АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ PEUGEOT iOnОсвежитель воздухаБорьба за экологию решительно поставила перед автопроизводителями вопрос о переводе автомобилей на альтернативные источники энергии. В образ владельца первого в Европе серийного электромобиля попытался вжиться Владимир Соловьев. Фото автора и «Пежо».Не люблю я запах бензина. Наверное, поэтому отхожу в сторону, когда машина заправляется на АЗС, никогда не заезжаю в гараж задним ходом и не оставляю двигатель работать на холостых оборотах на стоянке. По этой же причине еще до поездки на электрическом «Пежо» я записал себя в число потенциальных владельцев одного из электромобилей, появись таковые в России. «Ион» – продукт кооперации компаний «Пежо-Ситроен» и «Мицубиси». Последняя еще в прошлом году начала продажи аналогичной машиныв Японии под названием i-MiEV. Теперь для электромобиля открывается европейская перспектива. Размерами салона «Ион» схож с «Пежо-107», поэтому, а также учитывая небольшой запас хода на одной зарядке аккумулятора, даем ему постоянную городскую прописку. Согласитесь, в дальней дороге останавливаться каждые 100 км на полчаса для зарядки не всякий захочет, да и самих электрозаправок на трассах нет пока даже в Европе. Стандартные регулировки водительского сиденья позволяют комфортно устроиться человеку практическилюбой комплекции. Руль же неподвижен. Органы управления такие же, как в классическом автомобиле с автоматической коробкой, вплоть до ключа зажигания. Даже положений у него тоже три. При команде на пуск в полной тишине оживает приборная панель. Теперь достаточно переставить рычаг трансмиссии в «драйв» – и можно ехать. Электрический «львенок» очень резво разгоняется до 70 км/ч, затем немного скисает, но все-таки заявленные 13 с до сотни – вполне на уровне современных требований. На улицах европейских городов, где скорость лимитирована 50 км/ч, «Ион» как рыба в воде.52За рулем 11/2010 Peugeot iOnДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 3474 ширина 1475 высота 1608 база 2550 колея спереди 1310 сзади 1270 Радиус поворота, м 4,5 Объем багажника (VDA), л 168 Снаряженная масса, кг 1120 Полная масса, кг 1450 Время разгона 0–100 км/ч, с 13 Максимальная скорость, км/ч 130 Энергоемкость батарей, кВт.ч 16 Запас хода, км 150 ДВИГАТЕЛЬ: электрический, расположен сзади поперечно; 47 кВт/64 л.с. при 3500– 8000 об/мин; 180 Н·м при 0–2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – типа «МакФерсон»/типа «Де Дион» с тягой Панара; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – дисковые вентилируемые/барабанные; шины – 145/65R15 или 155/55/R15.При длине менее 3,5 м «Ион» паркуется на любом городском пятачке. Передняя панель из жесткого пластика в угоду снижению веса не отягощена излишествами.Хуже ему приходится на автомагистралях. Паспортная максимальная скорость 130 км/ч соответствует установленным во Франции ограничениям, но если на обычном автомобиле всегда есть возможность превысить этот рубеж, скажем, для быстрого завершения обгона, то «Ион» такой возможности лишен. Он, как ослик, упирается на этой отметке. Поэтому после второй неудачной попытки обгона на третью я уже не пошел.Тем не менее очное знакомство с серийной машиной на электротяге показало жизнеспособность предложенной концепции. Правда, стоимость «Иона» во Франции составляет 35 000 евро. Очень дорого! Государство, однако, обещает покупателю экологически чистого транспорта 5000 евро компенсации. Все равно недешево. Зато затраты на 100 км пробега «Иона» не превышают 1,5 евро, что сопоставимо со стоЗа рулем 11/201053 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ PEUGEOT iOnЭлектрический «львенок» довольно резв и развивает максимальную скорость 130 км/ч. В центре внимания эконометр и спидометр, слева указатель заряда батарей, справа индикатор запаса хода. Штатный навигатор съемный. Он обучен искать «розетки» при истощении запаса электричества.Заправочных разъема два: на левом борту для быстрой зарядки от станции постоянного тока 380 В, на правом – от обычной сети 220 В.Селектор передач – как на привычных авто. Хотя можно было бы обойтись тумблером «вперед-назад».Клод КОККА, разработчик компактных автомобилей «Пежо»: – При внешнем сходстве японской и француз‑ ской машин у них много технических различий. Назову главные. У «Мицубиси» рычаг переключе‑ ния, помимо знакомых всем положений P‑R‑N‑D, дополнен позициями Е, то есть экономный ре‑ жим, и B (Brake) – автоматическое торможение двигателем. Но мы посчитали, что рядовой води‑ тель вряд ли станет тормозить двигателем, пере‑ водя для этого рычаг, – скорее он просто нажмет на педаль. И поэтому объединили эту систему с обычными тормозами: отпустил газ – автомо‑ биль сам начинает притормаживать. Второе отличие – в максимальном ис‑ пользовании энергии батарей. У нас, вы знае‑ те, был опыт с электромобилями на базе «Пе‑ жо‑106». И на «Ионе» нам удалось заметно по‑ низить порог разрядки без ущерба для са‑ мих аккумуляторов. То есть та же батарея, что у «Мицубиси», на «Пежо» отдает больше тока. Это подарило еще 10% запаса хода. Наконец, третье – усовершенствованная аэродинамика. Мы добавили фартук перед пе‑ редними колесами, козырек над задним сте‑ клом, поработали с дисками и радиаторной ре‑ шеткой. Все это привело к снижению коэффи‑ циента лобового сопротивления и выигрышу еще 4% по запасу хода. Для увеличения пробе‑ га «Иона» мы использовали даже такие мело‑ чи, как стабилизация постоянной скорости. На‑ пример, вы набрали некую скорость и разго‑ няться быстрее не хотите. Нога остается на пе‑ дали, слегка двигаясь вверх‑вниз, но скорость остается неизменной. Чтобы ускориться, при‑ дется приложить к педали чуть большее усилие. Таким образом, работая с мелочами, мы увели‑ чили запас хода по сравнению с i‑MiEV на 30%.имостью 1 л бензина. Сразу прикидываю, что в России «заправка» дешевой ночной электроэнергией и вовсе обойдется меньше чем в 20 рублей. Электромотор, уверяют создатели, практически вечен, он не требует даже периодической замены масла, а гарантия на батарею – 10 лет или 150 000 км пробега. В «Ионе» не так уж много деталей, подверженных износу, разве что шины и тормозные колодки. И то предполагаю, что колодки будут изнашиваться менее интенсивно54За рулем 11/2010благодаря активному использованию электродвигателя при замедлении. Возьму на себя смелость сказать, что существующего запаса хода в 150 км «Иону» хватило бы на жизнь в условиях российского мегаполиса при поездках из дома на работу и обратно даже при полном отсутствии необходимой инфраструктуры. Единственное условие – чтобы в гараже или на стоянке была электророзетка, готовая за ночь (достаточно шести часов) полностью зарядить батарею. Ну а ес-ли появятся уличные заправки, на которых всего за 30 минут батареи заряжаются на 80%… Конечно, «Ион» не сможет стать помощником в дальнем путешествии, но в городе будет незаменим, не только обеспечивая перевозки, но и сохраняя в чистоте воздушный бассейн. И хотя к нам «Пежо-Ион» пока приезжать не намерен, по секрету скажу: этой зимой должны начаться российские испытания его японского брата «Мицубиси».