ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮБруно АНСЕЛЕН Родился 11 декабря 1957 года. Выпускник Высшей инженерной школы Парижа. В 1982 году поступает на работу в дирекцию по исследованиям «Рено». В 1992-м занимает должность руководителя службы промышленной стратегии в дирекции по технологиям производства. В 1999-м назначен директором по логистике, в 2006-м – директором программы М1 (модели «Меган», «Сценик», «Колеос»). С сентября 2008 года состоит в правлении «Рено». В мае 2009-го становится директором по промышленной стратегии альянса «Рено-Ниссан». Сохраняя эти полномочия, с 1 октября 2010 года он стал генеральным директором «Рено» в России и руководителем подразделения «Регион Евразия». – Мы, наверное, первыми из российских журналистов совершили поездку на «Логане MCV» (ЗР, 2007, № 6. – Ред.) и до сих пор находимся под впечатлением от его качеств, в первую очередь вместимости и экономичности. Когда же, наконец, универсал появится в России? – Ориентировочный срок начала продаж – март 2012 года, но это уже зависит от наших партнеров. На московском заводе не хватает мощностей. В прошлом году мы удвоили выпуск – и фактически достигли предела. Вот почему производство пяти моделей на платформе «Логана» развернется в Тольятти (две модели под маркой ВАЗ, две под маркой «Рено», одна под маркой «Ниссан»). У АВТОВАЗа это будут пассажирская и грузовая версии MCV, мы с «Ниссаном» свои модели пока держим в секрете. Производные от «Логана» будут выпускать как в Москве, так и в Тольятти. В столице, например, в будущем году запустим вседорожник «Дастер». Суммарный объем ежегодного производства «логанов» – хэтчбеков, седанов, универсалов, фургонов – доведем до 300 тысяч, из которых половину соберут в Москве, другую – на АВТОВАЗе. Боюсь, возможности выделенной нам в Тольятти линии вскоре также будут исчерпаны.Я – за альянсыВ российском «Рено» кадровые перемены. С новым генеральным директором компании в России беседуют Антон Чуйкин и Владимир Соловьев.208 За рулем 12/2010Бруно Анселен:– Выпуск моделей «Рено» на АВТОВАЗе поднимет его авторитет? – Наши заводы разбросаны по всему миру. Разговоры о том, что машины, выпущенные во Франции, лучше, – ерунда. У нас единое высокое качество «Рено». Сейчас французы хвалят «Клио», думая, что модель производится во Франции, но практически все «клио» давно собирают в Турции. То же самое с «Меганом», который выпускают в Испании. Люди живут стереотипами. Мы не хотим, чтобы в России «Рено» воспринималась только как производитель «Логана» и «Сандеро». Поэтому, несмотря на большой спрос на бюджетные модели, начнем делать здесь «Меган», «Флюэнс» и другие имиджевые модели. Постараемся наладить сборку в России всего модельного ряда, насколько это возможно. – Можно ли рассчитывать на размещение у нас моторного производства? Премьер Владимир Путин сказал, что вскоре иностранных автопроизводителей обяжут делать в России моторы и создавать НТЦ… – «Рено» уже давно приступила к формированию местных инженерных и исследовательских кадров. На московском заводе группа российских инженеров изучает специфику версий для России. Их предложения внедряем в производство. Привлечение российских специалистов тем важнее, чем больше объемы производства. В Тольятти мы поработаем с инженерами НТЦ АВТОВАЗа, компетентность которых выше всяких похвал. Но создадим и собственный научный центр. Задания по новым моделям «Рено» мы распределяем сразу в нескольких центрах. Например, «Колеос» создавали силами трех компаний: «Рено», «Ниссан» и «Рено-Самсунг». Над тольяттинскими моделями трудятся среди прочих спецы французского НТЦ. – Это касается только автомобилей на платформе В0 («Логан») или же и других проектов – скажем, «ЛадаГранта»? – До сих пор ни «Рено», ни «Ниссан» не определились с участием в проекте «Гранта», сейчас это вазовский проект. Да, он интересен и разработан настоящими профессионалами. Мы изучаем возможности приобретения платформы для дальнейшего использования как «Рено», так и «Ниссаном». – Возможны ли изменения в производственном цикле московского завода, например появление штамповочного цеха? – Увы, у нас нет места. Но штамповка для «Логана» уже локализована – детали поступают от российских поставщиков, в частности от ЗИЛа, освоившего всю номенклатуру, в том числе крышу и двери. Кстати, без собственной штамповки обходится и один из самых крупных наших заводов – выпускающий во Франциигрузопассажирский «Рено-Мастер». Локализация на «Автофрамосе» достигла 50% (по стоимости), фактически нам не хватает лишь производимых в России силовых агрегатов. Наличие местных поставщиков избавляет от финансовых рисков, поскольку расходы и прибыли исчисляются в одной валюте. У АВТОВАЗа нет проблем с техникой и специалистами. Но – слабое управление на конвейере, не развиты горизонтальные связи. Неважное планирование, не хватает экономической культуры, современных методик производства. Одним словом, порядка маловато. Наше мнение полностью совпадает с мнением руководства Волжского автозавода. – На ваш взгляд, АВТОВАЗ становится полноправным участником альянса? – Сейчас акции АВТОВАЗа есть только у «Рено», у «Ниссана» их нет, как нет акций ни «Рено», ни «Ниссана» у АВТОВАЗа. Слово «альянс» юридически неприменимо, мы рассматриваем АВТОВАЗ как полноценного стратегического партнера. Если же взаимообмен акциями состоится, то соответствующее решение будет принято на уровне российского правительства и президента альянса Карлоса Гона. – У вас столько обязанностей: и генеральный директор «Автофрамоса», и руководитель подразделения «Регион Евразия», и директор альянса «РеноНиссан» по промышленной стратегии. Справляетесь? – Сплю по четыре часа в сутки – для отдыха достаточно. В такой режим перешел, когда «Рено» соединился с «Ниссаном», в 1999-м. Тогда часто мотался в Японию. Сначала был противником объединения, но быстро понял преимущества большого предприятия и записался в сторонники. Преимущества же партнерства с АВТОВАЗом понял без долгих раздумий. Если компания работает в одиночку, в какойто момент она становится непомерно большой и плохо управляемой. – Любимый вопрос автомобильных журналистов: на какой машине вы ездите? – У меня есть водитель, в его распоряжении «Вель Сатис». Оформлю международные права – сяду на «Флюэнс». С началом российской сборки возьму «Латитюд» в качестве представительского, но уже с шофером.В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ В РОССИИ СТАРТУЕТ СБОРКА: «Логан MCV» «Рено-Меган» «Рено-Флюэнс» «Рено-Латитюд» «Рено-Дастер»За рулем 12/2010 209