232
233
СПОРТФОРМУЛА‑1Что подписал ЭкклстоунПредставитель российской стороны и коммерческий директор чемпионата мира заключили договор о проведении Гран-при России в городе Сочи. Реалистичность проекта оценили Вадим Крючков и Сергей Зиновьев.Впрошлом далее устной догово‑ ренности о  проведении в  Рос‑ сии Большого приза дело не за‑ ходило. Последний пример: 2002‑й, переговоры в  столице меж‑ ду Бернардом Экклстоуном и  экс‑ мэром Юрием Лужковым. Соглашения не  удалось достигнуть из‑за финансо‑ вых разногласий. Ныне подписан до‑ кумент, и  от  российской стороны ви‑ зу поставил Михаил Капиролин, ген‑ директор главного олимпийского под‑ рядчика  – Центра передачи техноло‑ гий строительного комплекса Красно‑ дарского края «Омега». По одним дан‑ ным, это предварительное соглашение, в  котором не  оговорены доли участ‑ ников и  технические нюансы, по  дру‑ гим – окончательный контракт. Оставим в  стороне дела денеж‑ ные. И без нас многие уже усомнились, что российский Гран‑при способен дать хоть какую‑то прибыль (из длин‑ ного списка этапов Формулы‑1 без‑ убыточны, говорят, лишь шесть). Го‑ ночные автодромы обычно приносят доход за  счет остальных уик‑эндов, а  некоторые, например знаменитый «Нюрбургринг», считающийся самым прибыльным в  мире, что‑то кладут  По улицам Сочи в 2009‑м уже ездили болиды Формулы‑1,  но лишь в рамках показательных выступлений232 За рулем 12/2010 в  кошелек хозяевам почти ежедневно. На сочинской трассе такое невозможно. Она слишком далека от  основных мест обитания российского автоспорта и вряд ли будет востребована европейскими гоночными сериями: расходы на  дальние трансферы под силу только избранным командам. Отсюда главный вопрос: доведется  ли еще что-нибудь увидеть на сочинской трассе, кроме Формулы-1? Или  же она будет работать подобно этапу в МонтеКарло – раз в году? Даже если так, все равно хорошо. Хотя пресловутые расходы на  «переход», несомненно, коснутся и зрителей. Самый дешевый путь из  Москвы или Питера в Сочи – по автодороге. А она и  без того перегружена, в  том числе на узком участке от Краснодара на юг, и ее не планируют расширять. Теперь представьте пробку длиной 100  км. Для  Гран-при Великобритании это нормальное явление. Но там совсем другие дороги и  расстояния, а у нас затор точно будет длиннее! Любопытно, на чем основываются инициаторы российского Гран-при, ожидая увидеть на  трибунах не  менее 100  тысяч зрителей?КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТАстартовал Виталий Петров. Но  показательные заезды – одно, а полноценная гонка – совсем другое. Договор о  проведении с  2014 по  2020  год (с  возможностью пролонгации) Гран-при  России на трассе в Сочи – документ, по сути, типовой. Никаких принципиальных новшеств он не  содержит. Это контракт между двумя коммерческими организациями. В  Олимпийском парке проложат трассу протяженностью около 5,5 км, а также возведут башню управления гонкой, пит-билдинг, пит-лайн, трибуны, боксы. Трасса будет раз в  год загружать уже имеющуюся инфраструктуру. Конечно, хорошо, чтобы она работала и в другое время, но ежедневная загрузка всех 5,5 км нереальна, поскольку трасса проходит вокруг постоянно работающих объектов, доступ к которым ограничить нельзя. На мой взгляд, оптимальный вариант  – регулярно использовать сокращенный вариант трассы. Программа подразумевает воплощение логичного комплекса: российский Гран-при, российская команда, российский пилот. Как сложится на деле – неизвестно. Как бы то ни было, поддержка гонок Ф-1 на уровне правительства положительно отразится на развитии отечественного автоспорта. В данном случае даже просто выказанная симпатия даст ему определенный толчок.На правах рекламыИгорь ЕРМИЛИН, вице-президент Федерации автомобильного спорта и туризма России Провести Гран-при России в  Краснодарском крае  – региональная инициатива, поддержанная на  самом высоком уровне. Идея возникла после визита команды «Рено F1» в Сочи, то есть до того, как в Формуле-1За рулем 12/2010 233