174
175
176
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПо льду аки посухуЕсли Джон Бойд Данлоп в  конце XIX  века удивил мир первой надувной шиной, то  фирма Dunlop Tyres, и поныне носящая его имя, продолжает удивлять оригинальными находками, позволяющими сделать езду на  автомобиле максимально комфортной и безопасной. Наступает зима, дороги покрываются ледяным панцирем, понастоящему бороться с  которым под силу лишь шипованным покрышкам. Правда, на  чистом асфальте они, увы, пасуют: тормозной путь увеличивается, а дорожное полотно повреждается. А что, если сделать шипы совсем маленькими, но  зато очень-очень частыми? Такие шины и  появились в  линейке под названиями Graspic DS-3 и Grandtrek SJ-6. Представьте себе 12 млн. микрошипов из стекловолокна диаметром менее 50 мкм каждый! Собственно, увидеть их можно разве что под микроскопом, а  вот на  ощупь поверхность протектора напоминает наждачную бумагу. Самое замечательное, что это свойство сохраняется и по отношению ко льду! Важно, что микрошипы равномерно распределены в толще резины, так что по мере износа в работу вступают все новые их слои. Причем все миллионы иголочек стоят перпендикулярно поверхности шины – добиться такой ориентации было особенно сложно.Так выглядит отдельно взятый шип при большом увеличении. Микрошипы видны лишь под микроскопом, внешне их присутствие выдает чуть сероватая поверхность резины. Но если потереть ею о сталь или лед, то покажется, будто в руках наждачная бумага.Поролоновая вставка не влияет на балансировку шины вследствие очень малой массы. Но зато эффективно гасит звуковые колебания.Кроме этого, устойчивость повышена другими мерами: разной жесткостью протектора – максимальной в плечевой зоне и минимальной в середине, специальными ламелями типа «Миура»… А  неравномерное расстояние между шашками снижает уровень шума. В шинах для вседорожников Grandtrek SJ-6 дополнительно сделаны зигзагообразные канавки посередине протектора, сбивающие рыхлый снег в спрессованные столбики, которые и обеспечивают лучшее сцепление. Теперь о  комфортности. Здесь найдено простое, но  эффективное решение для снижения шумности при проезде по стыкам бетонных плит. Обычно эти характерные стуки усиливаются за счет резонансных явлений внутри полости шины, заполненной упругим воздухом. Выяснилось, что наклеенная изнутри поролоновая лента заметно (на 1,5 дБ при 40 км/ч) снижает громкость этих стуков, уменьшая добротность своеобразного акустического «колебательного контура». При этом она не  мешает монтажу шины на  обычные диски и почти ничего не стоит. Эта новинка тоже запатентована и  потому на  шинах других производителей так просто не появится. Но почему бы не попробовать доработать таким образом свою покрышку самостоятельно? Хуже точно не будет! кинематика. Новые пряжки уже устанавливают на автомобилях, произведенных в США, не за горами и их глобальная экспансия.TRW показала кулачокКомпания TRW  Automotive внесла усовершенствование туда, где, казалось  бы, улучшать уже нечего,  – в  пряжку ремня безопасности. Теперь лента ремня огибает не жесткое ребро, а вращающийся валик. Хитрость в  том, что это не  совсем валик, а,  скорее, кулачок или эксцентрик. Смысл изобретения, названного DLT (Dynamic Locking Tongue), в  том, что в  спокойном состоянии ремень легко огибает валик, не  мешая застегивать ремень. Но  при резком торможении или, не  дай бог, столкновении, как только натяжение ремня превышает 45  Н, кулачок поворачивается и  закусывает ремень, чем повышает его защитную функцию и уменьшает нагрузку от ремня на тело седока. Все это работает как бы само собой: никакой электроники, только правильно рассчитанная174 За рулем 12/2010Проще не бывает, однако на новую пряжку выдали патент: раньше никто не додумался поставить в нее вращающийся валиккулачок. Современный ключ зажигания  – сложный электронный прибор, позволяющий идентифицировать владельца не с помощью комбинации бороздок, а по цифровому коду. И тут фантазии разработчиков поистине нет предела. Например, новый ключ-брелок Smart Key Fob, предложенный компанией Delphi, позволяет водителю постоянно оставаться на связи с автомобилем даже на довольно приличном расстоянии (более 200 м). Система работает в  относительно низкочастотном диапазоне (13,56  МГц) по  технологии NFC (Near Field Communication).Сначала данные передаются по каналу NFC, затем по интерфейсу Bluetooth. И вот они уже на экране коммуникатора.Find My Car – функция для забывчивых. Идите к машине прямо по карте!Брелок брелоком, но  где посмотреть, закрыты  ли все двери, какая температура в  салоне и в двигателе, каков пробег, сколько бензина в баке и атмосфер в шинах… Для этого сойдет любое портативное устройство с экраном и интерфейсом Bluetooth: мобильный телефон-коммуникатор, ноутбук и т. п. Но и это не все. Если водитель не помнит, где припарковал автомобиль, Smart Key Fob покажет его местонахождение по карте на дисплее телефона либо укажет путь к  машине стрелочкой встроенного в брелок «компаса». Брелок может также записывать персональные настройки водителя (сиденье, зеркалá, радиостанции) и  восстанавливать эти настройки, если они были изменены другим пользователем.На правах рекламыВсегда на связи ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯКак в легковушкеСовременные магистральные грузовики имеют две системы подвески: первичную для шасси и вторичную для кабины водителя. Причина проста: между массами пустого и  полностью нагруженного тягача слишком большая разница, чтобы обеспечить одновременно комфорт и необходимую грузоподъемность. Поэтому кабину нынче подвешивают отдельно на  упругих элементах меньшей жесткости и  снабжают амортизаторами, рассчитанными именно на ее массу. Все вроде  бы получается отлично, но  в  поворотах кабина слишком сильно кренится, что не  только некомфортно, но  и  ухудшает обратную связь автомобиль  – водитель. А  это уже негативно влияет на  безопасность. Улучшает ситуацию специальная торсионная пружина, но она же портит комфорт на неровных дорогах… Компания TNO додумалась установить между шасси и  кабиной активную подвеску ARS (Active Roll Stabilization) с гидроприводом. Не вдаваясь глубоко в  технические подробности, скажем, что торсион стабилизатора разрезали и  полученные части (неравные) соединили через гидроцилиндр. Управляя давлением жидкости, можно компенсировать крены кабины в  любой нужной степени. А  следят за  этим отдельный процессор и до 20 (!) датчиков угловых и линейных ускорений. Опытный образец тягача застави-Гидро­ механическая часть новой подвески выглядит не слиш­ ком сложной, но это лишь исполни­ тельные элементы системы.Принцип рабо­ ты ARS заключается в создании колебаний кабины, противофаз­ ных наклонам шасси при маневрах, отчего результирующая амплитуда наклонов кабины заметно умень­ шается!-3ли выполнять переставку на скорости до 70 км/ч с  боковыми ускорениями до  3  м/с². Результат на полученном графике говорит сам за себя. Пока что новая система пожирает 850  Вт мощности, в  дальнейшем ее энергопотребление обещают снизить до  500  Вт. Правда, серийная перспектива новинки зависит не столько от этой цифры, сколько от  суммы, на  которую вырастет себестоимость грузовика.Телефонное правоЗа работой насоса будет сле­ дить мобильник. При достижении нужного давле­ ния он зазвонит и замигает буковками ОК.В шинных компрессорах зачастую (это подтверждают и экспертизы ЗР) врет манометр. Поэтому уловить правильный момент для прекращения процесса бывает нелегко. Новое решение Filling Assistant, предложенное фирмой Continental, позволяет следить за  ростом давления в  колесе на  экране смартфона. Как только нужный уровень будет достигнут, раздастся звуковой сигнал и картинка замигает. Очевидно, что нужную программу загрузить не  так сложно, но  откуда телефон возьмет информацию о  давлении? Нужно установить шины, снабженные соответствующими сенсорами (в  перспективе они будут интегрированы непосредственно в толщу резины). Опытный образец новинки  – на  наших снимках, серийное внедрение обещают лишь в 2013 году.176 За рулем 12/2010