КУРЬЕРВЫ НАМ ПИСАЛИКак ездила «восьмерка» с маховиком? Трудно ли попасть на штрафстоянку? Что представляет собой медитативный кабинет на трассе? Приглашаем в октябрьский почтамт ЗР – разберемся!Танец с саблямиОб испытаниях необычной «восьмерки» с инерционным накопителем энергии вспоминает Алексей Матяев, работавший в период с 1983 по 1993 год в Управлении главного конструктора ВАЗа, а затем в заводском НТЦ.В ЗР, 2010, № 6, была напечатана интересная статья про инерционный накопитель энергии «Порше». В нашей стране в свое время тоже занимались инерционными накопителями. Лет двадцать назад меня и моего коллегу вызвал начальник управления научно-технического центра ВАЗа и попросил протестировать автомобиль, который к нам пригнал своим ходом молодой ученый из МАМИ. Это был ВАЗ-2108 с типовым двигателем, но измененной трансмиссией. Поверх коробки передач находился стальной корпус, в котором горизонтально располагался 20-килограммовый маховик. Через планетарную передачу он соединялся (если правильно помню) с первичным валом коробки передач. Именно этот сложный узел и был предметом диссертации. Рукоятка стояночного тормоза, трос которого был отсоединен, использовалась для управления работой маховика. При поднятии ее вверх маховик «запитывался» и его обороты росли, а при опускании он отдавал свою энергию в трансмиссию. На корпусе маховика установлен датчик, фиксирующий его обороты. В отличие от системы «Порше», эта была чисто механической. Мы посмотрели отчеты автополигона НАМИ: действительно, у этого автомобиля существенный выигрыш по расходу топлива и некоторый – по токсичности. Решили протестировать машину. Сначала пустили и прогрели двигатель. На «нейтрали» одновременно вдавили газ в пол и подняли вверх рукоятку управления маховика. Я никогда до этого не видел, чтобы двигатель при полной нагрузке работал на «нейтрали» при 4500 об/мин и не шел дальше вразнос! Подпитка маховика энергией продолжалась 15–20 с. За это время скорость вращения маховика повысилась до 25 000 об/мин. Затем остановили двигатель, открыли капот, послушали гудение этой совсем не детской юлы. С холодком подумал: «А если сорвется со своей оси?». Сели в салон, и изобретатель продемонстрировал старт при неработающем двигателе с использованием энергии маховика. Включили первую передачу, опустили рукоятку управления маховиком – и нас буквально вдавило в сиденья. Создалось впечатление, что автомобиль стартанул прыжком, бросая назад куски асфальта. При этом его сильно трясло – наверное, не отрабатывала передняя подвеска. Затем изобретатель, манипулируя рычагом КП, управлением маховика и сцеплением, переключился на вторую передачу, автомобиль поехал спокойнее. Кстати, после столь динамичного старта обороты маховика уменьшились примерно до 22 000 об/мин. Конечно, такое впечатляло. Для движения по городской дороге пустили обычный двигатель, маховик же использовали на разгонах и при замедлении. Разгонялся автомобиль очень импульсивно и так же резко тормозил. Несколько раз мы создавали аварийную ситуацию на дороге: водителю явно не хватало рук, чтобы управлять коробкой и маховиком одновременно. Если рукоятку тянули вверх слишком резко, то автомобиль вставал, как вкопанный. Мы с коллегой дали заключение, что инерционный накопитель действует, но следующим этапом должна стать разработка системы, координирующей между собой работу двигателя, маховика и тормозов. Иначе за руль придется сажать осьминога. Наш опытный начальник, выслушав доклад, подытожил его словами: «Танец с саблями!». Специалист из МАМИ, надо полагать, доводов о необходимости создания системы управления всеми этими «саблями» не принял и уехал на автомобиле в Москву. Жаль, если он на нас обиделся. А вскоре в стране началось… сами знаете что. Кому тут нужны разработки инерционных накопителей? Очень жаль.104 За рулем 10/2010 КУРЬЕРВЫ НАМ ПИСАЛИРыночные отношенияКто главнее?КУРЬЕР | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ«Фольксваген» отвечаетКомпания внимательно ознакомилась с итогами нашего рейда по дилерским сервисным станциям марки.Уважаемая редакция! Приняв во внимание факты, изложенные в статье «Обратная сторона фасада» (ЗР, 2010, № 8), марка Volkswagen разработала ряд дополнительных мероприятий для повышения уровня сервиса. В частности, проведены специальные тренинги с персоналом указанных в статье дилерских предприятий. Практически все они обрели свой статус в текущем году, что и обусловило отдельные сложности в работе – обучение персонала требует времени. К сожалению, в материале описаны главным образом недостатки, в то время как достоинства сервиса марки Volkswagen остались за кадром. Нам хотелось бы обратить на них внимание редакции и читателей – наших клиентов: – благодаря росту числа дилерских предприятий время ожидания ТО не превышает одного дня. Часть заявок выполняется в день обращения, для чего резервируется 15–20% производственных мощностей; – для автомобилей, проданных после 15 января 2010 года, введена программа «Гарантия мобильности», включающая бесплатную эвакуацию, предоставление подменного автомобиля, выезд техпомощи и бронирование места в гостинице; – любой фирменный сервис предоставляет услугу интерактивной приемки, во время которой автомобиль осматривают на подъемнике в присутствии клиента; – наличие центрального склада запасных частей импортера обеспечивает выполнение первичных заказов на 98%; – Volkswagen проводит разнообразные сервисные акции: бесплатную подготовку автомобиля к сезону, хранение колес и т. д. Цель марки Volkswagen – предоставить покупателю добротный автомобиль и качественный сервис. Специалисты компании всегда рады пообщаться с клиентами по горячей линии. Искренне ваша, команда Volkswagen От редакции. Говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. В компании Volkswagen пословицу понимают правильно: обнаружив (в данном случае с нашей помощью) недостатки, немедленно принимаются их устранять. Верный способ укрепить доверие и уважение клиентов! Надеемся, следующий рейд даст лишь положительные результаты.Стоянки есть везде, но в нашем городе они особенные. Не хватает свободного места? Тогда приезжайте к нам! Татьяна Попова, ЕкатеринбургУ кого найдется объяснение столь загадочному сочетанию знаков? Кому всетаки должны уступить дорогу те, кто движется по главной? Мария Андронова, КалугаКабинет всяческой разгрузкиГостеприимствоВот так встречают гостей в Коломне… Евгений Сухарев, ЯрославльНеправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь! Надо колбасой на язык класть! Владислав ЗенинВетераны в ТбилисиЭти «волги» выставлены на продажу прямо в городе. На вид вроде бы хорошие. Михаил Данилов, ТбилисиP.S. Друзья! Пожалуйста, указывайте в своих посланиях контактные телефоны и место проживания! Информацию для рубрики можно присылать по электронной почте:
[email protected]. Почтамтом октября заведовал Михаил КОЛОДОЧКИН 106 За рулем 10/2010