РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ CITROEN C4 (2004–2010)Французская эволюцияКак и другие производители, «Ситроен», конечно же, борется с болячками своих авто – в частности, модели С4. Но в ходе эволюции появляются новые. Какие и где, рассказывает Игорь Козлов.СОСТОЯНИЕ ДУШИНа вопрос владельцу С4, почему тот выбрал машину именно этой марки, многие отвечают: «„Ситроен“ – это со‑ стояние души». И не важно, что сра‑ зу после покупки нового автомоби‑ ля он теряет в цене гораздо больше конкурентов‑одноклассников – 13–17%, в зависимости от комплектации. За сме‑ лый дизайн и оригинальные решения, например неподвижную ступицу руле‑ вого колеса, машине прощают многое. В том числе неважную шумоизоляцию и жестковатую подвеску. А также до‑ садные поломки, возникающие, правда, чаще в гарантийный период.196 За рулем 12/2010Так, штатный аудиоцентр «Блау‑ пункт» порой перестает читать диски, а в регуляторах климат‑контроля те‑ ряется контакт: при повороте коле‑ сика температура меняется от одной крайности к другой. На машинах 2004– 2006 годов выпуска частенько изнаши‑ вались шестеренки заслонок отопите‑ ля и замерзали замки задних дверей. Последние стали защищать от влаги дополнительными пластиковыми щит‑ ками, а позже полностью изменили конструкцию. Отказ электрообогрева сидений в 2008 году приобрел и вовсе массовый характер. Коварство в том, что элемен‑ты спинки и подушки соединены по‑ следовательно и при обрыве одного из них (чаще в спинке) перестает греть вся сидушка. Ремонт непрост, посколь‑ ку нагреватель интегрирован в напол‑ нитель, к которому приклеена обивка. То есть это единая деталь, причем не‑ дешевая: тканевая спинка стоит около 30 тысяч рублей, а кожаная – вдвое до‑ роже! Не позавидуешь, если гарантия на машину уже закончилась. До 2007 года порой самопроиз‑ вольно трескались ветровые стекла. Отдадим должное дилерам: они даже не пытались отбояриться, выискивая невидимые глазу сколы от камешков. ИСТОРИЯ МОДЕЛИ 2004 Дебют «Ситроена-С4» (модель пришла на смену «Ксаре»). Кузов: 3- или 5-дверный хэтчбек. Двигатели: бензиновые Р4 – 1,4 л, 65 кВт/88 л.с.; 1,6 л, 80 кВт/109 л.с.; 1,6 л, 82 кВт/112 л.с. (битопливный: этанол/бензин); 2,0 л, 103 кВт/140 л.с. или 132 кВт/180 л.с. (последний – для версии WTS); дизельные Р4 – 1,6 л, 66 кВт/90 л.с. или 80 кВт/109 л.с. (разные настройки); 2,0 л, 103 кВт/140 л.с. Привод передний, М5, М6 (только для дизеля) или А4. Крэш-тест EuroNCAP: 16 баллов за лобовой удар, 18 – за боковой. Итог: пять звезд. 2006 Версия «Пикассо». 2007 В январе представлен удлиненный «Пикассо», а летом – седан. Бензиновый двигатель Р4, 1,8 л, 92 кВт/125 л.с. 2008 Фейслифтинг: незначительные изменения в оптике, бамперах, интерьере. Новые двигатели: бензиновый Р4, 1,6 л, 88 кВт/120 л.с.; бензиновый с турбонаддувом Р4, 1,6 л, 103 кВт/140 л.с. или 110 кВт/150 л.с. (соответственно АКП или МКП); дизельный Р4, 2,0 л, 110 кВт/150 л.с. 2010 Начало производства модели в Калуге. В Париже представлено новое поколение С4.Перегревшись на солнце, пластиковые передние крылья порой коробятся и начинают цепляться за кромку двери при ее открывании. Причем, что удивительно, в основном это случается по правому борту. Не волнуйтесь: стоит крылу остыть, как зазор с дверью придет в норму. Но все же лучше, ослабив крепеж, сместить крыло чуть вперед. Или не ставить авто на солнцепеке. Один из самых распространенных двигателей – бензиновый 1,6-литровый TU5 мощностью 109 л.с., (см. Историю модели). Поначалу агрегат не славился надежностью дроссельного узла: из-за коробления пластиковой заслонки неустойчиво работал на холостом ходу и в переходных режимах. Поставщик узла, компания «Бош», первое время пребывала в недоумении: нигде, кроме «ситроенов», ничего подобного не отмечалось. Однако узел доработала, сделав заслонку из более жаростойкого пластика, и примерно с конца 2006 года неисправность исчезла. Но, как известно, свято место пусто не бывает. В том же 2006 году прошла партия машин с бракованными головками блоков. Посадка направляющих втулок клапанов оказалась прослабленной, отчего по зазору с телом головки сочилось масло. Порой уходило более литра на тысячу километров! Разумеется, клапаны обрастали толстым слоем нагара и либо заклинивалиМЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМСловно бы извинялись за конструктивный недочет, а также неудачную фиксацию боковых молдингов: после вклейки нового стекла те зачастую топорщились. А нижний, на «жабо», и вовсе сползал со стекла, обнажая огромную щель. В принципе, не страшно, но если досаждает, посадите молдинг на герметик. В отказах электростеклоподъемников обычно виновны сами владельцы – в дождь держали стекла приоткрытыми, из-за чего дверной пульт заливало. Моторчик омывателя ветрового стекла, выполненный заодно с клапаном, в последнее время стал заметно надежнее. А вот фароомыватели, увы, выходят из строя ничуть не реже, чем прежде. Дабы избавиться от дефекта, на машинах калужской сборки… попросту упразднили эту опцию. А заодно намереваются исключить обогрев сидений: нет деталей – нет проблем. Облезающий хром на декоративных элементах интерьера – пустяки по сравнению с непредсказуемыми отказами аудиоцентра, климат-контроля и обогрева сидений. Неподвижная ступица руля выглядит стильно, но об удобстве можно спорить.За рулем 12/2010 197 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ CITROEN C4 (2004–2010)в направляющих, либо сгорали. Как бы то ни было, дело оборачивалось серьезным ремонтом (исключительно по гарантии). Учитывая, что дефект был явным, массовым и скоротечным, беремся заверить: починили все моторы, сегодня столкнуться с подобными проблемами маловероятно. Другое дело датчик температуры двигателя. Некоторые владельцы уже трижды его меняли, отчего пришли к выводу: эту деталь эволюция не затронула. Генератор тоже слабак – через три-четыре года сдается под воздействием антигололедной химии. Зимой нередко сбоит стартер: втягивающее реле щелкает, а электродвигатель не крутится. Здесь виной обилие смазки внутри реле. Замерзнув, она надежно изолирует силовые контакты, и, чтобы вернуть агрегат к жизни, порой достаточно просто удалить излишки. Привод ГРМ на TU5 ременный, так что строго следите за сроками замены. Поначалу предписывали менять через 80 тыс. км, а позже срок увеличили до 120 тысяч. Но специалисты Так выглядит ремкомплект заслонок отопителя: по паре усиленных шестерен с крышками плюс крепеж. Цена 610 рублей, работа по замене у дилера обойдется в 1875 рублей. Несложно поменять и самому, поскольку панель приборов для этого снимать не нужно.рекомендуют придерживаться старых рекомендаций, поскольку случались обрывы ремня при пробеге чуть более 100 тыс. км. В 2008 году мотор TU5 постепенно был вытеснен более современным агрегатом EP6 (1,6 л, 120 л.с.) совместной разработки концернов ПCA и БMВ. Здесь распредвал приводится цепью. Надеетесь, ей сноса не будет? Как бы не так: первые признаки чрезмерного удлинения дают о себе знать уже на 50– 60 тыс. км. Но это не самое неприятное: звездочка на коленвалу фиксируется только трением (нет ни шпонки, ни штифта), а центральный болт порой не держит. Известны случаи, когда тот самооткручивался, и, разумеется, с печальными последствиями. Еще хуже обстоит дело с мотором EP6DT, оснащенным турбонаддувом: если здесь звездочка хоть немного провернется, электроника отключит турбину. А это вдобавок небезопасно – представьте, что такое случится при обгоне! Работа управляющего электродвигателя механизма подъема клапанов, Двигатель TU5, как и прочие моторы, устанавливаемые на С4, отличается теплонапряженностью. По меньшей мере раз в год советуем промывать радиаторы и продувать соты сжатым воздухом. Не удивляйтесь, если через два-три года эксплуатации вздуется краска на капоте. Даже если машина еще на гарантии, перекрашивать деталь придется за свой счет – в последние годы производитель отказывает в бесплатном ремонте.РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ВЕРСИЙ С МОТОРОМ TU5Затраты* (ремонт и ТО у дилера) Стоимость, руб. 1,6 МКП 1,6 АКП Генераторы двигателей TU5 от антигололедных реагентов мрут как мухи, не доживая до трех лет. Компоновка на ЕР6 схожая, но там стоит генератор «Мицубиси» – ему химия нипочем. Ролики ремня и помпы – слабое звено всех моторов С4. Двигатель ЕР6 сравнительно молод, но уже успел прославиться ненадежным цепным приводом ГРМ. Комплект, включающий в себя цепь, натяжитель и успокоители, недорог – 3000 рублей, но за замену заплатите дилеру еще 5800.Средняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 395 000 446 000 75 тыс. км Стоимость ТО у дилеров за пробег 75–150 тыс. км включительно 82 000 (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Электродвигатель омывателя 1320 стекла Фароомыватели (пара) 6750 Датчик температуры двигателя 1680 Генератор 16 650 Помпа с роликом поликлинового 8520 ремня Трубки и радиатор кондиционера 26 210 (с заправкой системы) Клапан гидроблока АКП – 7260 Сцепление 17 000 – Стойки стабилизатора и рулевые 23 610 тяги (две замены) Подшипник передней и задней 11 100 ступицы (по одному) Тормозные диски и колодки 10 100 передние Тормозные колодки передние 7950 (две замены) Тормозные диски и колодки 16 300 задние ИТОГО 624 190 665 450 Средняя цена шестилетнего экземпляра с пробегом 381 000 380 000 150 тыс. км Потери в эксплуатации (сумма затрат на авто 243 190 285 450 с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные 9,5 10,6 производителя), л/100 км Расходы на топливо 181 690 202 725 (А95, 25,5 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** 5,66 6,50 Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Аудиоцентр 14 720 Блок климат-контроля 4100 Подкапотный коммутационный 12 220 блок Гидроблок АКП – 29 870 Ремонт МКП (только работа) 11 870 –*Цены на октябрь 2010 года. **Без учета страховок, шин, инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.198 За рулем 12/2010 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ CITROEN C4 (2004–2010) Место расположения основного VIN пока‑ зано овалом. Дублер находится за ветровым стеклом (у поводка левой щетки стеклоочи‑ стителя). Трубки кондиционера окончательно окисляются порой за три года, а радиатор кондиционера – за четыре. Владелец этой машины помыл подкапот‑ ное пространство и залил блок коммутации. Последний и без того не блещет надежностью (особенно на авто, выпущенных до 2007 года): перегорает реле зажигания. Сейчас ставят более надежное японское реле.СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Диагностика ходовой части и тормозов Диагностика АКП Замена масла и фильтра двигателя Замена привода ГРМ на TU5 (вместе с помпой) Замена трубок кондиционера Замена стоек стабилизатора передней подвески Замена сцепления Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас*Для машин старше двух лет.Стоимость, руб. 630 630 1380 500 3880 4500 1000 6900 880/880 1380 1250*СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/ заднего Блок-фара/фонарь Фильтры: масляный/воздушный/ салонный Свечи зажигания (комплект) Помпа Генератор двигателя TU5 Радиатор кондиционера Коробка AL4 в сборе Рулевой наконечник Тормозные диски передние/ задние Стоимость, руб. 6820/14 550 1203/1730 7960/3560 560/580/1000 1260 2540–2900* 15 520 10 510 157 240 1250 5500/12 600 Внутренние шарниры рулевых тяг, как и стойки стабилизатора, служат 20–30 тыс. км, наружные – 40–50 тыс., тормозные колод‑ ки – около 30 тыс., а диски – вдвое больше. Обычно к 120‑й тысяче начинает гудеть один из ступичных подшипников. Вместо SKF сове‑ туем взять SNR – они зарекомендовали себя лучше. Задняя подвеска с упругой Н‑образной балкой ухода не требует. Тормозные колодки служат 40–50 тыс. км, диски – под сотню. На машинах первых партий зачастую отка‑ лывались ушки суппортов, тогда завод пере‑ шел с механизмов «Бош» на более прочные «Лукас». Как и спереди, следим за подшипни‑ ками ступиц!*В зависимости от двигателя.как шутят механики, противоречит законам физики: вместо тока по проводам течет масло. Оно просачивается по штоку регулятора и, пройдя сквозь весь моторчик, приканчивает его. Благо, это гарантийный случай – на 7150 рублей (работа плюс запчасть) раскошелится дилер. Двухлитровый EW10A знаком по модели С5. Если холодный мотор не держит холостых оборотов, а также «проваливается» на переходных режимах, путь вам в сервис. Там произнесите заклинание «инициализация», и спецы с ходу поймут: элементы периферийного оборудования двигателя перестали понимать друг друга. Процесс притирки характеров несложен: на холодном моторе подключают сканер, переводят его в режим обучения датчиков и, пустив двигатель, прогревают до рабочей температуры (до включения вентилятора). После чего электроника начинает работать слаженно, как единый организм.200 За рулем 12/2010Машины с мотором ЕТ3 встречаются на рынке крайне редко. А жаль, ведь это один из самых надежных бензиновых агрегатов. Статистика по дизелям, официально к нам не поставляемым, скудная. Известно лишь, что в Европе они трудятся без серьезных поломок, а вот у наших ближайших соседей, в Белоруссии и Украине, бывает, отказывает недешевая топливная аппаратура. Об автоматической коробке (печально знаменитая AL4) обычно говорят весьма эмоционально: уж который год французы не в состоянии добиться ее надежности! То высветится ошибка по разнице давлений (не держит клапан), то сбоит весь гидроблок, а то и вовсе оборвет ленточный тормоз и агрегат заклинит. Бывало, новенькая машина не могла самостоятельно покинуть автовоз! Вот и ездят владельцы в сервис, словно на работу. Не знаешь, что лучше – брать машину с автоматом и постоянно молиться на него или же предпочесть механику.Но и она не чудо техники – шумная, с невнятным тросовым приводом. Кроме того, на некоторых авто постукивает первичным валом, жалуясь на повышенный осевой люфт. Бывает, выкрашивается зуб на шестерне главной пары и пробивает картер. Эти проблемы известны еще по «Ксаре», у которой позаимствован агрегат, но довести его до ума, увы, так и не удалось. И все же эволюция оказалась во благо: большая часть типичных неисправностей теперь в прошлом. Надеемся, что французские инженеры не бросят машину на произвол судьбы и примут живое участие в дальнейшей доводке проблемных узлов и агрегатов. Ведь у нас, в Калуге, производство этой модели лишь только развернулось. Благодарим компанию «Ситроен Центр Москва» на улице Викторенко за содействие в подготовке материала.