ТЕХНИКАКРЭШ-ТЕСТ SKODAДвойной ударСпециалисты фирмы «Шкода» столкнули лбами собственные модели, чтобы доказать их безопасность. За скоротечным поединком наблюдал Максим Сачков. Фото автора и «Шкода».Крэш-тестами по методике EuroNCAP уже никого не удивишь – зрители требуют еще более изощренных и нестандартных экспериментов. Поэтому я с готовностью принял приглашение «Шкоды» посмотреть на фронтальный удар с участием двух автомобилей. Конечно, уникальным такое столкновение не назовешь – машины, разные по размерам и массе, неоднократно били друг в друга многие производители из Европы, Америки, Японии. Зато эти показательные выступления не только зрелищнее столкновений с деформируемым барьером, но и ближе к реальным ситуациям. Вспомним нашумевшую аварию на Ленинском проспекте в Москве: там было все точно так же – две машины разных классов сошлись лоб в лоб с некоторым смещением… «Суперб» и «Йети» с честью выдержали тесты по новым, более жестким требованиям EuroNCAP, введенным в прошлом году (ЗР, 2009, № 10), – обе «шкоды» получили максимальные пять звезд. Именно их вы170 За рулем 11/2010брала компания для собственного теста. «Суперб» неподвижен, а «Йети» разгоняется до 90 км/ч и врезается в лоб с 50-процентным перекрытием. В «Супербе» семья манекенов: двое взрослых на переднем ряду, а на задних сиденьях дети – шести и трех лет. В «Йети» схожая компания, только вместо шестилетнего ребенка полуторагодовалый малыш. Всех защищают штатные удерживающие системы – ремни с преднатяжителями и подушки. Маленьких пассажиров усадили в детские кресла. У флагмана «Шкоды» все отлично. Водитель и сидящий рядом пасса-жир отделались легким испугом: стопроцентная защита головы, груди, таза и бедер (подробнее см. таблицу). Оценку слегка снизили лишь за небольшой риск повреждения правой голени у обоих. По поводу безопасности детей и вовсе никаких нареканий. «Йети» хоть и выглядит мельче «Суперба», но в варианте с дизельным двигателем и полным приводом на 55 кг тяжелее. И защищает экипаж никак не хуже. Ускорения головы водителя при ударе оказались более чем вдвое ниже разрешенных сертификационным Правилом № 94 ЕЭК ООН, а нагрузка«Шкода-Йети» Ребенок, Водитель Ребенок, 6 лет 3 года и пассажир (слева) (справа) 4,00 4,00 4,00 4,00 2,91 4,00 4,00 – – 3,99 – – 15,99 (14,70) 6,91 8ОЦЕНКИ ЗА ПАССИВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРЭШ-ТЕСТА «ШКОДЫ»Зоны для оценки Максимальная оценка 4,00 4,00 4,00 4,00 «Шкода-Суперб» Ребенок, Водитель Ребенок, 3 года 1,5 года и пассажир (слева) (справа) 4,00 4,00 4,00 3,72 15,72 (14,80)* 4,00 4,00 – – 8,00 4,00 4,00 – – 8,00Голова Грудь Таз и бедра Голени и ступни Итого*В скобках для сравнения – результаты фронтального удара EuroNCAP. СЛУЖБА СОБСТВЕНННОЙ БЕЗОПАСНОСТИПару лет назад «Шкода» организовала свою научно-исследовательскую группу по безопасности дорожного движения. Одна из ее основных задач – изучение причин и последствий дорожных происшествий с автомобилями «Шкода». Сотрудники группы приезжают на место аварии, анализируют расположение машин, общаются с участниками ДТП, чтобы восстановить картину столкновения. Кроме того, с согласия хозяев изучают поврежденные «шкоды» – исследуют характер деформации, проверяют сработавшие системы безопасности. Кстати, похожими исследованиями занимаются и другие автопроизводители. Полученная информация обрабатывается и анализируется. Как показывает практика, часто тяжелые травмы оказываются следствием того, что люди неправильно пользуются или вовсе пренебрегают средствами безопасности. Например, устанавливают детское кресло неподходящей группы, не пристегиваются ремнями, оставляют на полках и сиденьях незафиксированные предметы. Поэтому для всех желающих «Шкода» на своей родине устраивает семинары, в ходе которых особое внимание, помимо правильного обращения с удерживающими системами, уделяют прогнозированию дорожной ситуации – правильной оценке скорости, времени реакции и безопасной дистанции.на грудь – втрое. Незначительные нарекания лишь к степени защиты голени (на сей раз левой) водителя и груди полуторагодовалого ребенка. Сравним последствия этого крэш-теста с теми, что вызвал фронтальный удар по методике EuroNCAP. Судя по оценкам, при столкновенииавтомобилей с деформируемым барьером манекенам повезло меньше. А в реальной ситуации безопасный исход возможен, лишь когда суммарная скорость обеих машин не больше 90 км/ч. Любое превышение этого порога способно кардинально изменить ситуацию…РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОКАЗАННЫЕ АВТОМОБИЛЯМИ МАРКИ «ШКОДА» В КРЭШ-ТЕСТАХ ПО МЕТОДИКЕ EURONCAP«Суперб»: защита взрослых – 90%, защита детей – 81%, защита пешеходов – 50%, системы безопасности – 71%.«Йети»: защита взрослых – 92%, защита детей – 78%, защита пешеходов – 46%, системы безопасности – 71%. За рулем 11/2010 171