230
231
232
233
234
235
236
237
238
240
242
243
ЭКОНОМИКАДОРОГИ РОССИИСкованные одной трассойЭто свершилось: трасса Чита – Хабаровск официально открыта! Асфальтовый коридор протянулся на две с лишним тысячи километров через тайгу и впервые соединил Дальний Восток с остальной Россией. И первым по готовой дороге прошел автопробег, который организовал журнал «За рулем» при содействии Министерства транспорта России и Росавтодора. Впечатлениями от поездки делится Игорь Моржаретто. Фото Константина Якубова.Апочему  бы и  нет? Мы  имеем полное право и сейчас пройти впереди, ведь семь лет назад мы были первыми, кто на  серийных городских автомобилях проехал по  этой трассе. Тогда она только что открылась для движения – еще в грунтовом варианте, с использованием сети местных дорог...СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСТРОЙНо  сначала немного истории. Постановление ЦК  КПСС и  Совмина СССР о  строительстве трассы Чита  – Хабаровск вышло еще в  1966  году. Реально стройка началась спустя 12 лет: сюда пришли части Минобороны, чтобы прорубать сквозь тайгу коридор между Сибирью и  Дальним Востоком. Однако вскоре стройбаты перебросили на  дороги Афганистана  – видимо, те были важнее. К  трассе, ко230 За рулем 11/2010торая имела исключительное стратегическое значение, вернулись только спустя 10  лет, и  к  концу прошлого века военные и  гражданские дорожники построили меньше тысячи километров асфальтового шоссе. Из-за нехватки денег работы то  и  дело останавливались. Строители в очередной раз вернулись на  трассу в  начале 2000-х, и  к  лету 2003-го года в  тайге прорубили просеку, по которой проложили грунтовую дорогу. Частично. Я участвовал в том пробеге «За рулем», который прошел всю трассу от Читы до Хабаровска семь лет назад (ЗР, 2003, № 9, 10, 11). Самое главное – на  ней практически не  было мостов, хотя трассу пересекали около трех сотен рек и ручьев. Шли вброд, объезжали препятствия по  местным дорогам, которые часто напоминали тропы. Самый тяжелый участок, от  Чернышев- За рулем 11/2010 231 ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИВо время коротких остановок надо успеть передать на сайт www.zr.ru информацию о том, что мы увидели на трассе.В ходе строительства здесь опробовали новые технологии. Металлические гофротрубы экономят время, материалы и деньги при возведении мостов и прокладке путепроводов. Срок службы не меньше 100 лет. Теперь такие применяются в России повсеместно.ска до  Могочи (это примерно 300  км), преодолевали 22  часа! Но  ведь прош‑ ли – и доехали до Хабаровска и Влади‑ востока. Потом зарулевцы ехали по  этой дороге вновь и  вновь  – в  2004‑м, 2005‑м… Что нас с ней связало? Не  знаю, словами это не  объяснить. Зачаровали масштабы строительства, красота этой земли? Конечно. Но  всемы чувствовали себя причастными к  строительству «Амура». В  2006‑м проехали только часть трассы, до Ско‑ вородино, а  затем свернули на  север, на дорогу «Лена» (ЗР, 2006, № 9, 10, 11). Но  впечатления получили! Надо ска‑ зать, к тому времени на трассе постро‑ или мосты, хотя в  некоторых местах ручьи по‑прежнему пришлось форси‑ ровать вброд. Зато сущим наказаниемоказалась только что отсыпанная грун‑ товая дорога. Колонна машин растяги‑ валась на несколько километров, пото‑ му что ничего не было видно из‑за гу‑ стой пыли. Острые как бритва камни резали резину. Опытные перевозчи‑ ки везли с  собой по  три запаски, ина‑ че не  доехать  – на  полутора тысячах километров самых тяжелых участков дороги работало всего два‑три пунктаТрасса «Амур» построена – дорожная техника пока застыла в ожидании. Но уже в будущем году ее перебросят на другие важнейшие объекты региона – дороги «Лена», «Колыма», «Уссури».232 За рулем 11/2010 шиномонтажа… И  еще везли с  собой по  канистре топлива, ведь в  некоторых местах АЗС отстояли одна от другой на  300  км. И  провиант  – поесть на трассе негде. А ночевать мы просились на базу к дорожникам, потому что на пути не  было ни  одной гостиницы. Это было всего четыре года назад! И вот в  сентябре нынешнего года из  Читы, столицы Забайкальского края, стартовал новый автопробег «За  рулем»  – на  этот раз приуроченный к  окончанию строительства трассы «Амур»…АВТОБАН В МОРЕ ТАЙГИШиномонтаж нам не понадобился ни разу. Разве что проверяли давление в шинах и пару раз подкачали колеса.Мы отправились в  дорогу ветреным утром в конце сентября с центральной площади Читы. Кстати, в  числе участников пробега были не  только журналисты «За  рулем» и  центральных российских СМИ, но  и  министр транспорта России Игорь Левитин, глава Росавтодора Анатолий Чабунин, а также Главный государственный автоинспектор РФ Виктор Кирьянов. В  качестве транспортных средств были выбраны восемь серийных автомобилей российского производства – вседорожники «СанЙонг-Рекстон» и  «Кай-рон», кроссоверы «Опель-Антара», «Шевроле-Каптива» и  «Шкода-Йети», пикап «СанЙонг-Актион Спортс», седан «Лада-Приора» и  микроавтобус «ФИАТ-Дукато» (о  том, как они вели себя в  пути, мы расскажем в  следующем номере ЗР). Начало автодороги от  Читы обозначено памятным столбом «Нулевой километр». На  первом участке пути двухполосная дорога далеко не идеальная, неровная и  заезженная; на  многих отрезках изрядно разбита и  пестрит заплатками. Словом, впечатление от трассы, о которой столько говорили, не очень… Впрочем, можно держать среднюю скорость 80–90  км/ч. Причем никто не  скрывает, что это старый участок дороги, построенный 20  лет назад; в  следующем году его ждет реконструкция. Чудеса начинаются через 100  км  – настоящий автобан! Новый асфальт, две-три полосы движения (на подъеме – еще одна, обгонная), разметка, металлические барьеры, катафоты, кое-где даже освещение  – фантастика, да и  только! И вдобавок справа и слева волшебный по красоте пейзаж: горы, поросшие лесом; деревья, одетые в яркую осеннююНа правах рекламы ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИУ памятной стелы в Амурской области, посвященной строительству трассы, теперь принято фотографироваться – традицию блюдут все проезжающие. Мы тоже не стали ее нарушать. До Хабаровска еще почти 500 км.листву; реки, озера, ущелья, ажурные мосты… И ни души вокруг на десятки, сотни километров. Зато несколько раз трассу перебегали косули, лисы. На такой дороге скорость колонны вырастает до  110  км/ч. Все ждешь, что вотвот вернутся ухабы и выбоины. Но нет ведь  – впереди по-прежнему отличная даже по европейским меркам дорога! Постепенно привыкаешь к скорост-ной трассе и  уже не  удивляешься внезапно возникшим посреди тайги многоуровневым развязкам (есть и такие!) или площадкам для отдыха с  лавочками, столиками и даже туалетами. А вокруг  – девственная чистота и  красота! Время от  времени (примерно через 50–100  км) вдоль трассы обнаруживаются небольшие поселения. Увы, чаще это серые, некраше-ные домики – они, даже если построены на века, красотой не радуют. В центральной, новой части дороги АЗС стоят нечасто. И  встречные, и  попутные машины крайне редки  – по  моим подсчетам, полсотни в час, не больше.СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИНаши наблюдения подтверждают дорожники: по  их даннным, здесь про-Здесь новая автодорога пересекает Транссибирскую магистраль. Это старый участок трассы «Амур» в Еврейской автономной области, поэтому еще сохранился обычный переезд. Скоро здесь построят нормальную развязку, как на новых участках.234 За рулем 11/2010 «Было – стало» Семь лет назад такой дорожный указатель выглядел шуткой. Появись сегодня такой, но выполненный по всем нормам ГОСТа, никто даже не удивится. До Читы всего 500 км – ерунда! Можно доехать за шесть часов…20032010ходит сегодня порядка тысячи машин в  сутки. Не  много! В  основном это большие фуры, везущие грузы в  разные концы Сибири и  Дальнего Востока. Нередко встречаются праворульные иномарки без номеров, которые гонят на  «большую землю». Четыре года назад они составляли  львиную часть потока, а сейчас их буквально единицы. Зато порадовал автовоз, который тащил японские кроссоверы с  «европейским» рулем  – с  запада на  восток. Значит, лед тронулся! Дорога уже есть, но  вот инфраструктура на  протяжении всей трассы еще не  развита. Расстояние между заправками порядка 100 км, а на некоторых участках и  того больше. Мало где можно перекусить, а про ночлег я  даже не  говорю… Мы по-прежнему останавливались на  ночь в  основном на  базах дорожников (за  что им большое спасибо!); даже в  местных «крупных» городах, таких как Могоча, гостиниц или просто мотелей практически нет. Отсутствует на  большинстве участков трассы и  какая  бы то ни  было связь: «Билайн» «умер» в  самом начале, МТС работал от  случаяНа правах рекламыЗа рулем 11/2010 235 ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИк случаю и очень неустойчиво, «Мегафон»  – чуть лучше. Страшно представить, сколько придется ждать помощи, если сломается машина или  – не  приведи господь!  – произойдет ДТП… Вся надежда на  шоферское братство: не бросят, чем смогут пособят или хотя  бы сообщат о  проблеме. Правда, не очень понятно – куда и кому? Подстанций скорой помощи вдоль нового шоссе еще нет (исключение – редкие города, между ними по  300  км), как, впрочем, и постов ГАИ. От поста в Чите до следующего, у поворота на Благовещенск, – 1600  км. Мечта российского автомобилиста! Правда, это никого не  радует; даже дальнобойщики признаются, что какие-то очаги цивилизации в виде тех же будок ДПС на трассе не помешали бы. Должен же хоть ктото оказать помощь в чрезвычайной ситуации! – Я не  думаю, что надо строить стационарные посты, – не  согласился с  дальнобойщиками главный гаишник страны генерал Виктор Кирьянов. Он сам разговорился с ними на одной из  площадок отдыха. – Это все-таки вчерашний день. Как только наладят надежную связь вдоль всей трассыНа правах рекламы2004«Было – стало» Поселок Кудеча даже на самой подробной карте найти непросто, а теперь на повороте к нему всё по правилам: и указатели, и разметка, и специальная полоса есть!2010236 За рулем 11/2010 Вот так, кажется, можно ехать и ехать…(планируется, что произойдет это уже в  будущем году. –  И. М.) мы, видимо, разместим наши мобильные подразде­ ления на базе дорожных организаций. Нам обещали с  этим помочь. Каждое будет отвечать за  участок шоссе дли­ ной, скажем, 300  км. После получения сигнала экипаж, патрулирующий до­ рогу, максимально быстро сможет ока­ заться на месте аварии. Надеюсь, в те­ чение часа. Для столь малонаселенных мест это огромное достижение.ВЫИГРАЛИ ВСЕЧто уже дала трасса? Возможность бы­ стро и  комфортно преодолеть непре­ одолимое прежде расстояние. – Я раньше на  полноприводном «Урале» проезжал от райцентра до со­ седнего поселка Сбега за  четыре ча­ са минимум, хотя расстояние­то было всего 160  км, – вспоминает глава Мо­ гочинского района Николай Кабак. – А теперь по шоссе – 100 км, и я их мо­ гу пролететь на легковушке за час все­ го! Представляете, как много для меня это значит, ведь наш район растянулся с запада на восток на 350 км! И еще один немаловажный для района и  его главы положительныйэффект дороги: на ее строительстве за­ нято около полутора тысяч жителей. Учитывая, что в  районе прописано всего 25 тысяч человек, это очень мно­ го. Даже когда стройка уйдет в  другие регионы, большая часть этих людей останется работать здесь: содержание трассы требует приложения рук. Дальнобойщик из  Омска Олег то­ же доволен: «Сейчас на  своем грузо­ вике ИВЕКО даже с грузом легко про­ хожу за  день по  этой дороге поряд­ ка 800  км. Правда, места тут пустын­ ные  – страшновато, поэтому все еще вожу с собой двустволку. Пока не при­ годилась, но хочется, чтобы появилось больше охраняемых мест для отдыха водителей». А  вот байкеру Евгению все нипо­ чем: «Я эту трассу уже много раз про­ езжал туда­сюда. Раньше можно бы­ ло ехать только на  мотоцикле энду­ ро: экстрим был еще тот! А  теперь у  меня чоппер «Хонда», и  я  его на  не­ которых участках трассы разгоняю до 200 км/ч!». Владелец придорожного кафе фер­ мер Алексей Зятьков, с  одной сторо­ ны, радуется, что теперь у  него рядом с  домом проходит отличная дорога:На правах рекламыЗа рулем 11/2010 237 ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИв  перспективе больше будет посетителей и покупателей. С другой – раньше, когда здесь проходила грунтовка, он жил за счет доходов от шиномонтажа: «У меня восемь шиномонтажников работало! А сейчас только два. И продажи легковой резины упали… Зато грузовой – наоборот, возросли! Все-таки хорошо, что новая дорогая есть».БИЗНЕС ПО-РУССКИКогда мы выезжали из Читы, губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин привел такой «говорящий» пример: в начале прошлого века за 10 лет, прошедших с  открытия Транссибирской железной дороги, население здешних мест выросло втрое. Я  этот факт во  время долгой дороги вспоминал, но  помнил и  другой  – ведь одновременно с появлением дороги тогда проводились знаменитые реформы Столыпина. Действительно, 100  лет назад каждый желающий переехать жить в  эти места получал бесплатно землю, его вместе с семьей и всем скарбом опять  же бесплатно сюда доставляли, давали подъемные, беспроцентный кредит… Сейчас история вроде бы повторяется, но на новом уровне. Дорога появилась, а  есть  ли возможность заняться выгодным придорожным бизнесом? Увы, как выяснилось, это очень непросто. Хотя  бы потому, что боль-2003«Было – стало» В 2003 году тут была непролазная грязь и лишь слабый намек на дорогу, а сейчас между двумя сопками пролегла скоростная трасса. Это перевал Юрия Тена, названный так в честь одного из организаторов строительства.2010Игорь ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ: – Эта дорога построена с большим запасом – у нее огромный потенциал для развития. Есть известное выражение: Америка строилась вдоль дорог. А у нас чаще получается наоборот: сначала строим город или район, а потом вспоминаем, что забыли подвести к нему дороги. Здесь, на трассе «Амур», как раз тот случай, когда проложили современную дорогу и сказали: приходите и развивайтесь!Этот пункт шиномонтажа раньше работал круглосуточно, ведь по старой грунтовке выезжать без двух-трех запасок было рискованно. С появлением асфальтовой трассы работы у шиномонтажников поубавилось.шая часть пустынных, казалось бы, земель вокруг находится в  ведении Рослесхоза и  обычному предпринимателю одной жизни не  хватит, чтобы получить разрешение на  строительство. Потребуется санкция… правительства  РФ! Можно, правда, обосноваться на  муниципальной земле  – тут со-гласований меньше. Еще одна проблема – отсутствие вдоль трассы электричества. Даже если получил разрешение и  построил кафе (сервис, гостиницу), придется ставить еще свою маленькую электростанцию… Правда, некоторые из  этих проблем могут быть решены уже в  буду-238 За рулем 11/2010 ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИПо мосту через Амур мы въезжаем в Хабаровск. Трасса «Амур» здесь заканчивается, и наше путешествие тоже. Как быстро пролетели две с лишним тысячи километров!щем году. В  августе по  недостроенной еще трассе проехал премьер-министр В. Путин. Итогом поездки стал целый ряд поручений министерствам и  ведомствам. Например, Минсвязи уже следующей осенью должно обеспечить устойчивую связь на всем протяжении трассы. Значит, вдоль дороги поставят ретрансляторы, подтянут и электричество, а если так – можно будет на базе этих «очагов цивилизации» обустраивать дорогу и  дальше. МВД получилоуказание обеспечить безопасность тех, кто поедет по  дороге, Минздрав  – наладить систему оказания первой помощи… Словом, трассу станут обживать. А у  нас появилось такое предложение. Встречаются у  новой дороги и  первые частники  – те, кто начал работать, не дожидаясь, когда министерства в  далекой Москве выполнят все распоряжения и  оформят документы. Ремонтируют колеса и  машины, продают товары первой необходимости,Митинг, посвященный завершению строительства в Хабаровске, открыл главный редактор ЗР Антон Чуйкин. На сцене руководители государства, регионов, транспортной отрасли; на площади тысячи горожан. Это действительно праздник для всех.Анатолий ЧАБУНИН, руководитель Федерального дорожного агентства: – Здесь уже появляются зачатки придорожного сервиса. Еще кустарные, но они есть. Сейчас мы едем и отмечаем все точки сервиса, места, где народ уже самостоятельно и без всякой подсказки начинает организовывать для себя рабочие места, зарабатывает на жизнь и помогает обустроить быт для всех участников движения. Эти точки роста замечаем и станем тем или иным образом поддерживать. Возможно, рядом с крупными сетевыми АЗС, которые уже приходят на трассу, начнем создавать площадки для малого бизнеса. А там можно будет быстро развернуть свое предприятие дорожного сервиса. Такие планы у нас есть.240 За рулем 11/2010 ЭКОНОМИКА | ДОРОГИ РОССИИПо новой трассе «Амур» можно ехать быстро и комфортно (даже ГАИ считает, что скорость надо установить, как на автостраде: 110 км/ч). Рекомендуем этот маршрут всем любителям автопутешествий (для вас впервые – карта дороги). С точки зрения глобальной шоссе даст мощный импульс экономическому развитию и Сибири, и Дальнего Востока.На базе дорожников техника готова к новому броску. Теперь – на север, на трассы «Лена» и «Колыма».Могоча – один из крупных населенных пунктов на трассе: 15 тысяч жителей! АЗС тут есть, мы видели несколько кафе и даже библиотеку, а вот гостиницы для путешественников не предусмотрено. Так ведь будет!То и дело дорогу нам перебегали косули, лисы… Ведь еще недавно здесь было их нераздельное царство! Кстати, по всей трассе сделаны специальные «экопроводы» на путях миграции мелких животных.Мы стартовали от знака «Нулевой километр», установленного на окраине Читы. Впереди – новая дорога!Эта фантастическая развязка, видимо, единственная в России выполнена по всем требованиям ГОСТа, ведь ее не надо было вписывать в какие-то рамки. Дорога на север – это трасса «Лена» (она ведет к Якутску), на юг – к границе с Китаем.На базе дорожников ООО «Труд» есть даже свой маленький зверинец. Никто его специально не организовывал: детеныши животных сами прибились к людям.Трасса построена, но планировочные работы продолжаются. Работающую технику можно увидеть в самых диких, пустынных местах!предлагают домашние обеды и  просто шашлыки… Почему  бы государству не  поддержать  их? Например, по  типу «дачной амнистии» объявить для них «бизнес-амнистию». Если ты открыл свое заведение не  в  зоне отчуждения дороги и оно не создает проблем для безопасности движения  – работай дальше, корми людей, чини машины, развивайся… А бумаги – поможем оформить по простой схеме.242 За рулем 11/2010 Тут мы встретили первый автовоз, который тащил нормальные, леворульные автомобили. Причем японские – и с Дальнего Востока, на Запад! Официальные дилеры открывают свои центры в крупных городах региона.Представляете, как было  бы здорово! …На трассе Чита  – Хабаровск множество мостов: она пересекает реки и  ручьи. Последних так много, что на  синих информационных указателях они именуются просто: «Ручей». Дорожники в  этих местах стали давать безымянным ручьям имена своих любимых женщин. Так появилась речка Жанна, потом целых две Ольги, за ними потянулисьдругие… А  что, красиво! Мне кажется, если даже у  ручья здесь появилось собственное, человеческое имя  – значит, появится и  жизнь! И  все благодаря трассе, которая связала теперь всю Россию. Благодарим наших партнеров по организации пробега: компанию «Глобалтранс» (доставка автомобилей по железной дороге) и страховую компанию «Ростра».Построенные участки (II стадия) Участки ввода 2010 года (II стадия) Участки ввода 2011 года Участки, требующие реконструкции Железная дорогаВдоль трассы найдется место и для частных заправок. Чтобы заманить клиентов, они придумывают нетривиальную рекламу. Здорово!Кто говорит, что японские автомобили вечные? Кладбища брошенных машин с приближением к Хабаровску встречаются все чаще. Увы, программа утилизации на «японок» не распространяется.Дорожники уже приступили к реконструкции старых участков трассы, построенных 15–20 лет назад. Теперь есть эталон, на который надо равняться.Сетевые АЗС потихоньку наступают… Особенно активна НК «Альянс», которая облюбовала восточную часть трассы.Первый пост ДПС после Читы. Между прочим, он недавно был назван лучшим в России!Центральная площадь Хабаровска. Памятный знак в часть завершения строительства трассы «Амур» открыт. Есть дорога от Москвы до Владивостока!За рулем 11/2010 243