КОМПОНЕНТЫПРОВЕРЕНО ЗР ПУСКОЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВАРеаниматорыОживить неработающее авто можно от аккумулятора соседа по гаражу, но лучше воспользоваться пускозарядным устройством. Какое из них эффективнее, выясняли Алексей Воробьев‑Обухов и Михаил Колодочкин.ПХАРАКТЕРИСТИКИ ПУСКОЗАРЯДНЫХ УСТРОЙСТВ Модель Т-1013 Р Artik 100 IMPERIAL 150 START СОНАР УЗП 209 UNIFORCE PSB900A-C-LL SPEED START 1812 Питание, В 220 220 220 220/автономное автономное автономное Масса, кг 5,6 4,2 6,5 2,0 8,6 16,5 Емкость встроенной батареи, А·ч – – – 7 17 38 Заявленный ток, А 50 100 (пиковый); 60 (пусковой) 80 105 (от сети); 90 (автономно) 900 (пиковый); 400 (пусковой) 1500 (пиковый); 600 (пусковой) Реальный ток при напряжении 6 В, А 66,7 (при 7 В) 40,6 68,0 60,0 (от сети); 49,6 (автономно) 178 396ускозарядные устройства бы‑ вают двух классов: одни мо‑ гут работать только в услови‑ ях стационара – в гараже, где есть розетка. Вторые же пригодны для использования в «полевом госпита‑ ле», поскольку содержат встроенный источник энергии – аккумуляторную батарею. Именно последние обещают невероятно большие пиковые токи, аж до 1500 А! К подобным обещаниям нужно относиться с чувством юмора: почуять такие токи в реальности смо‑ жет разве что осциллограф, посколь‑ ку их длительность исчисляется мил‑ лисекундами. Стартер при этом даже не пискнет. Чтобы оценить реальные воз‑ можности автомобильных реани‑ маторов, мы провели испытания на автомобиле УАЗ‑469 с батареей 6 СТ‑60 А, разряженной на 60%. Та‑ кая на морозе не заведет, разве что сильно повезет и хватит пол‑оборота. Как и требуют инструкции к пускоза‑ рядным устройствам, каждое перед попыткой пустить мотор на 10 ми‑ нут подключали к батарее автомоби‑ ля: пусть подзарядится! Затем, уже в режиме пуска, измеряли ток, отда‑ ваемый устройством при падении на‑ пряжения в бортсети до 6 В (дальше – бесполезно: двигатель не пустится). Длительность попыток пуска состав‑ ляла 5 секунд, интервал между по‑ пытками – 3 минуты. К сожалению, правду в ин‑ струкции написали только создате‑ ли Т‑1013 Р от «Автоэлектрики»: за‑ явленные 50 А прибор даже пере‑ крыл. Надо признать, это не удивля‑ ет: достижение не выдающееся. К то‑Пускозарядное устройство IMPERIAL 150Пускозарядно-диагностический прибор Т-1013 РПускозарядное устройство Artik 100Заявленный производитель ��������������������������������������� ���������������������������������������������ЗАО «Автоэлектрика», Россия Ориентировочная цена����������������������������������6200 руб� Самый универсальный и самый честный прибор в нашей выборке� Кроме пускового режима, может заряжать любые батареи разными способами, а также диагностировать стартеры и генераторы автомобилей� Конечно, 66,7 А не слишком большая помощь севшей батарее� А если она просела до 6 В, защита и вовсе отключает ток�Заявленный производитель ��������������������������������������� �����������������������������������������������������������������������HELVI, Италия Ориентировочная цена����������������������������������3650 руб� Простое в использовании и относительно недорогое устройство позволяет заряжать батареи в двух токовых режимах с контролем процесса по стрелочному индикатору тока� Как реаниматор, однако, почти бесполезен – ток 40,6 А вряд ли чем поможет в пуске двигателя�Заявленный производитель ��������������������������������������� ��������������������������������������������������������������������TELWIN, Италия Ориентировочная цена����������������������������������5300 руб� Судя по приложенной принципиальной схеме, самый простой и, стало быть, надежный прибор� В комплекте два запасных нестандартных предохранителя на 30 А� Зарядка батарей возможна в двух режимах, с контролем по прибору� Несмотря на размеры и массу, пусковой ток (68 А) весьма скромный�164 За рулем 12/2010 Устройство зарядно-пусковое СОНАР УЗП 209НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИСетевые пускозарядные устройства обычно не обеспечивают достаточный для работы стартера ток (особенно зимой), поэтому прежде, чем браться за ключ зажигания, обязательно дайте подзарядиться севшей батарее хотя бы минут десять� При токе, который изготовители называют пусковым, за это время в нее перетечет достаточно энергии – это поможет при пуске� Однако на сильном морозе свинцовый аккумулятор, как известно, заряд почти не принимает, в этом случае предпочтительнее устройства со встроенной батареей� Чем больше ее емкость, тем, разумеется, лучше� Пусть даже прибор окажется больше и тяжелее� Где позитив, там и негатив… Помните, что встроенную батарею нужно поддерживать в постоянной боевой готовности: если она не подзаряжалась долгие месяцы, толку от нее не будет! Кстати, подзаряжать встроенный аккумулятор можно не только дома, через адаптер, но и прямо в автомобиле – из гнезда прикуривателя или розетки 12 В: в комплект обычно входит специальный кабель� Иными словами, запустились – положите устройство в салон и подзарядите, покуда будете пробираться сквозь пробки� Иначе на повторную помощь не рассчитывайте� Еще одно правило, обычно упоминаемое в инструкции, касается подключения пусковых проводов� «Минус» рекомендуют подавать не на клемму штатной батареи, а непосредственно на «массу» двигателя� Это позволит уменьшить электрическое сопротивление на пути к стартеру и, кроме того, исключить искру на клемме батареи, которая теоретически, в случае очень сильного невезения, может привести к взрыву водорода� Должны предупредить: если сетевое пускозарядное устройство реально сможет отдать ток в пару сотен ампер и уверенно раскрутить стартер, то за это оно возьмет из розетки около 4 кВт� Не всякая гаражная сеть такое выдержит�Заявленный производитель ��������������������������������������� �������������������������������������������������ООО «ПКФ «СОНАР», Россия Ориентировочная цена����������������������������������2200 руб� Самый недорогой и легкий прибор обладает встроенным интеллектом и заряжает батареи в автоматическом режиме, может постоянно поддерживать их в полностью заряженном состоянии при хранении� Во время пуска выдает 49,6 А от встроенного аккумулятора либо 60 А при работе от сети� Маловато�Энергетическая станция UNIFORCE PSB900A-C-LLЗаявленный производитель ��������������������������������������� ��������������������������� Китай по заказу ООО «НПКФ «Ливи-Кар» Ориентировочная цена����������������������������������5350 руб� Самый универсальный и красивый прибор позволяет не только заряжать батареи (как 6-, так и 12-вольтовые), но и подкачивать шины, освещать операционное поле, быть источником напряжения 12 В (с гнездом прикуривателя), выполнять функции знака аварийной остановки (пока не украдут)� В режиме пуска встроенная батарея выдает 178 А, но никак не обещанные 400 А� Хотя и это подспорье�Пусковое устройство SPEED START 1812Заявленный производитель ��������������������������������������� ��������������������������������������������������������������������TELWIN, Италия Ориентировочная цена����������������������������������6750 руб� Неудивительно, что этот реаниматор самый тяжелый: по сути, он представляет собой герметичный свинцовый аккумулятор емкостью аж 38 А·ч� Такие нынче ставят в качестве штатных на многие автомобили компакт-класса� Но для пусковспоможения батарею снабдили стартерными проводами с зажимами «крокодил», поместили в пластиковый корпус с ручкой, фонариком и – на всякий случай – гнездом прикуривателя� Через него, кстати, можно после пуска подзарядить батарею прибора от бортсети автомобиля� Ток 396 А очень даже солидный – тем более ни к чему обещать заоблачные цифры�му же при 6 В устройство вовсе отказалось работать. Остальные производители были не столь честны. Впрочем, любая помощь стартеру со стороны может стать решающей для успешного пуска. Но, конечно, чем больше реальных амперов отдает то или иное пускозарядное устройство, тем выше шансы реанимировать авто. Результаты испытаний большого энтузиазма не вызвали: пусковые таланты всех изделий оказались довольно скромными. Поэтому наш выбор очевиден. Место в багажнике мы выделили бы разве что для итальянского SPEED START 1812. Все-таки лишние 38 А·ч на дороге не валяются.На правах рекламы