190
191
ТЕХНИКАЛИКБЕЗ СИДЕНЬЯПрисядем на дорожкуУсаживаясь в современное автомобильное кресло, многие и не подозревают, сколько интересного скрыто под его обивкой. Желаете восполнить пробелы в знаниях? Тогда присаживайтесь и слушайте Максима Сачкова.Электроприводы, двигающие подушки и  спинки, давно не  воспринимаются как нечто особенное. На  престижных моделях уже в  базовой комплектации кресло регулируется в доброй дюжине направлений. Бывает и  больше  – едва ли не два десятка. Пожужжав электроприводами, сможете подстроить любую часть такого трона, например удлинить подушку, изменить угол наклона верхней части спинки и  даже поиграть высотой подголовника. Один из  моих коллег постоянно ворчит, когда приходится после смены водителей вновь регулировать сиденье,и мечтает о приводах с памятью. Подгоняете под себя кресло, руль, зеркала, нажимаете кнопку М (англ. memory  – память) или Set и, скажем, единицу. Теперь в  этой цифре зашиты ваши настройки. Кстати, иногда сиденье с  памятью предоставляет дополнительные услуги. К  примеру, с  выключением зажигания отъезжает назад, облегчая выход из  автомобиля, а  с  поворотом ключа зажигания без промедления принимает прежнее положение. Но комфортабельность кресел обуславливается не  только удобной посадкой. Телу необходим и  оптимальный температурный баланс. Для этого4в  сиденье встраивают до  десятка вентиляторов, прогоняющих воздух через перфорированную кожу. Водитель может изменять интенсивность охлаждения, управляя скоростью потоков. Если холодно, воздух подогревают встроенные электротэны. Но  это на  дорогих машинах. В более дешевых и чаще встречающихся обогревателях кресел эту роль выполняют несколько гибких термоэлементов, проложенных непосредственно под обивкой. Любопытный факт: при перегрузке бортовой электрической системы обогрев и вентиляция сидений выключаются одними из первых.352 6 1Как правило, дополнительные функции активируются через меню бортового интерфейса. Исключительно кабриолетная штучка – обдув шеи теплым воздухом через дефлекторы вверху спинки.Активное мультиконтурное сиденье фирмы «Мерседес-Бенц»: 1 – вентиляторы; 2 – пневмоподдержка бедер; 3 – боковая пневмоподдержка спины; 4 – активный подголовник; 5 – пневмоэлементы для регулировки спинки и встроенного массажа; 6 – боковая подушка безопасности.Активные подголовники в случае аварии максимально приближаются к голове и тем самым в несколько раз снижают опасные нагрузки на шейные позвонки.190 За рулем 11/2010 Примерно одновременно с  вентиляцией кресел на  престижных машинах появился встроенный массажер. Бесплатный десятиминутный сеанс прямо за  рулем проводит механизм, размещенный в  спинке. Обычно это площадка поясничного подпора, способная перемещаться в  двух плоскостях, или несколько воздушных валиков, которые попеременно накачивает пневматический насос. Кроме того, пневмоподдержка иногда активируется и  для лучшей фиксации тела водителя при быстром прохождении виражей. Надувающиеся под лопатками и  бедрами валики в  зависимости от  направления поворота подпирают то  правый бок водителя, то левый. Они работают также на  пассивную безопасность, дополнительно фиксируя тело при ударе. Проведенные фирмой «Мерседес-Бенц» крэш-тесты выявили, что при боковом ускорении 0,6g спасительное расстояние от  плеча манекена до  обивкиВарианты регулировок и расположение электроприводов в сиденье «Фольксвагена-Фаэтон»: 1 – панель управления; 2 – наклон подушки; 3 – вылет подушки; 4 – блок управления; 5 – наклон спинки; 6 – поясничная опора по горизонтали; 7 – наклон верхней части спинки; 8 – высота подголовника; 9 – поясничная опора по вертикали; 10 – высота подушки; 11 – продольное перемещение.двери увеличивается таким образом на 40 мм. В сиденье могут быть скрыты и  другие устройства, повышающие уровень безопасности. Все больше моделей получают активные подголовники для эффективной защиты шейных позвонков при наезде сзади. В момент удара подголовник перемещается навстречу затылку, уменьшая ускорение головы и снижая тем самым риск травмы. Принцип работы таких устройств бывает самым разнообразным. Очень проста и в то же время эффективна конструкция с  механическим приводом. При ударе тело давит на  спинку сиденья, та проминается и  приводит в  движение рычаги, сдвигающие подголовник вперед и  немного вверх. Существуют и более сложные системы. К примеру, некоторые распознают удар по  датчикам и  «поджигают» пиропатроны, которые «выстреливают» подголовник в  направлении головы.Панель управления сиденьем: 1 – регулировка длины подушки; 2 – массаж; 3 – регулировка поясничного подпора; 4 – настройка ремня безопасности по высоте; 5 – кнопки ячеек памяти; 6 – кнопка для ввода данных в память; 7 – управление верхней частью спинки и подголовника; 8 – регулировка спинки и подушки сиденья.На правах рекламы