ТЕХНИКАКОНЦЕПТ-КАР MAZDA SHINARIОпора на собственные силыСмена главного дизайнера в компании «Мазда» ознаменовала скоротечный конец целой эпохи. Ушедший в «Рено» голландец Лоренс ван ден Акер подарил японцам концепцию «Нагаре», которая неожиданно быстро ушла в историю. Что же будет с дизайном японских машин дальше? Выяснить это взялся Дмитрий Федоров.Конечно, дизайнерское хозяйство «Мазды» (а это какникак четыре студии – в Хиросиме и Йокогаме, а также в Германии и США) не останется без главного куратора. Только это уже будет не заморский гайдзин. Тонкая, не всегда понятная и оттого поройпугающая японская культура вообще с трудом ассимилирует чужаков. Эра ван ден Акера, за исключением оторванных от реальности концепткаров (начиная с упомянутой «Нагаре» 2006 года), почти ничего не привнесла в облик серийных автомобилей фирмы.Разве что минивэну «Мазда-5» второго поколения успели пустить по бортам волновую рябь – единственный элемент, перепавший серийным машинам от плеяды ванден-акеровских шоу-каров. Возможно, в похожем стиле будет оформлен и маленький кроссовер СХ-5, чейЦентральная консоль заменена высоким вертикальным барьером, разделяющим кокпит надвое.Органы управления трансмиссией здесь ощущаются на уровне интуиции. Напоминающая срез самолетного крыла изящная серебристая деталь, расположенная с обратной стороны водительского кокпита, – не что иное, как селектор управления коробкой передач.182 За рулем 11/2010 дебют ожидается в конце этого года, – маховик запуска уже раскручен, и вряд ли японцы решатся серьезно менять дизайн машины, когда она почти готова. Но, согласитесь, подобный штрих слишком мал, чтобы говорить о заметном влиянии голландца на дизайн «Мазды» в глобальном измерении, в отличие от его предшественника – англичанина Мюррея Каллума (младший брат знаменитого Йена, создавшего нынешний стиль «Ягуара» и «Астон-Мартина»), который превратил скучнейшие «мазды» 1990-х в то, что мы видим сейчас. Но тогда были другие правила игры – японская компания входила в им-перию «Форда», многие ее проблемы решали из Америки, даже председателем правления был заокеанский ставленник Марк Филдз. Сейчас, когда «Мазда» почти полностью стряхнула с себя фордовское наследие, она старается развивать свой бизнес без иноземного влияния. Это касается и дизайна. Теперь глобальным руководителем дизайнерского подразделения будет не приглашенный иностранец, а человек, насквозь пропитанный ДНК фирмы. Знакомьтесь: Икуо Маэда, шеф-дизайнер городской «Мазды-2» и спорткупе RX-8. Мало того, что он работает в компании уже28 лет, – его отец Матасабуро Маэда тоже когда-то был главным дизайнером «Мазды». Знаменитое роторное купе RX-7 первого поколения, законно попавшее в список ста лучших машин прошлого века, – его рук дело. Естественно, с таким наследием Маэда-сану не пристало дальше развивать идею «Нагаре» – детище ушедшего голландца. Поэтому все, что было наработано в последние годы, быстро отправили в запасники. Новая идеология «Мазды» описывается емким японским словом «кодо» – душа движения. В чем ее следует искать? В застывшей энергии гепарда перед прыжком, в фигуре саму-Ажурная прозрачная крыша, спортивные сиденья на тонком каркасе – эти элементы дополнительно подчеркивают концептуальное назначение автомобиля.Маздовские дизайнеры, как и их коллеги из других фирм, боготворят продукцию компании «Эппл». Поэтому выносной центральный дисплей у «Шинари» больше напоминает очередной продукт из линейки Стива Джобса, чем чисто автомобильный элемент. За рулем 11/2010 183 ТЕХНИКА | КОНЦЕПТ-КАР MAZDA SHINARIВот такими будут отражаться в зеркале заднего вида автомобили «Мазда» через несколько лет.Икуо Маэда, новый главный дизайнер фирмы, получил маздовскую кровь по наследству. Его отец когда-то тоже занимал эту должность; вершина его творчества – культовое купе RX-7 1979 года.Лоренс ван ден Акер пробыл на должности шеф-дизайнера «Мазды» всего три года и запомнился созданием совершенно оторванных от реальности концепт-каров, первым из которых был «Нагаре» (на фото).сой светодиодов, станет новым фиресть – несмотря на то, что он такой рая, который через мгновение взмахменным лицом обычных автомобилей не по-маздовски большой. Японцы явнет мечом. Словом, во всем том, что «Мазда». Где же мы ее увидим? Скорее но не могут забыть 1990-е, когда либуквально через доли секунды готово всего, уже через пару лет при дебюте нейку компании завершало семейство ринуться вперед. Согласитесь, неплосовершенно новой «шестерки». престижных седанов «Кседос». Увы, хая идеологическая основа для дизайКстати, обратили внимание, в чем тогда идея дорогой «Мазды» провалинерской концепции автомобиля, коподход нового шеф-дизайнера «Мазды» лась, и возврата к ней не будет. Поэтоторый даже в статике должен возбужкоренным образом отличается от пракму «Шинари», несмотря на вполне задать эмоции, связанные со стремитики ван ден Акера? В том, что он рабоконченный вид, служит всего лишь тельным движением. тает на гораздо более близкую перспекпроводником стиля для будущих боНазвание первого концепт-кара, тиву. «Шинари» отстоит всего на нелее приземленных моделей. К примеру, созданного по идеологии «Кодо», сколько лет от освоения заложенных вот такая почти вертикальная облиизящно продолжает заглавную тему. в нем идей, он не направлен в слишком цовка радиатора, обведенная по ниж«Шинари» – весьма емкое и быстрое далекое и необязательное завтра. нему контуру пятиугольника полояпонское слово, которое трудно подДля сравнительдается попыткам перено небольшой в мивода на русский. Эквировом масштабе комвалент придумать непании «Мазда» такой возможно, приходится подход гораздо выиспользовать длиннюгодней: будущий пощее предложение. Итак, купатель сразу видит, шинари – это мощное на что рассчитывать и упругое движение при в ближайшие нескольприложении к предмету ко лет, и не уходит большого усилия. Изгиб к конкуренту, не вибамбукового шеста, исдя свежих и, главпользуемого при прыжное, близких к воплоке в высоту, натянутая А вот так идеология «Кодо» читается в приложении к малым формам. Вскоре щению идей. Поэтотетива лука – это все нас ожидает еще один выставочный шоу-кар, выполненный в новом стиле. му я думаю, что «Кошинари. Обещают стекла, которые на стоянке автоматически сливаются с цветом кузова, до» и Маэда-сан – это В одноименном ава также панели салона, считывающие цвет костюма водителя и соответственно у «Мазды» надолго. томобиле шинари явно изменяющие свой колер.184 За рулем 11/2010