ЭКОНОМИКАЦЕНА ТОПЛИВАБензин пахнет подорожаниемНаши цены на бензин не ругал разве что немой. А есть ли вообще некая «справедливая» стоимость топлива? Над решением данной задачи бился Игорь Моржаретто.ДВА МИРА – ДВЕ СИСТЕМЫДля начала договоримся, что вообщето понятия «справедливая цена» в экономике не существует. Это, скорее, термин для политиков, да и то лишь в период предвыборной кампании. Экономисты оперируют другими терминами, самый важный из которых – рентабельность. Поскольку в убыток никто не будет работать, речь может идти о высоком или низком уровне этой самой рентабельности. Хотя прекраснодушные мечтания иногда закрадываются даже в труды серьезных ученых. Так, академик РАН Роберт Нигматулин опубликовал специальное исследование, где рассчитал, что минимальная месячная зарплата должна соответствовать стоимости 1000 л бензина. То есть сейчас она теоретически была бы где-то в размере 25 тыс. руб. Реально же в Москве МРОТ составляет 8,7 тыс. руб.; выходит, что литр бензина должен стоить 8 рублей 70 копеек! Повторюсь, подобные расчеты хороши для политиков, чтобы высчитать «градус социальной напряженности». У социологов даже припасена формула, согласно которой стоимость бензина для личной машины не должна превышать 5% общего дохода семьи, иначе возможны «моменты социального воз212 За рулем 12/2010мущения». У нас эти расходы составляют уже 8–10%… – Мир знает два механизма определения цены – рыночное регулирование и государственное, – объясняет Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза. – В наследство от СССР мы получили абсолютно монополизированную систему. Сегодня налицо та же монопольная система, только вместо Госкомнефтепродукта или Миннефтепрома образовалось примерно пять вертикальных структур, которые поделили рынок и работают по тем же плановым принципам. Для них внутренняя, своя экономика – это главное, все остальное их абсолютно не волнует. Можно понять логику монополистов. Не секрет, что 40% бюджета страны формируется за счет нефтяной отрасли, за счет продажи нефти за рубеж. В условиях, когда налоговая система отбирает у нефтяников 78 копеек с каждого рубля экспортной выручки, конечно, у тех появляется соблазн вытянуть свою доходность за счет внутреннего рынка… Вот и получается, что у нас в рознице бензин дороже, чем, скажем,в США, не говоря уже о странах, где так же активно добывают нефть. Кстати, себестоимость ее добычи секрета не представляет: для действующих месторождений – порядка 10 долл. за баррель (около 160 л), или примерно 1,8 тыс. руб. за тонну. Но есть еще транспортные и прочие расходы. В результате себестоимость тонны бензина А92 на выходе с крупного НПЗ составляет 9–12 тыс. руб., А95 –13,5–14 тыс. руб. Получается, что литр бензина обходится производителю в 7–10 рублей, остальное – прибыль компании и налоги. И если пытаться получить ответ на вопрос, что же всетаки у нас – свободный рынок или госрегулирование, приходишь к выводу: пожалуй, второе. Ведь конечную цену бензина определяет, по сути, государство, коль скоро доля самых разных налогов в цене топлива достигает 60% (например, в США этот показатель – на уровне 20–25%)! Прибавьте прибыль производителя и доход цепочки продавцов (оптовые и розничные торговцы накидывают примерно по 10%) – вот вам и розничная цена литра бензина в 25 рублей.По расчетам аналитиков, через три года литр бензина А92 будет стоить 29–30 рублей – без учета инфляции... Но есть в стране организация, которая по своему статусу обязана ставить барьеры неоправданному росту цен. Это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так вот, она борется с нефтяными компаниями за «справедливые» цены на бензин не первый год. В 2008 году ФАС начала расследование против компаний «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и «Газпромнефть», которые, по данным службы, занимают 72% российского рынка. Они были оштрафованы в сумме почти на 26 млрд. руб. – «за завышение оптовых цен». Правда, нефтяники оспаривают это решение в судах. У ФАС есть целый набор предложений, как добиться «справедливых» цен на бензин, уверяет руководитель службы Игорь Артемьев. Например, надо развивать биржевую торговлю нефтепродуктами. Или считать цены в привязке к мировым (котировки в Европе минус пошлина и расходы на транспорт). А если нефтяные компании не способствуют развитию конкуренции, можно «законодательно ввести запрет на совмещение в рамках одного лица бизнеса по оптовой и розничнойСВОЯ ИГРАторговле нефтепродуктами». Однако надо понимать: ФАС, будучи государственным органом, не может вести понастоящему бескомпромиссную борьбу с таким же практически государственным (или полугосударственным) бизнесом. Так что борьба, конечно, будет продолжаться, но это не означает, что бензиновые цены упадут.НА ДОРОЖКУСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙСколько, по вашему мнению должен стоить 1 л бензина А92?1% 30 рублей 4% 24 рубля (как сейчас) 5% 40 рублей (как в Европе) 43% 7 рублей (как в Египте) 47% 15 рублей (как в США)К примеру, «вдруг» выяснилось, что в стране впору закрывать тему дорожного строительства – в бюджете для этого не нашлось строчки. Минфин и Минтранс подготовили законопроект, по которому с будущего года будет поэтапно введен еще один акциз на топливо. Один рубль добавится к цене литра бензина уже в 2011 году, а к 2013-му нагрузка возрастет до трех рублей (подробнее – в ЗР, 2010, № 9). Эти деньги попадут прямиком в Федеральный дорожный фонд и в его региональные аналоги, а оттуда будут направлены на ремонт и строительство дорог. Естественно, добавка серьезно скажется на цене бензина. По подсчетам экспертов, за три года дополнительный акциз (с уче-том НДС для розницы) прибавит к цене литра дизельного топлива 3,4– 3,7 рубля. А для бензина рост может составить уже от 4,4 до 5 рублей. Расчеты чиновников куда более «мягкие»: 15-процентный рост за три года (то есть литр топлива подорожает на 3,5–4 рубля). Так или иначе, это не может не повлиять на общий подъем цен в стране. Подорожают все товары. Станут ли от этого лучше дороги, ускорится ли доставка грузов из одного региона в другой? Посмотрим. В любом случае не стоит рассчитывать на то, что бензин начнет когда-либо дешеветь. Не в Америке живем!На правах рекламыЗа рулем 12/2010 213