РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВРасправить каниструЗа интересный ответ на задачу № 33 «Капризный Вася» (ЗР, 2010, № 9) Вячеслав Ваньков из подмосковного Королева получает от НПТК «Супротек» комплект препаратов для обработки двигателя и трансмиссии.Н! З И Р Пну довольно сложно, а давить она будет не на всю площадь стенок. Другое предложение – «вырезать кусок с вентилем под размер внутреннего диаметра пробки, а в ее донышке пробуравить ножом отверстие под вентиль». Вот только годится это лишь для пластмассовой пробки, металлическую так не продырявишь. Но можно, говорят, наложить кусок побольше, с нахлестом, на горловину, завернуть края – и туго обмотать бечевкой, проволокой, леской. Мы в пластмассовой пробке делали небольшое отверстие – заформовывали нагретый на примусе конический наконечник шинного насоса. Даже ручной с задачей справлялся. Оставалось лишь в завершение заплавить отверстие. Наш победитель, водивший КамАЗ, рассказал «Наливал в канистру воду, брал шланг подкачки колес с плотно намотанной на его наконечник тряпкой в форме конуса и надежно закреплял эту затычку в горловине канистры. Пропитанная водой тряпка уменьшала потерю воздуха, подаваемого в канистру». Этот совет хорош своей универсальностью: не важно, какой формы горловина, какова пробка и т. д. Мокрая тряпка все решит, а с давлением до полуторадвух атмосфер мужская рука справится. Не станут же дамы заниматься такой чепухой! Всем участникам конкурса спасибо. Вячеслава Ванькова поздравляем с победой!апомним содержание задачи. Владелец джипа случайно наехал колесом на собственную канистру – к счастью, пустую. Она не лопнула, но стала, скажем так, значительно компактней. Все же сплющенную канистру удалось вернуть к жизни, и она, пусть со следами травмы, свои 20 литров возила еще долго. А нас интересовало мнение читателей: как лучше это сделать? Порадовало, что желающих править канистру рычагами, палками и прочим специнструментом минимум. Другие советы, будучи формально правильными, были явно оторваны от жизни. Неужели, прибыв на отдых, кто-нибудь затеет возню с канистрой, на которую порой и целого дня не хватит? Например, предлагают залить ее водой – и заморозить. Если допустить, что дело происходит зимой или под рукой есть большой холодильник, то почему бы и нет?! Только на деле все не так просто. Вода при замерзании прибавляет в объеме лишь 11%, так что за один прием канистру не шибко раздует. И даже в сильную стужу быстро заморозить 10–15 литров воды в компактном объеме вряд ли удастся. Вынесите на мороз хотя бы литровую бутылку воды – и убедитесь в этом. А в канистре ее намного больше, причем проморозить надо непременно насквозь, иначе толку мало. Затем нагреть канистру, подождать, пока весь лед растает, и долить воды – сколько войдет. А войдет немного – из-за того, что деформация металла обязательно окажется частично упругой. Значит, при каждой заморозке реальный объем канистры будет увеличиваться не на 11%, а на меньшую величину. Зима долгая, и досуг будет заполнен, но нельзя ли как-нибудь поскорее? Немало ответов явно авантюрного толка. Предлагают «налить в канистру стакан бензина – и любым безопасным способом воспламенить эту бомбу». Некоторые даже вспомнили задачу № 30 – а ведь мы тогда по-яснили некоторые важные моменты. В условиях, когда паров топлива избыток, а воздуха мало, взрыв внутри канистры не грянет, разве что вспыхнет пламя на срезе горловины. Но зачем тогда поджигать? Огнепоклонники объясняют: «Если повезет и внутри окажется правильная смесь, то бабахнет громко». Не спорим, бабахнет еще как! И тогда черт с ней, с канистрой, главное – остался бы жив умелец. А теперь о контролируемых процессах. Наиболее популярная идея – залить в канистру немного воды, плотно закрыть пробку и нагревать. Заполнять под пробку не надо – ведь тепловое расширение воды не столь уж велико, около 3,5%, ориентироваться на него не стоит. Другое дело – давление пара в закрытом сосуде. Оно тем больше, чем выше температура. Например, в кастрюлях-скороварках при температуре около 120 ºC избыточное давление достигает примерно 1 атм. Чтобы раздуть канистру с ее тонкими стенками большой площади, этого давления, как правило, хватает. Нагревая канистру, важно наблюдать за ней и убрать из огня раньше, чем она раздуется, как шар, или, хуже того, взорвется. Особое внимание – пластмассовой пробке: от перегрева она может «поплыть». Многие считают, что безопаснее раздуть канистру воздухом. Например, «засунув внутрь камеру от колеса и накачав». Увы, многие забыли, что просунуть камеру в горловиЗадача № 36РАЗГОН «Представь, что я ставлю на машину колеса большего размера, но меняю главную пару так, что отношение числа оборотов двигателя к скорости остается прежним, то есть максималка сохраняется. Обычно с увеличением размера колеса оно становится тяжелей, но будем считать, что массы нового колеса и «родного» одинаковые. Потери на качение шин тоже примем равными. Аэродинамика не в счет. Все понял? Тогда скажи, на каких колесах – «родных» или бóльших – машина будет разгоняться быстрей? Или ничего не изменится?» А что думают по этому поводу знатоки? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 января 2011 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи. Победителя представим в мартовском номере 2011 года.194 За рулем 12/2010