172
173
ТЕХНИКАСЛОВАРЬ ПОДВЕСКИНа чем стоим?Еще недавно выделяли лишь типы подвесок – зависимая, «Мак-Ферсон», многорычажная. Непонятные имена появились, когда шасси научились приспосабливаться к дорожным ситуациям и покрытию. Ясность в названия активных, или адаптивных, подвесок вносит Максим Сачков.История адаптивных под‑ весок начинается в се‑ редине 50‑х годов про‑ шлого века, когда фран‑ цузская фирма «Ситроен» установи‑ ла гидропневматику на заднюю ось представительного «Траксьон Аван 15CV6», а чуть позже – на все четыре колеса модели DS. На каждом амор‑ тизаторе располагается сфера, раз‑ деленная мембраной на две части, в которых находится рабочая жид‑ кость и подпирающий ее газ под дав‑ лением. В 1989 году появилась мо‑ дель XM, на которой установили ак‑ тивную гидропневматическую под‑ веску Hydractiv. Контролируемая электроникой, она подстраивалась под дорожную ситуацию. Сегодня на «ситроенах» работает Hydractiv третьего поколения, причем наряду с обычной версией предлагают и бо‑ лее комфортную, с приставкой Plus. В прошлом веке гидропневма‑ тическую подвеску устанавливали не только на «ситроены», но и на до‑ рогие представительские автомобили: «Мерседес‑Бенц», «Бентли», «Роллс‑ Ройс». Кстати, модели, увенчанные трехлучевой звездой, и сейчас не из‑ бегают такой схемы. Система Active Body Control (активный контроль за кузовом) по конструкции отличает‑ ся от Hydractiv, но принцип похож: из‑172 За рулем 12/2010меняя давление, задают жесткость подвески и дорожный просвет (ги‑ дроцилиндры поджимают пружины). Впрочем, у «Мерседес‑Бенца» есть и варианты шасси на пневмоподве‑ сках (Airmatik Dual Control), задаю‑ щие дорожный просвет в зависимости от скорости и загрузки. За жесткостью амортизаторов следит ADS (Adaptive Damping System – система адаптив‑ ного демпфирования). А как более до‑ ступный вариант покупателям «мер‑ седесов» предлагают подвеску Agility Control с механическими устройства‑ ми, регулирующими жесткость. «Фольксваген» называет си‑ стему, управляющую настройками амортизаторов, DСС (aDaptive Chassis Control – адаптивный контроль за под‑ веской). Блок управления получает от датчиков данные о перемещении колес и кузова и соответствующим об‑ разом изменяет жесткость шасси. Ха‑ рактеристики задают электромагнит‑ ные клапаны, установленные на амор‑ тизаторах. Аналогичную адаптивную подвеску применяет «Ауди», однако на некоторых моделях устанавливают оригинальную систему Audi Magnetic Ride. Демпфирующие элементы за‑ правлены магниторезистивной жид‑ костью, изменяющей вязкость под действием магнитного поля. Кста‑ ти, конструкцию, работающую по та‑Пневмопружины позволяют изменять в довольно широких пределах дорожный просвет и плавность хода. Иногда их устанавливают отдельно от амортизатора, но чаще объединяют ради компактности и удобства монтажа, как, например, на «Ауди-А8».кому же принципу, первым приме‑ нил «Кадиллак». И название у «амери‑ канцев» созвучное – Magnetic Ride Control. Новый член большой семьи «Фольксваген» пока не спешит расста‑ ваться с именами собственными. Ин‑ теллектуальное шасси от «Порше» с амортизаторами, управляемыми электроникой, а на некоторых моделях еще и пневмоподвеской, носит обозна‑ чение PASM (Porsche Active Suspension Management – активное управле‑ ние подвеской). Эффективно бороться с кренами и клевками помогает дру‑ гое именное оружие – PDCC (Porsche Dynamic Chassis Control – динамиче‑ ский контроль шасси). Стабилизаторы поперечной устойчивости с гидронасо‑ сами практически не дают кузову кла‑ няться из стороны в сторону. «Опель» почти десятилетие устанавливает IDS (Interactive Driving System – интерактивная система вождения) на серийные модели. Основной ее составляющей служит CDC (Continuous Damping Control – не‑ прерывное управление демпфирова‑ нием), настраивающий амортизаторы в зависимости от дорожных условий. Кстати, аббревиатуру CDC использу‑ ют и другие производители, например «Ниссан». В новых моделях «Опель» хитрые электронные и механические В подвеске Agility Control у моделей «Мерседес-Бенц» жесткость амортизаторов меняется в зависимости от частоты и амплитуды, с которой перемещается шток.приспособления называют «флексами». Не стала исключением и подвеска – ее нарекли FlexRide. У БМВ другое заветное слово – Drive. Поэтому вполне логично, что адаптивную подвеску называют Adaptive Drive. К ней относятся системы подавления кренов Dynamic Drive и регулирования жесткости амортизаторов EDC (Electronic Damper Control). Последней наверняка тоже придумают обозначение со словом Drive. «Тойота» и «Лексус» пользуются общими названиями. За жесткостью амортизаторов следит система AVS (Adaptive Variable Suspension – адаптивная подвеска), дорожный просвет регулирует пневмоподвеска AHC (Active Height Control – активный контроль высоты кузова), а проходить повороты с минимальными кренами позволяет KDSS (Kinetic Dynamic Suspension System), управляющая гидроприводами стабилизаторов. Аналог последней у «Ниссана» и «Инфинити» – оригинальная система НВМС (Hydraulic Body Motion Control – гидравлический контроль за передвижением кузова), изменяющая характеристики амортизаторов и уменьша-ющая тем самым раскачку автомобиля из стороны в сторону. Любопытную идею реализовала фирма «Хёндай», установив на новой «Сонате» заднюю подвеску AGCS (Active Geometry Control Suspension – активный контроль за изменением геометрии). Электромоторы приводят в движение тяги, изменяя углы установ-ки колес. Таким образом электроника помогает корме подруливать в поворотах. Кстати, у некоторых автомобилей электромоторы, подчиняющиеся активному рулевому управлению, изменяют угол поворота колес. Например, RAS (Rear Active Steer – активные задние колеса) у «Инфинити» или Integral Active Steering у БМВ.Минимальный набор для автомобиля представительского класса, обеспечивающий достойную плавность хода и надежную управляемость, – пневмоподвеска и амортизаторы с регулируемой жесткостью.На правах рекламы