БЕЗ ГРАНИЦЭКСПЕРИМЕНТ ЕСЛИ КОНЧИЛСЯ БЕНЗИННе капать на мозги!Правда ли, что, добавив в пустой топливный бак воды, можно дотянуть до бензоколонки? Разрушить (или реабилитировать?) древнюю легенду попытались Алексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.Начнем с того, что подобный прием в практике действительно существовал. Мало того, даже попал на книжные страницы. Вот что писал, например, О. Яременко в книге «Твой друг автомобиль» в далеком 1988 году: «Кстати, если бензин кончился за 10…15 км до бензоколонки, в бак «Москвича» или «Ижа» можно залить до полутора литров воды и дотянуть до заправки. Вода имеет бóльшую плотность, чем бензин, и поэтому, пока остатки бензина в баке есть, в бензопровод будет поступать бензин».Да, россияне во все времена умудрялись выкручиваться из самых безнадежных ситуаций, оттого настоящие советы бывалых читались не хуже детектива. Но разве сегодня кто-то станет лить воду в бак, коли АЗС на каждом шагу, а тревожный индикатор вспыхнет перед носом задолго до того, как бензонасос сделает последний глоток топлива? Однако же вот несколько цитат из современных форумов владельцев машин ГАЗ и «Мазда»… Позавчера кончился бензин. Я по советам этого форума решил долить в бак воды, чтобы поднять уро-вень бензина и доехать до заправки. Залил 0,5 л – не заводится. Делать нечего, пошел за бензином с канистрой. Проблемка такая: умудрился обсохнуть посередине Невского, не дотянув до заправки пары километров. По совету долил в бак пол-литра воды. Все равно не завелась… Что ответили авторам сообщений их изумленные коллеги, легко узнать, набрав вышеприведенные цитаты в любом поисковике. А вот нас заинтересовало совсем другое: почему эксперименты в обоих случаях провалились? И был ли у их авторов шанс на успех?288 За рулем 11/2010 ПЕРЕЛИВЫ И НЕДОЛИВЫФизика процесса ясна: ни один бензонасос не высасывает топливо до последней капли, что-то да останется на донышке. А при доливании в такой бензобак воды жидкость немедленно расслоится и более легкий бензин окажется сверху. Для сомневающихся – первый же кадр из фотофиксации наших экспериментов. Вместо топливного бака мы взяли прозрачный аквариум, залили в него бензин и подкрашенную «в цвет океана» воду. В аквариуме все было прекрасно: избыток топлива возвращался через «обратку», а синяя водичка так и покоилась на донышке, не попадая в магистраль. Не долей мы воды, бензонасосу «Гетца» пришлось бы хватать воздух. Зато сейчас фильтр бензоприемника находится в слое бензина. Но получится ли тот же фокус с реальным бензобаком? Сколько воды нужно добавить в такие вот баки, чтобы остаток бензина всплыл до нужного уровня? Если талант ясновидения отсутствует, для ответа на вопрос потребуется вскрытие.На правах рекламы БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСЛИ КОНЧИЛСЯ БЕНЗИН В «жигулевском» баке бензин высасывается почти полностью: на донышке остается от силы 400 мл. Вот на это количество топлива и можно надеяться, пытаясь приподнять его доливаемой водичкой. Вливаем те же 400 мл, но уже воды – и получаем тоненький слой бензина, омывающий трубку бензопровода. Однако стоит чуть наклонить машину (к примеру, водитель плюхнулся за руль!), как становится ясно: «кинá не будет». У владельцев «Хёндай-Гетц» «сухой остаток» побольше вазовского: почти 2 л! Чтобы приподнять его, нужно добавить в бак еще минимум литр... и понять, что все это бесполезно. Солидные, казалось бы, 2 л бензина растекаются по огромной внутренней поверхности бака в тончайшую лужицу, едва касающуюся сетки бензоприемника. А при малейшем сотрясении бака хрупкая гармония тут же пропадает. В общем, тоже отбой, не получится.Но ведь в баке-то все не так! Как минимум потому, что в прозрачном сосуде мы видим, сколько долить воды, чтобы поднять с донышка остатки бензина. Здесь требуется особая точность: недольешь – снова будешь хлебать воздух, перельешь – получишь воду вместо бензина! А как это сделать на реальном авто, если резервуары для горючего разных моделей различаются по архитектуре, как здания Растрелли и Жолтовского? Но делать нечего, придется поупражняться именно на баках, например на древнем «жигулевском» и современном от «Хёндай-Гетц». Распилим и посмотрим… Начнем с вертикального вазовского. Тут все просто и очевидно: бензин перестает касаться трубки бензоприемника, когда его остается примерно 400 мл. А вот в корейском баке все совсем по-другому. Даже опытные зарулевские инженеры с интересом рассматривали закоулки его внутренностей: лабиринты, переборки – сложное сооружение. Но любой плоский бак –штука капризная. Малейший перекос, и его внутренняя жизнь изменится кардинально. Что же, начинаем колдовать. Определяем, какое количество топлива остается в каждом из баков после того, как «бензин кончился», доливаем водички и смотрим, стало ли лучше. Как оказалось, приподнять водой бензин не проблема, но воспользоваться плодами своих усилий в реальной ситуации практически невозможно. Во-первых, вслепую действовать бесполезно. Во-вторых, остаток топлива в плоском баке превращается в тончайшую лужицу, хлебнуть из которой, не наглотавшись одновременно и водицы, никакой насос не сможет. В-третьих, малейший перекос машины сведет все труды на нет: подобная «ловля блох» может сработать разве что в лабораторных условиях. Впрочем, почему бы не помечтать? Скажем, ясновидящий владелец вазовской «классики» идеально точно угадает требуемый уровень долива воды, затем вручную аккурат-ненько подкачает топливо в карбюратор, затем пустит мотор… При таком раскладе можно предположить, что пару-тройку километров он проедет. Кстати, известны и более хитрые приемы. Например, опустить в бак полиэтиленовый мешочек с водой: уровень топлива поднимется, а вода в него не попадет. На тех же «Жигулях» и прочих древних машинах с баком без переборок и широкой прямой горловиной это, быть может, и сработает, но водителю современного авто не стоит и пытаться: мешочек гарантированно застрянет где-то на полпути, а вытащить его обратно будет ой как нелегко… Тем, кто все же захочет попробовать «дозаправиться» водой, посоветуем для начала убедиться в наличии сливной пробки в бензобаке. Ибо они вышли из моды вместе с появлением «Жигулей». И последний аргумент не в пользу воды. Мало того, что при движении бак трясется вместе с автомобилем, перемешивая при этом свое содержимое, так еще и струя из перепускного клапана способствует тому же! Для имитации процесса перекрываем выход бензонасоса и создаем давление, позволяющее открыться перепускному клапану. Что ж, вот и ожидаемые пузырьки… Особой «бури в стакане» нет, но в реальном баке картина будет более пессимистичной: вспомним, что толщина слоя бензина там минимальна! 290 За рулем 11/2010