214
215
216
217
218
219
ГРУЗОВИКИАВТОСАЛОН В ГАННОВЕРЕПрограмма на завтраО наиболее ярких новинках главной европейской выставки грузовиков и планах их производителей рассказывает Николай Мордовцев. Фото автора.Самая презентабельная евро‑ пейская выставка автомоби‑ лей – IAA зародилась в 1897 го‑ ду, когда автомобиль был еще, по  сути, гужевой повозкой, толь‑ ко с  мотором вместо лошади. Берлин, отель «Бристоль» и всего четыре участ‑ ника  – экспонатам вполне хватило  бы места в фойе. А спустя 30 лет, в 1928‑м, когда выставка гостила в  Лейпци‑ ге, в  первом номере журнала «За  ру‑ лем» корреспондент делился свежи‑ ми впечатлениями: «Море машин, оке‑ ан металла. Яркие рекламы притяги‑ вают взгляд»… В  1947  году IAA впер‑ вые прошла в  Ганновере, а  с  1991  го‑ да разделилась: по  нечетным годамво  Франкфурте  – легковые автомоби‑ ли, по четным в Ганновере – коммерче‑ ские. Выставка 2010 года значилась под номером 64. Пионеры гибридизации японцы за два десятка  лет накопили немалый опыт и  теперь легко переходят на  выпуск электромобилей. У «Мицубиси‑Кантер Фуcо» в  исполнении «Зеро Эмишн» (Zero Emission) запас хода «по  топли‑ ву» 120  км, а  максимальная скорость 80 км/ч – неплохо для грузовичка гру‑ зоподъемностью 3,5 т. Метан относительно дешев, по‑ этому почти у всех компаний есть дви‑ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯгатели, работающие на газе – сжижен‑ ном пропан‑бутане или сжатом/сжи‑ женном метане. При этом электрони‑ ка не  только легко обеспечивает та‑ кому двигателю уровень токсично‑ сти Евро  V или EEV, но  и  сохраняет мощность моторов, развиваемую ими на традиционном топливе. Интересно, что в Европе вновь проснулся интерес к газодизельному циклу. Современные технологии позволили реанимировать эту идею на новом уровне: вместо сжа‑ того  – сжиженный метан, а  к  солярке добавляют до 20% рапсового масла или другого «биодизельного» топлива. Всем производителям моторов оказались по  силам не  только нормы  Концепт – ложь, да в нем намек, показывающий направление развития автопрома.  Возможно, лет через десять магистральные тягачи станут похожими на этот MAN  Concept S. Немцы говорят, что реальное  уменьшение расхода топлива у такого  зализанного автопоезда в сцепке с новым  полуприцепом – до 25%. Вместо зеркал  у Concept S две видеокамеры на обтекаемых  кронштейнах. Огромные низкопрофильные  шины, двери – за передней осью, причем  сдвижные (в отличие от дверей «РеноМагнум», где в кабину ведет тепловозная  лестница). Уровень защищенности водителя – как на грузовике-капотнике. Впрочем,  это пока лишь догадки, ведь MAN Concept S –  отлично сделанный муляж.214 За рулем 12/2010   Концепт от ИВЕКО. «Глайдер» (Glider) прочат на смену флагманскому семейству «Стралис». Новая аэродинамика на 1,5% сократит  расход топлива. Главное отличие двигателя «Глайдера» от конкурентов – привод навесных агрегатов дополнительным электромотором,  а электроэнергию для него, кроме обычных батареи и генератора, дает  солнечная панель на крыше тягача. Электромагнитный замедлитель  рекуперирует энергию торможения, в электричество преобразуются  даже остатки тепла отработавших газов. Вдобавок электроэнергию старательно экономят – фары, фонари и прочие светильники выполнены  на светодиодах. Есть изменения и в ходовой. «Активное» седло в зависимости от скорости, дорожных условий, нагрузки может перемещаться по раме. Руководит этим, конечно же, компьютер, посылая команды  электропневматическому приводу. Столь же неусыпен контроль  за давлением в шинах – он корректируется в зависимости от скорости  и качества дорожного покрытия.   DAF LF 45.160 Hybrid полной массой 12 т оснащен 4,5-литровым дизелем Paccar FR уровня EEV, мощностью 118 кВт/160 л.с.,  шестиступенчатой автоматизированной коробкой передач Eaton.  Аккумуляторная батарея массой 100 кг собрана из 96 литий-ионных  элементов напряжением 3,4 В.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | АВТОСАЛОН В ГАННОВЕРЕ  У флагманских тягачей роботизированные коробки передач теперь в базовой комплектации. На «Рено-Магнум» стоит  13-литровый двигатель «Вольво» мощностью 520 л.с. с моментом 2550 Н·м. Топливный бак – 1000 л.   «Мерседес-Бенц Вито» был в числе претендентов на титул  «Фургон года». Кроме обновленной внешности и интерьера,  у него новые дизель и подвеска.Евро  V, но  и  более жесткие EEV. Одолеть их позволяет технология SCR с  AdBlue, пришедшая на  автомобили с  тепловых электростанций и  судовых двигателей. Правда, возможно и  сочетание EGR с  SCR. Теперь наметилась другая забота – применять или нет сажевые фильтры. (Отметим, что при нормах EEV их приходится использовать почти всем производителям.) На магистральных грузовиках наиболее экономичны гипоидный одноступенчатый редуктор и коробка с высшей прямой передачей. Автоматика так виртуозно переключает передачи, что не  всякий профессионал способен с  ней соревноваться. Подсчитали, что коробка-робот на  тягаче при годовом пробеге 150  тыс.  км экономит 2250  лтоплива и сокращает выброс CO2 почти на 6 т. Такие автоматы уже устанавливают в  базовом оснащении на  большинство тягачей, а  заказывать приходится обычную механическую коробку. Легковые и коммерческие автомобили одной марки роднит только двигатель, частично трансмиссия и  подвеска, кузова  же оригинальные, каждый со  своим дизайном. Новые «каблуки» при грузоподъемности 745– 850  кг неуклонно набирают в  росте, уже близка высота 2,1  м при ширине 1,85 м. Тенденция – снижение кубатуры двигателей при сохранении мощности. На  «Кангу Рапид» стоит дизелек «Рено» dCi объемом 1500 см³ с топливной системой Common Rail, четырьмя клапанами на  цилиндр, тур  Можно снисходительно похлопать  «китайца» по кабине, если твоя страна  делает «мерседесы». А если КамАЗы  и «Газели»? Тяжелые грузовики  из Поднебесной стояли на скромном  стенде CAMC. Оказывается, теперь,  кроме лицензионных двигателей  Cummins и Steyr, на них устанавливают дизели Hino, IVECO Cursor  или Mitsubishi мощностью от 290  до 420 л.с. Возможна установка японских коробок передач и 16-ступенчатых ZF, более привычных европейцам.  Если бы не высокие европейские таможенные пошлины, такие самосвалы  уже работали бы на здешних стройках.   Фургончик «Опель-Виваро» –  в чистом виде электромобиль. Въезд  в центр многих европейских городов платный, а с электротяги денег  не берут.бонаддувом и  интеркулером; у  него четыре настройки  – на  68, 75, 90 и 110 л.с. Благодаря компактному мотору более крупные автомобили можно делать в  двух исполнениях: версию с  большей грузоподъемностью  – с  продольным расположением двигателя и  задними ведущими колесами, а  легкую  – с  поперечным расположением силового агрегата и  передним приводом. Если раньше так было только на  «Форде-Транзит Коннект», то  теперь и  на  «Опеле-Мовано» (Opel Movano) и  «Рено-Мастер» (Renault Master). На  заднеприводных версиях дизель объемом 3,0 л и мощностью 125 или 146  л.с., у  переднеприводных ту  же мощность снимают с  нового 2,3-литрового двигателя.216 За рулем 12/2010   Перевозчиков и производителей коммерческих автомобилей бес‑ покоит не только расход солярки, но и выбросы CO2. Мотивируют  просто: меньше выброс – меньше налог. В Евросоюзе вступает в дей‑ ствие законодательство с еще более жесткими нормами содержания  оксидов азота. Обеспечить соответствие им только за счет совершен‑ ствования процесса сгорания у дизеля уже невозможно. Поэтому  почти все производители представили свои гибриды. Если на IAA‑2006  дизель‑электрические грузовики были экзотикой, то нынче это вполне  работоспособные автомобили.   На IAA‑2010 появилась новая номинация: Pickup Of The Year (раньше  подобный конкурс проводили только за океаном). Победу одержал  «Фольксваген‑Амарок». Рабочая лошадка везет 1,26 т, при этом может  быть с двойной кабиной и обтянутыми кожей сиденьями. У автомобиля  дизель объемом 2,0 л (122 или 163 л.с.), полный привод с блокировкой  дифференциала задней оси, понижающий ряд в раздатке, ESP в базо‑ вой комплектации. Конечно, на IAA «Фольксваген‑Амарок» оказался  не единственным пикапом, у различных производителей их было около  десятка. К примеру, на стенде «Форда» красовался «Рейнджер», а легко‑ вое подразделение «Рено» показало немного забавный в таком испол‑ нении «Логан». Однако, по мнению жюри, отрыв этого полярного волка  от других пикапов был настолько разительным, что на церемонии  награждения ближайших конкурентов даже не назвали.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | АВТОСАЛОН В ГАННОВЕРЕ  Благодаря переднему приводу к «Ситроену-Джампер» можно пристроить еще  пару «ленивых» мостов.   В Европе множество малых фирм строят небольшие автобусы. Этот – на шасси  «Фольксвагена-Транспортер». Особенность – кузов из нержавейки.На  «каблуки» и  легкие фургоны теперь устанавливают электронные системы, лет пять-шесть назад встречавшиеся только на  флагманских магистральных грузовиках и  туристических автобусах. К  примеру, новый «Фольксваген-Кэдди» можно купить с  системой курсовой стабилизации ESP и  функцией помощи при троганье на  подъеме Hill Start Assist. И  это в  дополнение к  шести различным бензиновым и дизельным двигателям мощностью от 75 до 140 л.с., новой 7-ступенчатой роботизированной коробке DSG и полному приводу.КАТЕГОРИЯ DАвтобус уже давно избавился от сходства с  фургоном и  стал бесспорным украшением городских улиц. Почти половина лицевых панелей  – стеклянные. В  почете оцинкованная сталь, ступеньки и колесные арки из практически вечной нержавейки. А еще алюминий, из  которого все чаще делают каркасы сидений, и  пластик  – он идет на  емкие багажные полки, элегантные панели приборов, внутреннюю отделку. Светотехнику переводят на  светодиоды, попутно увеличивая площадь фонарей и блок-фар.В современном автобусе электроника управляет двигателем, трансмиссией, подвеской, тормозами. Пассажир даже не  догадывается, сколько умных систем на страже его безопасности. В  пятизвездочных салонах флагманских автобусов может быть немного кресел, зато они широченные; пол выложен дубовым паркетом, обязательно есть кухня, туалет и гардероб. Такой салон вмещает 25– 30 пассажиров вместо обычных сорока пяти. Тенденции автобусостроения: экономичность, безопасность,  В профиль «Неоплан» не спутать ни с каким другим автобусом. Эта марка премиум-класса отмечает  75-летний юбилей. У «Скайлайнера» две модификации – длиной 12,44 и 13,79 м; двигатель – Евро V,  400 л.с., 12-ступенчатая роботизированная коробка.   Те производители, что участвуют в трак-рейсинге,  обязательно выставляют боевые автомобили.  Двигатели объемом 10–12 л (мощность под 1000  «лошадей») установлены за кабиной, в пределах базы.218 За рулем 12/2010   MAN TGX 10×4 с дизелем V8 мощностью 680 л.с. способен  буксировать автопоезд полной массой до 250 т. Нагрузка   на седло – 35 т!комфорт и,  конечно, соответствие самым жестким нормам токсичности. Автобусный конкурс междугородных и  туристических автобусов проходит в  бельгийском городе Кортрейк, а  в  Ганновере выбирают лучший из  городских. В  этом году приз получил голландско-бельгийский холдинг VDL за семейство низкопольных автобусов Citea.  В официальных  экспозициях IAA  американских  грузовиков нет.  Тем не менее им  нашлось место,  ведь у этих произведений заокеанского искусства  есть поклонники  и в Европе.На правах рекламы