276
277
Уже не двигатель прогрессаЕсли в автоспорте и остались высокие технологии, то они очень тщательно замаскированы либо перешли на нелегальное положение, считает Иван Викторов.СПОРТТЕХНОЛОГИИДо конца восьмидесятых годов автоспорт действительно был локомотивом прогресса и  тянул за  собой серийные автомобили. Но  попытки сэкономить и сделать гонки более зрелищными сыграли злодейскую роль. Технические требования ужесточились, и конструкторская мысль, буквально зажатая в тиски, начала чахнуть. Когда зритель окончательно привык к  широкому применению углепластика и  керамическим тормозам, выяснилось, что принципиальных новинок больше нет и  не  предвидится. Мало того, основные международные серии теперь идут по  пути упрощения (надо  же как-то сокращать бюджеты сезонов!), а технологическими лидерами отныне стали обычные серийные машины, нашпигованные по самое не хо-чу электроникой и мощными системами безопасности. Гоночным автомобилям до  них, как до  обратной стороны Луны. Мы не претендуем на всеобъем  Сильнейшего картингиста планеты  привозит на подиум тележка из стальных  труб, без коробки передач, с двухтактным  карбюраторным (!) двигателем. Лишь относительно недавно моторы картов класса KF  получили водяное охлаждение и стартер.  В «коробочных» классах тоже доминируют  двухтактные моторы с карбюраторами.  Под давлением «зеленых» спортивные  функционеры пытались сделать престижными классы с четырехтактными моторами: они значительно тише и экологически  чище. Но четырехтактники (на самом деле  отнюдь не вершина технического прогресса) так и остались моторами для начинающих спортсменов. Элита до сих пор выясняет отношения по старинке: карбюраторы  Dell'Orto, поплавки, жиклеры… Настоящая  романтика. Но, согласитесь, винтажная.лющий охват категорий и  чемпионатов, просто хотим показать тенденцию: гонки давно перестали быть двигателем прогресса.  Формула-1. Углепластиком, титаном и магнием нынче никого не удивишь. Технологическое  достижение 2009 года – система рекуперации  энергии KERS – признано для мира гонок бесперспективным. В нынешнем сезоне удивила  команда «Вирджин рейсинг»: она полностью  спроектировала свой болид на компьютере,  а первый раз тестировала прямо в гонке!  Несмотря на этот технологический прорыв,  лидеры чемпионата – по-прежнему команды  с традиционной ориентацией на предварительное тестирование. В Формуле-1 четыре года  не разрешали менять конструкцию двигателей.  Уже давно запрещена двухсторонняя телеметрия и активные подвески. Днище болида –  обычная фанера, и это прекрасный способ  избавиться от граунд-эффекта.  Кузовной чемпионат мира WTCC, или, проще  говоря, «туринг». Техника – отнюдь не углепластиковые болиды уровня немецкого DТМ, чьи  правила тоже довольно консервативны. Девиз  серии WTCC: «Реальные машины – реальные  гонки». Соревнуются автомобили на базе серийных: правилами запрещены АBS и система контроля тяги. В коробках передач нельзя использовать керамику, титан, магний, композитные  материалы. Зрелищность достигается далеко  не спортивными методами: перетасовкой  стартовых позиций во второй гонке уик-энда  и «премиальными» в виде догрузки балластом  самых быстрых автомобилей. Представляете,  бегун приходит первым, а на следующих  соревнованиях ему вешают тяжелый рюкзачок,  чтобы далеко не отрывался!..276 За рулем 11/2010   Ралли‑рейды. Транспортное  Ралли‑рейды. Транспортное средство под названием «прототип», средство под названием «прототип»,  а именно такие претендуют на побе‑ а именно такие претендуют на побе‑ ды в «Дакаре» и других важных  ды в «Дакаре» и других важных гонках, внешне напоминает серий‑ гонках, внешне напоминает серий‑ ный вседорожник. Но приглядитесь  ный вседорожник. Но приглядитесь к «рентгену». Наружные облицовки  к «рентгену». Наружные облицовки лишь прикрывают спартанское багги  на пространственной раме из сталь‑ ных труб. Самое сложное и передовое  в этом автомобиле – штурманское  оборудование, включающее в себя  систему навигации. Прочее – про‑ веренные годами решения, рабо‑ тающие на прочность и надежность.  Прототипов даже на старте «Дакара»  наберется от силы два десятка,  остальные машины – серийные вседо‑ рожники с усиленной подвеской.   Чемпионат мира по ралли разви‑ вался, развивался и… Вместо автомо‑ билей WRC в следующем году старту‑ ют машины B‑класса на базе нынеш‑ них «Супер 2000» – куда более деше‑ вые, простые и менее продвинутые  в технологическом плане. Достаточно  сказать, что даже поставщик коробок  передач у них один – французская  фирма «Садев». Соответственно рабо‑ чий объем двигателей будет умень‑ шен с 2000 до 1600 см3. Хорошо, хоть  турбонаддув останется. Ну а пилоты  и штурманы, самостоятельно меняю‑ щие покрышки перед спецучастком,  и вовсе сродни часовщику, которого  заставили махать кувалдой.   Кросс, багги дивизиона  D3А с двигателем 1600 см3. Фото  говорит само за себя. Обратите  внимание на брызговики и чехол  двигателя: какие уж тут высо‑ кие технологии! Тем не менее  баталии на чемпионате Европы  по автокроссу весьма зрелищ‑ ные. Самые сложные багги осна‑ щены не одним автомобильным  мотором, а двумя мотоциклет‑ ными. Впрочем, подобную схему  применял еще Петер Мюкке –  пилот ГДР! А в более мощном  классе D3 (рабочий объем  моторов – до 4 л) до сих пор при‑ меняют моторы V8 с воздушным  охлаждением от чехословацкого  представительского автомобиля  «Татра‑613» разработки 1960‑х!На правах рекламы