ЭКОНОМИКАИТОГИ ГОДАКалендарь оптимистаЗарплату не прибавили, инфляция не галопирует, но и не стоит на месте. И все же в стране наметился поворот к лучшему. Календарь важнейших автомобильных событий уходящего 2010‑го перелистали Игорь Моржаретто и Владимир Соловьев.повышение бензиновой подати. Так что в 2011-м придется раскошелиться – заплатить налог за 2010 год. Президент РФ Дмитрий Медведев решает возродить дорожные фонды (ЗР, № 9). Они действовали в России в течение десяти лет, но в 2001 году Федеральный дорожный фонд ликвидировали – как говорили тогда, из-за непрозрачности и нецелевого использования. Главным источником пополнения фондов станут акцизы на бензин, транспортный налог (который обещают урезать) и сборы за проезд тяжелых грузовиков.МАРТ. Стартовала программа утилизации автомобилей старше 10 лет (ЗР, 2010, № 2, 4, 8). За 2010 год по ней реализуют около 400 тыс. машин. Наибольшим спросом в рамках акции пользуется «Лада»: на нее приходится 79,5% продаж; на втором месте бюджетные иномарки «Рено-Логан» и «Сандеро» (7,3%); третья в списке – «Шкода» (2,7%), четвертый – «ФордФокус» (2,4%). Замыкает пятерку лидеров ГАЗ с «Волгой-Сайбер» (1,8%). В середине сентября правительство России решило продлить субсидированную утилизацию старых автомобилей на 2011 год, выделив на нее 14 млрд. рублей. АПРЕЛЬ. Начался рост продаж автомобилей – впервые с октября 2008 года (ЗР, № 9*); его подстегнула госпрограмма утилизации. По оценкам Минпромторга, в 2010 году в стране должны собрать не меньше 1,3 млн. машин, а продать – более 1,7 млн. К середине 2013 года российский рынок достигнет докризисного уровня, а в 2014 году по объему продаж станет номером один в Европе.*Здесь и далее – ссылки на номера журнала 2010 года.Заработал автомобильный завод концерна «Пежо-Ситроен-Мицубиси» в Калуге (ЗР, № 6). В течение 2010– 2011 годов будут собирать из готовых узлов «Пежо-308», «Ситроен-С4», а также полноприводные «Пежо-4007», «Ситроен С-Кроссер» и «МицубисиАутлендер XL». С 2012 года завод перейдет на полный цикл сборки. Расчетный объем производства составляет 300 тыс. автомобилей ежегодно.ИЮЛЬ. Принят закон о запрете на эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (ЗР, № 6). Одновременно из КоАПа исключены нормы, допускающие возможность управления автомобилем при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 г на литр крови или до 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха. Кто больше ездит – больше платит. Правительство решило поднять акцизы на бензин. В расчете на литр топлива ставка ежегодно будет повышаться на 1 рубль в 2011, 2012 и 2013 году (ЗР, № 9). При этом пока не случилось ожидаемого снижения транспортного налога, ради которого и задумывалосьВступил в действие Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией (ЗР, № 10). Благодаря появлению единого таможенного пространства, как нам обещают, экономики России, Белоруссии и Казахстана вырастут за несколько лет на 15–20%. Дополнительный экономический эффект конкретно для России рассчитывается на уровне 400 млрд. долларов до 2015 года. Что касается простых автомобилистов, то для них исчезают границы между тремя государствами. А вот подержанные иномарки, вопреки ожиданиям, не подешевеют: пошлины на их ввоз остались на прежнем уровне.СЕНТЯБРЬ. На заводе компании «Фольксваген» в Калуге стартовало производство автомобиля, разработанного специально для России, –210 За рулем 12/2010 «Поло Седан». Спрос на модель превысил все ожидания: дилеры принимают заказы на вторую половину 2011 года.пускает к эксплуатации машины с правым рулем, однако требует переделки фар в соответствии с требованиями правостороннего движения. Запрещены поворотники неоранжевого цвета. Производителям-нерезидентам РФ предписано иметь в России одного своего представителя. Техрегламент вводит запрет на эксплуатацию и ввоз автомобилей с кенгурятниками, а также предписывает русифицировать меню бортовых компьютеров.предлагает провести первый этап соревнований уже осенью 2014 года. НОЯБРЬ. Отменен контроль за состоянием здоровья водителей при техосмотре. *** Подведем итог. Утилизация старых авто – плюс; авторынок вновь начал расти – плюс; запуск двух автозаводов, в Калуге и Санкт-Петербурге, – два плюса; возрождение дорожных фондов за счет введения акцизов на бензин – плюс условный; запрет пьянства за рулем – плюс (если только не принимать во внимание, что и из-за простого кваса или кефира погореть можно), Таможенный союз – тоже плюс, хотя и небольшой; Формула-1 в Сочи – скорее, плюс; новая дорога – большой плюс. Что в отрицательной части баланса? Повышение акцизов на бензин. Добавим в этот пункт еще один минус, потому как повышение пока не сопровождается обещанным смягчением транспортного налога. Как видите, плюсов все-таки больше. А наступающий год обещает стать еще более богатым на хорошие новости.На правах рекламы«Хёндай мотор», крупнейший автопроизводитель Южной Кореи, открыл предприятие в Санкт-Петербурге (ЗР, № 11), которое стало первым в РФ иностранным автомобильным заводом полного цикла. На его площадке, помимо традиционных цехов сварки, окраски и сборки, расположен также цех штамповки. Промышленное производство стартует в январе 2011-го. Три автомобиля «Хёндай-Солярис» из первой партии станут призами для участников читательского голосования Гран-при «За рулем». На «Иж-Авто» вновь запустили в производство модель ВАЗ-2104 (конвейер остановили еще в мае 2009 года). К 2011 году в Ижевск переедет производство остальных моделей «классики». Вступил в силу новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Он до-Страна получила, наконец, единую дорогу от своей западной границы до восточной: открыта федеральная трасса «Амур» (Чита – Хабаровск). Сдаче трассы в эксплуатацию был посвящен автопробег журнала «За рулем» и Минтранса России (ЗР, № 11). ОКТЯБРЬ. Гонки Формулы-1 обретают российскую прописку (ЗР, № 12). Краснодарский край заключил соглашение с организаторами Формулы на проведение Гран-при России в Сочи. Хозяин Формулы-1 Берни Экклстоун