обществен ных объединений граждан на всех уровнях – федеральном, территориаль ном, муниципальном, – которые долж ны осуществлять связь с полицией, оце нивать ее действия. Но по силам ли та кому совету, скажем, районного мас штаба разбираться в проблемах авто мобильной жизни? Вряд ли. К вели кому сожалению, мы живем в услови ях, где до сих пор при массовом разма хе автомобилизма нет организации, по добной национальным автомобиль ным клубам на Западе, которые твер до стоят на страже интересов тех, ктоза рулем. Появись, допустим, в ФРГ за конопроект о дорожной полиции, пер вым включился бы в его обсуждение ADAC – Всегерманский автомобиль ный клуб. Поверьте, все его замечания были бы досконально изучены и макси мально учтены. Пусть это не покажется не отно сящимся к делу – к обсуждению зако нопроекта, но мы убеждены, что с его принятием должен на государствен ном уровне встать вопрос о создании Российского автомобильного клуба, может быть, и с помощью полиции, ко торая по законопроекту должна ока зывать поддержку развитию граждан ских инициатив в сфере предупрежде ния правонарушений и обеспечения правопорядка. Хотелось бы услышать по поводу этого и мнение читателя. А пока выскажем несколько частных замечаний по проекту.ВЫВЕСКА НОВАЯ – ХЛОПОТЫ ПРЕЖНИЕВначале всетаки пару слов о «смене вывески». Идея эта не нова. Многие из нас помнят, как в самых благих це лях ГАИ заменили на ГИБДД: дескать, эта аббревиатура раскрывает истин ный смысл работы госавтоинспекции и поможет изменить взаимоотношения водителя и инспектора в лучшую сторону. Не сработало… В самом законопроекте, кроме отмеченных выше, не обнаружишь существенных изменений действующего закона. От «несвойственных функций», о которых не раз шла речь в журнале, документ полицию не избавляет. Как и сейчас, она, понятное дело, будет регулировать дорожное движение и осуществлять государственный контроль за соблюдением правил обеспечения его безопасности, наряду с этим принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, регистрировать их, выдавать водительские удостоверения, а также осуществлять государственный контроль за деятельностью организаций, которым доверен обязательный техосмотр транспортных средств, и участвовать в нем. Что же меняется? Наверное, форма будет другой, значок и надпись на автомобиле. Теперь инспектор станет представляться: «Лейтенант полиции». Правда, должен будет показать служебное удостоверение и объяснить, на каком основании остановил машину. Этот пункт, однако, снабжен оговоркой: «…кроме случаев, когда это невозможно либо неуместно». Какие случаи полицейские могут посчитать неуместными, документ не разъясняет. Может, фамилия некрасивая? Но это так, к слову. В наборе функций согласно проекту фактически ничего не меняется. Разве что технический осмотр поли-цейские сами проводить не будут – им оставлен надзор за ходом ТО. Такой порядок действует и сейчас: на каждом пункте присутствует офицер с печатью, который выдает талон, а по существу, определяет «правила игры». За дорожной полицией оставляют и иные функции, которые ранее правительственная комиссия по безопасности движения (и мировая практика!) посчитала избыточными: «водительские» экзамены, регистрация автомототранспорта… Резонно ли для решения этих, в общем, бюрократических задач привлекать высокооплачиваемых офицеров? Попутно отметим, что не должно быть в законе и такого вида деятельности полиции, как «охрана имущества по договорам», то есть за деньги. Полиция не должна заниматься коммерцией!ВОДИТЕЛИ ПОД КОЛПАКОМуказания – каких. Первое, что напрашивается, – машин начальников, которые по-прежнему будут летать по встречной полосе, попирая все правила. Еще одно положение в проекте насторожило. С одной стороны, сказано, что привлекать граждан для помощи полиции сотрудники правоохранительных органов могут только на добровольных началах, а с другой – в статье, где речь о правах полицейского, говорится, что машины и средства связи, принадлежащие гражданам, он может использовать «беспрепятственно». Значит, ситуация с «живым щитом» из частных автомобилей для задержания преступника может повториться… Это не единственные замечания. Других касаться сейчас не будем – подождем до принятия закона.КОМУ ДОВЕРЯТ ЖЕЗЛСколько все, включая первых лиц, ни говорили о том, что дорожный инспектор не должен останавливать авто без причины, в законопроекте это не нашло отражения. В статье 13 проекта сказано, что полицейский имеет право останавливать транспортные средства, проверять документы, проводить осмотр автомобилей и грузов, и ни слова о том, что все это только при нарушении ПДД. Зато в проекте по-прежнему фигурирует право выдавать разрешения на установку мигалок и сирен. Остается догадываться, кому и в каком количестве. Сохранился и пункт о «сопровождении полицией транспортных средств», причем безИ в заключение о тех, кто придет исполнять закон. Если те же сотрудники, которые «забывали» знаки, устраивали ловушки, мздоимствовали, проку не будет. В проекте закона много сказано о серьезных требованиях к тем, кто поступает на службу. Более того, нам стало известно, что в рамках реформы МВД с октября для прохождения переаттестации предполагается вывести за штат всех сотрудников российской милиции. Теперь многое зависит от того, кого возьмут в полицию. Самых принципиальных, подготовленных, молодых – или, как часто водится, удобных, лично преданных и сговорчивых? Посмотрим и тоже выскажем мнение.На правах рекламы