ГРУЗОВИКИАВТОСАЛОН В ГАННОВЕРЕПрограмма на завтраО наиболее ярких новинках главной европейской выставки грузовиков и планах их производителей рассказывает Николай Мордовцев. Фото автора.Самая презентабельная евро‑ пейская выставка автомоби‑ лей – IAA зародилась в 1897 го‑ ду, когда автомобиль был еще, по сути, гужевой повозкой, толь‑ ко с мотором вместо лошади. Берлин, отель «Бристоль» и всего четыре участ‑ ника – экспонатам вполне хватило бы места в фойе. А спустя 30 лет, в 1928‑м, когда выставка гостила в Лейпци‑ ге, в первом номере журнала «За ру‑ лем» корреспондент делился свежи‑ ми впечатлениями: «Море машин, оке‑ ан металла. Яркие рекламы притяги‑ вают взгляд»… В 1947 году IAA впер‑ вые прошла в Ганновере, а с 1991 го‑ да разделилась: по нечетным годамво Франкфурте – легковые автомоби‑ ли, по четным в Ганновере – коммерче‑ ские. Выставка 2010 года значилась под номером 64. Пионеры гибридизации японцы за два десятка лет накопили немалый опыт и теперь легко переходят на выпуск электромобилей. У «Мицубиси‑Кантер Фуcо» в исполнении «Зеро Эмишн» (Zero Emission) запас хода «по топли‑ ву» 120 км, а максимальная скорость 80 км/ч – неплохо для грузовичка гру‑ зоподъемностью 3,5 т. Метан относительно дешев, по‑ этому почти у всех компаний есть дви‑ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИЯгатели, работающие на газе – сжижен‑ ном пропан‑бутане или сжатом/сжи‑ женном метане. При этом электрони‑ ка не только легко обеспечивает та‑ кому двигателю уровень токсично‑ сти Евро V или EEV, но и сохраняет мощность моторов, развиваемую ими на традиционном топливе. Интересно, что в Европе вновь проснулся интерес к газодизельному циклу. Современные технологии позволили реанимировать эту идею на новом уровне: вместо сжа‑ того – сжиженный метан, а к солярке добавляют до 20% рапсового масла или другого «биодизельного» топлива. Всем производителям моторов оказались по силам не только нормы Концепт – ложь, да в нем намек, показывающий направление развития автопрома. Возможно, лет через десять магистральные тягачи станут похожими на этот MAN Concept S. Немцы говорят, что реальное уменьшение расхода топлива у такого зализанного автопоезда в сцепке с новым полуприцепом – до 25%. Вместо зеркал у Concept S две видеокамеры на обтекаемых кронштейнах. Огромные низкопрофильные шины, двери – за передней осью, причем сдвижные (в отличие от дверей «РеноМагнум», где в кабину ведет тепловозная лестница). Уровень защищенности водителя – как на грузовике-капотнике. Впрочем, это пока лишь догадки, ведь MAN Concept S – отлично сделанный муляж.214 За рулем 12/2010 Концепт от ИВЕКО. «Глайдер» (Glider) прочат на смену флагманскому семейству «Стралис». Новая аэродинамика на 1,5% сократит расход топлива. Главное отличие двигателя «Глайдера» от конкурентов – привод навесных агрегатов дополнительным электромотором, а электроэнергию для него, кроме обычных батареи и генератора, дает солнечная панель на крыше тягача. Электромагнитный замедлитель рекуперирует энергию торможения, в электричество преобразуются даже остатки тепла отработавших газов. Вдобавок электроэнергию старательно экономят – фары, фонари и прочие светильники выполнены на светодиодах. Есть изменения и в ходовой. «Активное» седло в зависимости от скорости, дорожных условий, нагрузки может перемещаться по раме. Руководит этим, конечно же, компьютер, посылая команды электропневматическому приводу. Столь же неусыпен контроль за давлением в шинах – он корректируется в зависимости от скорости и качества дорожного покрытия. DAF LF 45.160 Hybrid полной массой 12 т оснащен 4,5-литровым дизелем Paccar FR уровня EEV, мощностью 118 кВт/160 л.с., шестиступенчатой автоматизированной коробкой передач Eaton. Аккумуляторная батарея массой 100 кг собрана из 96 литий-ионных элементов напряжением 3,4 В.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | АВТОСАЛОН В ГАННОВЕРЕ У флагманских тягачей роботизированные коробки передач теперь в базовой комплектации. На «Рено-Магнум» стоит 13-литровый двигатель «Вольво» мощностью 520 л.с. с моментом 2550 Н·м. Топливный бак – 1000 л. «Мерседес-Бенц Вито» был в числе претендентов на титул «Фургон года». Кроме обновленной внешности и интерьера, у него новые дизель и подвеска.Евро V, но и более жесткие EEV. Одолеть их позволяет технология SCR с AdBlue, пришедшая на автомобили с тепловых электростанций и судовых двигателей. Правда, возможно и сочетание EGR с SCR. Теперь наметилась другая забота – применять или нет сажевые фильтры. (Отметим, что при нормах EEV их приходится использовать почти всем производителям.) На магистральных грузовиках наиболее экономичны гипоидный одноступенчатый редуктор и коробка с высшей прямой передачей. Автоматика так виртуозно переключает передачи, что не всякий профессионал способен с ней соревноваться. Подсчитали, что коробка-робот на тягаче при годовом пробеге 150 тыс. км экономит 2250 лтоплива и сокращает выброс CO2 почти на 6 т. Такие автоматы уже устанавливают в базовом оснащении на большинство тягачей, а заказывать приходится обычную механическую коробку. Легковые и коммерческие автомобили одной марки роднит только двигатель, частично трансмиссия и подвеска, кузова же оригинальные, каждый со своим дизайном. Новые «каблуки» при грузоподъемности 745– 850 кг неуклонно набирают в росте, уже близка высота 2,1 м при ширине 1,85 м. Тенденция – снижение кубатуры двигателей при сохранении мощности. На «Кангу Рапид» стоит дизелек «Рено» dCi объемом 1500 см³ с топливной системой Common Rail, четырьмя клапанами на цилиндр, тур Можно снисходительно похлопать «китайца» по кабине, если твоя страна делает «мерседесы». А если КамАЗы и «Газели»? Тяжелые грузовики из Поднебесной стояли на скромном стенде CAMC. Оказывается, теперь, кроме лицензионных двигателей Cummins и Steyr, на них устанавливают дизели Hino, IVECO Cursor или Mitsubishi мощностью от 290 до 420 л.с. Возможна установка японских коробок передач и 16-ступенчатых ZF, более привычных европейцам. Если бы не высокие европейские таможенные пошлины, такие самосвалы уже работали бы на здешних стройках. Фургончик «Опель-Виваро» – в чистом виде электромобиль. Въезд в центр многих европейских городов платный, а с электротяги денег не берут.бонаддувом и интеркулером; у него четыре настройки – на 68, 75, 90 и 110 л.с. Благодаря компактному мотору более крупные автомобили можно делать в двух исполнениях: версию с большей грузоподъемностью – с продольным расположением двигателя и задними ведущими колесами, а легкую – с поперечным расположением силового агрегата и передним приводом. Если раньше так было только на «Форде-Транзит Коннект», то теперь и на «Опеле-Мовано» (Opel Movano) и «Рено-Мастер» (Renault Master). На заднеприводных версиях дизель объемом 3,0 л и мощностью 125 или 146 л.с., у переднеприводных ту же мощность снимают с нового 2,3-литрового двигателя.216 За рулем 12/2010 Перевозчиков и производителей коммерческих автомобилей бес‑ покоит не только расход солярки, но и выбросы CO2. Мотивируют просто: меньше выброс – меньше налог. В Евросоюзе вступает в дей‑ ствие законодательство с еще более жесткими нормами содержания оксидов азота. Обеспечить соответствие им только за счет совершен‑ ствования процесса сгорания у дизеля уже невозможно. Поэтому почти все производители представили свои гибриды. Если на IAA‑2006 дизель‑электрические грузовики были экзотикой, то нынче это вполне работоспособные автомобили. На IAA‑2010 появилась новая номинация: Pickup Of The Year (раньше подобный конкурс проводили только за океаном). Победу одержал «Фольксваген‑Амарок». Рабочая лошадка везет 1,26 т, при этом может быть с двойной кабиной и обтянутыми кожей сиденьями. У автомобиля дизель объемом 2,0 л (122 или 163 л.с.), полный привод с блокировкой дифференциала задней оси, понижающий ряд в раздатке, ESP в базо‑ вой комплектации. Конечно, на IAA «Фольксваген‑Амарок» оказался не единственным пикапом, у различных производителей их было около десятка. К примеру, на стенде «Форда» красовался «Рейнджер», а легко‑ вое подразделение «Рено» показало немного забавный в таком испол‑ нении «Логан». Однако, по мнению жюри, отрыв этого полярного волка от других пикапов был настолько разительным, что на церемонии награждения ближайших конкурентов даже не назвали.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | АВТОСАЛОН В ГАННОВЕРЕ Благодаря переднему приводу к «Ситроену-Джампер» можно пристроить еще пару «ленивых» мостов. В Европе множество малых фирм строят небольшие автобусы. Этот – на шасси «Фольксвагена-Транспортер». Особенность – кузов из нержавейки.На «каблуки» и легкие фургоны теперь устанавливают электронные системы, лет пять-шесть назад встречавшиеся только на флагманских магистральных грузовиках и туристических автобусах. К примеру, новый «Фольксваген-Кэдди» можно купить с системой курсовой стабилизации ESP и функцией помощи при троганье на подъеме Hill Start Assist. И это в дополнение к шести различным бензиновым и дизельным двигателям мощностью от 75 до 140 л.с., новой 7-ступенчатой роботизированной коробке DSG и полному приводу.КАТЕГОРИЯ DАвтобус уже давно избавился от сходства с фургоном и стал бесспорным украшением городских улиц. Почти половина лицевых панелей – стеклянные. В почете оцинкованная сталь, ступеньки и колесные арки из практически вечной нержавейки. А еще алюминий, из которого все чаще делают каркасы сидений, и пластик – он идет на емкие багажные полки, элегантные панели приборов, внутреннюю отделку. Светотехнику переводят на светодиоды, попутно увеличивая площадь фонарей и блок-фар.В современном автобусе электроника управляет двигателем, трансмиссией, подвеской, тормозами. Пассажир даже не догадывается, сколько умных систем на страже его безопасности. В пятизвездочных салонах флагманских автобусов может быть немного кресел, зато они широченные; пол выложен дубовым паркетом, обязательно есть кухня, туалет и гардероб. Такой салон вмещает 25– 30 пассажиров вместо обычных сорока пяти. Тенденции автобусостроения: экономичность, безопасность, В профиль «Неоплан» не спутать ни с каким другим автобусом. Эта марка премиум-класса отмечает 75-летний юбилей. У «Скайлайнера» две модификации – длиной 12,44 и 13,79 м; двигатель – Евро V, 400 л.с., 12-ступенчатая роботизированная коробка. Те производители, что участвуют в трак-рейсинге, обязательно выставляют боевые автомобили. Двигатели объемом 10–12 л (мощность под 1000 «лошадей») установлены за кабиной, в пределах базы.218 За рулем 12/2010 MAN TGX 10×4 с дизелем V8 мощностью 680 л.с. способен буксировать автопоезд полной массой до 250 т. Нагрузка на седло – 35 т!комфорт и, конечно, соответствие самым жестким нормам токсичности. Автобусный конкурс междугородных и туристических автобусов проходит в бельгийском городе Кортрейк, а в Ганновере выбирают лучший из городских. В этом году приз получил голландско-бельгийский холдинг VDL за семейство низкопольных автобусов Citea. В официальных экспозициях IAA американских грузовиков нет. Тем не менее им нашлось место, ведь у этих произведений заокеанского искусства есть поклонники и в Европе.На правах рекламы