192
193
194
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ НАВИГАТОРЫРебята с талантамиКак хочется поговорить с кем-нибудь в дальней дороге! Хорошо, если в машине есть собеседники. А если нет? Можно поговорить и с навигатором – эти серые коробочки годятся не только на то, чтобы указывать направление. Оценить их таланты взялся Денис Арутюнян. Фото Георгия Садкова.ЧТО ВНУТРИ?Прежде всего, разберемся  – что объ­ единяет все автомобильные навигато­ ры? Что касается программного обес­ печения, выбор невелик, большую часть отечественных продуктов мы уже оценивали (ЗР,  2010, №  9). Теперь обратимся к аппаратной части. Тут ва­ риантов еще меньше: львиная доля ко­ робочек устроена по  одинаковой схе­ ме. До  недавнего времени ее сердцем был тандем центрального процессора, выполняющего, как и в обычном ком­ пьютере, основную работу, и специаль­ ного чипа (как правило, SiRF Star  III), который отвечал за  связь со  спутни­ ками и  определение местоположения. На  рынке немало устройств с  такой архитектурой, и  они неплохо зареко­ мендовали себя. Но  у  этой конструк­ ции есть и  весомые недостатки: высо­192 За рулем 11/2010кое энергопотребление, долгий поиск спутников. Большую часть этих проблем устранили в  чипе нового поколения  – Atlas  IV. Его сегодня применяет боль­ шинство производителей. «Атлас» не  только запоминает и  прогнозиру­ ет положение спутников (программная технология InstantFix) для ускорения поиска сигнала, но и потребляет почти вдвое меньше электроэнергии. Вдоба­ вок в него ввели контроллеры для раз­ ных интерфейсов  – чип самостоятель­ но, без посторонней помощи «общает­ ся» с сенсорным экраном, памятью, ви­ деовыходом. В ближайшее время в продаже по­ явятся навигаторы на  базе еще более нового процессора Atlas  V. По  предва­ рительным данным, он будет потреб­ лять на  40% меньше энергии, чем мо­дель четвертого поколения, а  техноло­ гия прогнозирования положения спут­ ников InstantFix II упростится.ОТ КАЖДОГО – ПО СПОСОБНОСТЯМОбилие второстепенных функций осложняет выбор. Мало того, что почти каждая коробочка может служить для просмотра фотографий, фильмов, чте­ ния электронных книг, прослушивания музыки и  даже игр, – в  некоторые мо­ дели еще встраивают FM­трансмиттер: если настроить навигатор и  магнито­ лу автомобиля на любую свободную ча­ стоту, подсказки «поводыря» будут зву­ чать не  через маленький интегриро­ ванный динамик, а  через колонки ау­ диосистемы. Правда, музыку при этом уже не послушаешь. Да и чистота звука оставляет желать лучшего. Современные навигаторы не  только развлекают, но  и  сближают: на  рынке все больше устройств с  гнездом под сим-карту. Можно использовать ее для подключения к Интернету, чтобы получать данные о  пробках или просто читать почту. Не  трудно и  позвонить  – встроенные динамик и  микрофон позволяют пользоваться голосовой связью. Если вы купили модель попроще, без телефонного модуля, не отчаивайтесь – скорее всего, ваше устройство поддерживает беспроводной протокол Bluetooth. С  его помощью легко связать навигатор и мобильник и  использовать коробочку, таким образом, вместо устройства хэндс-фри. Но  стоит учесть: добиться от  навигатора хорошей, чистой связи не удастся  – чувствительность микрофона и  качество динамика оставляют желать лучшего. Все  же второстепенные функции таковыми и  останутся, а  главное для навигатора – подсказывать дорогу! Какой удобнее? Поскольку программной и  аппаратной начинкой они очень похожи, остается сортировать их по размеру экрана. Этим и займемся.Управлять маленьким навигатором лучше миниатюрными женскими пальчиками, иначе попадать в кнопочки непросто.3,5 ДЮЙМАКазалось  бы, компактность  – немалое достоинство: такой навигатор несложно приспособить на  стекле так, чтобы он не  перекрывал обзор; выходя из  машины, его можно сунуть в  карман или сумочку. На  деле все не  так просто. На  маленьком экране и клавиатура мелкая – попробуйте-ка набрать нужный адрес. Да  и на  ходу больше помогут голосовые подсказки: несмотря на  достаточно четкую картинку (разрешение экрана 320×240),придется напрягаться, отвлекаться от  дороги  – это не  только неудобно, но и опасно. Побочных благ компактный навигатор тоже не  предоставит  – в  нем нет места для сим-карты да и «блютус» редкость. Смотреть фотографии или фильмы  – только глаза ломать. В  общем, он лишь добраться до  нужного места помогает. Зато самые доступные устройства обойдутся всего в  2000– 3000  рублей (за  продукцию именитых марок запросят около 4000 рублей).На правах рекламыЗа рулем 11/2010 193 ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ НАВИГАТОРЫ КАК РОДНАЯ!Несомненное достоинство навигаторов с сим-картой – они умеют не только прокладывать маршрут, но и пытаются обойти пробки.4,3 ДЮЙМАБольше размер  – больше возможно‑ стей. Дисплей позволяет без проблем набирать название улицы и  номер до‑ ма. Изображение здесь лучше, посколь‑ ку разрешение экрана выше (чаще все‑ го 480×272), картинку воспринима‑ ешь легко. Многие современные моде‑ ли щеголяют антибликовым покрыти‑ ем, оно очень выручает в  солнечный день. Немало здесь и  побочных функ‑ций. Все чаще производители оснащают 4,3‑дюймовую продукцию слотом для сим‑карты или «блютусом» (а  иногда и тем и другим). Больше возможностей заложено в программную часть: разно‑ образные игры, приложения для чтения книг. А  в  некоторых устройствах фир‑ менная оболочка позволяет работать не с одной навигационной программой, а  с  разными. И  все удовольствие обхо‑ дится всего в 4000–7000 рублей.Хотите приобрести навигатор, но не желаете вешать на стекло лишнее устройство? Тогда присмотритесь к автомагнитолам с функци‑ ей GPS. Чаще всего они большие, под гнездо 2DIN, с крупным сенсорным экраном на ли‑ цевой панели. Есть, правда, и обычного раз‑ мера (у них экран убирается внутрь корпуса), но таких предложений намного меньше. В чем преимущества? Во‑первых, не придется вешать лишнее устройство. Во‑вторых, голосовые подсказки не бу‑ дут раздражать меломанов – система лишь на несколько секунд чуть приглушит музы‑ ку. Наконец, хорошее качество приема GPS‑ сигнала: в комплект к магнитоле прилага‑ ют внешнюю антенну с длинным проводом. Можно спрятать ее под панелью, но лучше вывести на крышу – поиск спутников займет считаные секунды. Правда, и тут не без ложки дегтя: боль‑ шинство подобных устройств не балуют ка‑ чеством экрана. Но с этим можно смирить‑ ся. Всерьез отпугнуть потенциальных поку‑ пателей может цена – от 8000 до 40 000 руб‑ лей. Да и установить такой девайс самостоя‑ тельно не так просто; лучше доверить работу профессионалам, а это тоже стоит денег.Сегодня мобильные телефоны есть у всех – от пионеров до пенсионеров. Так зачем же звонить с автомобильного навигатора?НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИВыбор навигатора – непростое дело. Как правило, стоит ориентироваться на золотую середину: устрой‑ ство с экраном 4,3 дюйма. Рекомендую покупать мо‑ дель с антибликовым покрытием либо найти специ‑ альную пленку, иначе в солнечный день не разгля‑ дите картинку. Отчасти выручит датчик освещен‑ ности, который автоматически регулирует яркость экрана. Но пока таких устройств немного. Наличие гнезда под сим‑карту также очень желательно – многие отечественные навигацион‑ ные программы позволяют получать из Сети ин‑ формацию о пробках. А вот зацикливаться на вто‑ ростепенных функциях не стоит: хотя большинство устройств и обладают разнообразными талантами, но полноценно заменить мобильный телефон или карманный компьютер не смогут. Причина не толь‑ ко в процессоре или экране – несмотря на все меры по снижению энергопотребления, даже самое про‑ двинутое устройство вряд ли проработает без внеш‑ него питания больше пары часов.5 ДЮЙМОВ И БОЛЬШЕОсобняком стоят навигаторы с  диа‑ гональю экрана больше 5 дюймов. Та‑ кую «лопату» в  карман не  засунешь, желательно завести отдельный чехол. Да и  в  маленькую машинку не  поста‑ вишь – перекроет часть стекла. Но ес‑ ли все же удалось втиснуть ее в авто‑ мобиль  – наслаждайтесь массой до‑ полнительных функций и  крупной, четкой картинкой. Правда, экраны та‑ ких устройств тоже бывают разны‑ ми. Есть, например, с  разрешением 480×272. К  ним трудно придраться: картинка достаточно четкая. Но  тех, кто ищет совершенства, может раз‑ дражать некоторая зернистость изо‑ бражения. Зато скорость работы наре‑ каний не вызывает. А вот большинство навигато‑ ров с  экранами высокого разреше‑ ния (800×480) откровенно подторма‑живают. Процессор с  трудом справ‑ ляется с  увеличенной нагрузкой, по‑ этому курсор на  карте перемещается не  плавно, а  легкими рывками. Ком‑ пенсацией послужит четкость и  кра‑ сота картинки. Да и  любимый фильм на  таком навигаторе можно посмо‑ треть – размер экрана сопоставим с маленьким телевизором. Но  це‑ ны на подобные устройства – от 4000 до  15 000  рублей, в  зависимости от размера, дополнительных функций и разрешения экрана.194 За рулем 11/2010