БЕЗОПАСНОСТЬТЕХНОЛОГИИ СПАСЕНИЯЖизнеутверждающий прогрессНачиная с 1869 года, когда слу‑ чилась первая автомобильная авария со смертельным исхо‑ дом – ирландка Мария Уард выпала из парового экипажа на пово‑ роте, и вплоть до 1930‑х автопроизво‑ дители относились к безопасности «же‑ лезных коней» с осторожным любо‑ пытством. До второй половины 1950‑х выживаемость в авариях вообще ста‑ вилась под сомнение ввиду слишком высоких нагрузок на организм во вре‑ мя столкновений. Только в 1960‑е го‑ ды, после скандальных разоблаченийв прессе, когда выяснилось, что ком‑ пании цинично не заботятся о жиз‑ ни своих клиентов, предпочитая вкла‑ дывать деньги в иные технологии, на‑ чалась системная разработка безопас‑ ного автомобиля. Появляются трехто‑ чечные ремни, несминаемый силовой каркас пассажирской клетки и энерго‑ поглощающие зоны спереди и сзади, панели приборов из мягких материа‑ лов, двухконтурные тормозные систе‑ мы. Однако этого оказалось недоста‑ точно, и смертность на дорогах продол‑ жала расти вслед за увеличением авто‑мобильного парка. Перелом наметил‑ ся к середине 1970‑х, когда использова‑ ние средств пассивной, а затем и актив‑ ной безопасности на автомобилях ста‑ ло регламентироваться законодательно. Первым делом было введено обязатель‑ ное применение ремней безопасности согласно Венской конвенции о дорож‑ ном движении 1968 года. Наибольший вклад в борьбу с ле‑ тальными исходами ДТП на протяже‑ нии последних 40 лет внесли «Воль‑ во» и «Мерседес‑Бенц». На их сче‑ ту львиная доля изобретений, отражен‑РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СМЕРТНОСТЬ НА ДОРОГАХ ЕВРОПЫ В 1970–2010 гг.228 За рулем 11/2010 Ежегодно автомобиль уносит более полутора миллиона жизней на Земле. Это больше, чем рак, гепатит и СПИД, вместе взятые. Но как и с недугами, со смертностью на дорогах научились бороться. О «лекарствах», применяемых в Западной Европе, рассказывает Сергей Баландюк.ных на графике. Благодаря комплексным мерам, включая, разумеется, и административный контроль скорости движения, за 20 лет смертность при фронтальных столкновениях сократилась на 26%, а риск серьезных травм – на 85%. В трех крупнейших европейских странах – Франции, Германии и Италии – количество жертв автомобильных аварий в период с 1975-го по 2001-й ежегодно снижалось в среднем на 2,2%, а с 2002-го по 2008-й (когда стали массово внедрять подушки безопасности, АBS и прочее) – на 9%. Количество пострадавших на автодорогах с 1987 года уменьшилось на 59% (в среднем по 5% в год), а общее количество аварий сократилось вдвое. Например, повсеместное использование ремней безопасности (а ими уже в 2005 году пользовалось 98% водителей и пассажиров на трассах и 95% – в городах) спасло 70% водителей, 14% передних пассажиров и 16% сидящих сзади. В Европе общими силами количество смертей в ДТП за последние 50 лет удалось сократить в 30 раз, в 2009 году оно достигло минимального значения. Во многом это результат выхода на новый технический уровень оснащения автотранспорта. С начала 2000 года все продаваемые в Европе автомобили комплектуются антиблокировочной системой тормозов, а также минимум двумя фронтальными подушками безопасности. К 2012– 2014 годам обязательной станет и система курсовой устойчивости (ESP). Благодаря таким мерам европейцы рассчитывают еще сократить смертность на дорогах и к концу 2011 года снизить ее до 27 тысяч погибших.За рулем 11/2010 229