БЕЗ ГРАНИЦСНЕГОХОД YAMAHA APEX X‑TXМетель налетелаУЗамело дороги, дальше только на лыжах. Но лучше на снегоходе. Вячеслав Субботин торил путь на новом сверхмощном снежике «Ямаха-Aпекс». Фото Романа Романишина.японской компании в России интерес особый: тут и просто‑ ры огромны, и зима долгая, и отчаянных людей, готовых оседлать снегоход, – армия. Словом, рынок необъятный, а следовательно, приоритетный. Поэтому одна из самых мощных мировых компаний впервые презентовала новый снегоход не за ру‑ бежом и даже не в столице, а в Новоси‑ бирске. Для этого здесь все в наличии: бес‑ крайние леса с глубоким снегом по бе‑ регам Оби и широченное замерз‑ шее русло самой реки, на котором вы‑ строился весь модельный ряд «Яма‑ хи» – от кроссового спортивного Fazer до утилитарного хозяйского VK 540 III Limited. Красота. Машины, готовые ри‑ нуться в бой, сверкают лаком на ярком солнце, а поля искрятся нетронутым снегом. Сейчас мы его взорвем трака‑ ми самых мощных в мире 150‑сильных снегоходов «Ямаха‑Aпекс».СПОРТ-КЛАССУ «Апекса» отменная родословная, на‑ чало которой положено литровым спортбайком «Ямаха‑R1». Из «спор‑ та» соорудили снегоход, который, яс‑ ное дело, ускорялся быстрее родителя. На хорошем снегу примерно как Фор‑ мула‑1. Много снега стаяло с той поры, но «Апекс» не только традиций не рас‑ терял, но и привнес немало. Впервые на серийном снегоходе появился электроусилитель руля! Вра‑ щать лыжами на месте и на неболь‑ шой скорости можно одним пальцем. Удобно и легко, чрезвычайно прият‑ но. По мере роста скорости помощь усилителя сходит на нет. Там нужна очень чуткая связь с дорогой, и он бу‑ дет лишь помехой. У электроусилителя есть недостатки (как, впрочем, и у лю‑ бого автомобильного): запаздывание на поворот руля, дополнительный вес. Но комфорт при маневрах и в дальней дороге должен покрыть недочеты. «Ямаха-Aпекс», несмотря на немалый вес – 266 кг, в снежной целине послушна и управляема. Если не бояться держать газ открытым. С электроусилителем руля и измененной подвеской даже новичок легко овладеет мощным «Апексом». Цена снегохода в Москве 535 тыс. руб.262 За рулем 12/2010 Настройку подвески тоже поменяли: раз есть усилитель, для лучшей курсовой устойчивости можно увеличить угол наклона оси поворота лыжи. Чем и не преминули воспользоваться, переместив точку крепления лыжи вперед на 15 мм. В задней подвеске пошли уже изученным путем – подняли на небольшой угол пятку гусеницы. На плотном снегу пятно контакта меньше, ниже сопротивление, лучше маневренность, выше скорость и невелик расход топлива. А в глубоком снегу в работу вступает вся опорная поверхность трака и проходимость снежика растет.МОТОРНЫЙ МЕТОДСамо собой, поменяли фазы газораспределения, сделав более эффективными. Поставили еще выпускной коллектор с трубами большего диаметра (38,1 мм, ранее 35 мм). Наконец, на впуске смонтировали клапан, открывающий подачу воздуха за дроссельную заслонку во время сброса газа. Снегоход с такой системой тормозит теперь мягко, а не встает словно вкопанный. Японские хитрости в целом сделали мотор и снегоход эластичным (с удобным и мощным троганьем), тяговитым на средних оборотах и скоростях и резвым на максимуме. Почти идеальный мотор. Но это на чертеже. В сибирском снегу так же?РОДЕО В СИБИРИОбойти вниманием главный элемент «Апекса» – сумасшедший четырехцилиндровый двигатель конструкторы не могли. Ведь почитатели модели при встречах обсуждают не красоту линий капота, а именно потрясающие возможности мотора. Инженеры постарались, значительно улучшив его мощностные характеристики.Складный аппарат, умеренно высокий, с удобной посадкой, хорошей эргономикой, доступными (не забывайте, в толстых перчатках) органами управления. Довольно высокое и широкое стекло закрывает грудь и руки. На морозе с мелким щитком далеко не уехать, а у нас маршрут километров тридцать.Пускаю мотор. Как же смачно он заурчал. Медленно нажимаю лепесток газа. Зачем торопиться? Еще успею насладиться взрывным характером литрового чудовища, ведь впереди целый день. Машина без провалов и рывков, плавно трогается, словно и не снегоход с внушительном траком, а автомобиль на ровном асфальте. Проверяю работу усилителя, вращаю рулем, переезжаю глубокую колею. Препятствие прошел и не заметил. Очень удобно. Работает усилитель. Открываю дроссель еще больше: обороты переваливают за 5 тысяч. Мощно, все как в книжке. Еще больше – и тут снежик срывается с катушек и превращается в ураган. Вот именно этого я и ждал от «Апекса». Узнаю знаменитый подхват «Ямахи-R1». Долой степенность и благоразумие, эта машина призвана дарить безграничную радость! Несусь далеко за сотню и, кажется, уже за гранью своих возможностей. Как же «Апекс» отменно держит направление и ловко отрабатывает подвеской плавные изгибы дороги, не отлипает при приземлении послеЗа рулем 12/2010 263 БЕЗ ГРАНИЦ | СНЕГОХОД YAMAHA APEX X‑TXкороткого полета! На «бездорожье» будет не хуже?ВНЕДОРОЖНИКСбрасываю немного газ и резко вывожу «Апекс» за пределы трассы – на лед реки с неглубоким снегом (но в ямках он пухлый) и небольшими торосами. Полностью жать гашетку на таком покрытии – безумие, «разобраться» можно на первой же кочке. Сбрасываю. И лишь иногда и коротко открываю дроссель на 100 процентов. Здесь «Ямаха» не так хороша, как на ровной дорожке. Тяжелый передок машины дает о себе знать: если вовремя не вывеситься глубоко назад, можно запросто воткнуться носом, в прямом смысле. Утяжеленная часть отрицательно сказывается и на управляемости. При резком повороте прежняя мо-дель «Ямахи» могла долго скользить вывернутыми лыжами по прямой, не желая писать намеченную ей дугу. «Апекс» с новой подвеской частично решил эту задачу и уже рулится хорошо, но к настройкам усилителя еще придется привыкнуть. На средней скорости связь с дорогой хотелось бы иметь почетче – меньше просить помощи усилителя. Сейчас не всегда удается точно соразмерять усилие рук, оттого отправляешь лыжи на больший угол, чем надо. Машина неявно, но рыскает. На сладкое осталась целина. Освоившись с аппаратом, смело завожу «Апекс» в нетронутые снега. Там, если встать, по грудь будет. Тяжелая машина на малом газу норовит зарыться, но стоит преодолеть страх, прибавить, «Ямаха» всплывает в секунду. Скользить на ней удобно и приятно,словно на вейке за катером. Не ожидал, что на косогоре она четко отреагирует на перераспределение веса. Встал на одну сторону – «Ямаха» выровняла корпус, легко спустилась в овраг и так же послушно взлетела на гору. Словом, возможности «Апекса» гораздо шире описанных маркетологами, типа «отдых и немного спорта». Как раз наоборот: много, много спорта, и без перерыва на обед – иначе зачем ему 150 сил на 11 тысячах? Машина удалась, все обещанное подтвердилось на деле. Усилитель руля – устройство очень полезное. Полагаю, нечто подобное скоро увидим на машинах других марок. Мотор – на «отлично». Осталось дождаться глубоких снегов и проложить маршрут уже не на 30, а на 300 километров. На таком ничего не страшно, даже метель – он быстрее метели! На 11 тысячах оборотов мотор выдает 150 сил. Ускорение, как на дрэге! Главное – за руль держись покрепче. Выведенные под седло «дымоходы» – очень красиво и грамотно с конструкторской точки зрения. Регулируемые амортизаторы показали себя с лучшей стороны: после любого прыжка они держали машину на дороге, словно приклеенную. Пластик прочный. Проверено: разок перевернул машину в полете и крепко приложил на снег – ничего не раскололось.264 За рулем 12/2010