256
257
БЕЗ ГРАНИЦЭКСПЕРИМЕНТ СОГРЕТЬСЯ В ЗАГЛОХШЕМ АВТОСогрейте наши души!Зимняя степь, стужа, метель – и вдруг мотор застучал! Вызвать помощь – полдела. Как не замерзнуть, ожидая ее? Проверяя расхожие рецепты выживания, стучал зубами Владимир Арбузов.Стоит зимой отказать отопителю, и уютный салон очень быстро превращается в  стылую железяку. Пока жив мотор, мороз не страшен – до жилья худо-бедно доберешься. Стократ хуже, если движок отказал. Когда еще подоспеет помощь, а  на  трескучем морозе порой и двух часов хватит, чтобы дать дуба! Конечно, пережидать холода лучше в хорошо натопленной избе либо в теплой шубе, но вокруг степь – ни дров, ни шубы, ни избы… Первым делом нужно по возможности утеплиться самому. Если подходящей одежды и  обуви в  машине не  припасено, вспомним опыт пу тешественников-мотоциклистов. Под брюки, рубашку, куртку засунем газеты, из  них  же сделаем многослойные стельки в  ботинки  – куковать станет чуть веселей. Кстати, еще один проверенный жизнью рецепт: два индейца под одним одеялом не  замерзают! А  любители зимней рыбалки говорили, что одной горящей свечой можно обогреть палатку над лункой – сиди себе, как на печи, да дергай ершей. Так почему  бы не  обогреть свечкой и  машину? Прошлая зима выдалась на  редкость морозной  – было самое время поставить эксперимент c целью проверить эффективность рыбацких и других известных способов. Один из  «терпящих бедствие» «логанов» оклеили газетами, другой оставили как есть. Крепить бумагу к  холодным и  твердым поверхностям непросто  – от  дыхания они покрываются инеем, скотч не  липнет, но можно просто плюнуть и приморозить. На  боковых окнах бумагу защемили дверями, а  на  ветровом и  заднем приклеили малярным скотчем к тканевой обивке. В салонах термометры, на обоих минус 22 ºС. Время пошло! В утепленном газетами автомобиле горит свечка, «голый» мерзнет в  штатной комплектации. Минуло восемь часов, день близится к  закату, а  в  обоих собачий холод  – равно как и за бортом, разве что внутри ветра нет. Выходит, эффект от  свеч-ки чисто декоративный. Впрочем, другого мы и не ожидали. Теплотворная способность парафина, стеарина и  прочих свечных материалов около 10 000 ккал/кг. Иначе говоря, сгорающего за час куска свечки хватило бы, чтобы подогреть 10  л воды примерно на 1 ºС или вскипятить полстакана чаю. И то при условии, что все тепло идет в воду. В салоне же еще и интенсивный теплообмен с  окружающей средой, а  свеча  – обогреватель очень слабый, поэтому оставим рыбацкие рассказы рыбакам. Огонек свечи в замерзающей машине греет разве что душу, что, впрочем, не  менее важно. Зато газеты – прием хотя и не новый, но,  что подтвердилось, вполне действенный. Основа успеха здесь  – количество слоев. Чем больше, тем, разумеется, лучше. Продолжаем опыт. Захожу на  огонек в  салон обклеенного «Логана» и  уже через полчаса «насиживаю» минус  18, тогда как в  контрольном автомобиле все еще минус  22. Правы были индейцы: живое тело греет куда лучше, чем свечка. Если ткань палатки не  продувается, то  рыбак в  ней главный источник тепла, а  свечка  – очень второстепенный. Хотя, конечно, приятно смотреть на  уютный язычок пламени! Постепенно подогрев собою воздух салона до  минус  14 (в  контрольном все еще минус 22), ставлю еще четыре свечки  – за  спасение замерзающих и полноту эксперимента. Примерно через час потеплело до  минус  10  – уже кое-что! Только дышать стало совсем нечем: салон легковушки все  же не  храм Христа Спасителя; утепленный газетами, он практически не вентилируется, и  о  том, чтобы запалить еще больше свечей, не  может быть и речи! Тщательно проветрив (проморозив) салон, приглашаю троих добровольцев. Ребята крупные, пока усаживались и обустраивались, надышали минус  5. Но  только под потолком, а  ноги мерзнут. Да, не  сауна, конеч-256 За рулем 12/2010 но, но  терпимо. В  другой машине неизменные минус  22. Замечу, в  такой компании можно зажечь от  силы одну свечку – и без того дышать тяжело. Перебираемся в  другую машину: тут ощутимо холодней, и не только в первую минуту. Эффект инкубатора гораздо слабее  – через час насидели тепла только до минус 16. Обогрею-ка теперь салон чемнибудь более серьезным. Рисковые дальнобойщики в  «довебастовские» времена, бывало, согревались бензиновыми примусами или паяльными лампами. Эффективные источники тепла, только как  бы дотла не  согреться… Достал из  багажника газовую керамическую плитку и  баллончик «зимнего» газа. Газ горит чисто – ни  малейшего намека на  дым, никакого угара, а  кислород для горения восполняется через вентиляцию салона. Открытого пламени нет, риск пожара минимален. Ставлю ее на пол в  ногах правого пассажира. Вскоре в  салоне плюс  10 и  кружка горячего чая! Но если экстремальное чаепитие не для вас – лучше все же следить за  техническим состоянием машины. СОВЕТЫ   Газовая керамическая печка и ей подобные  в зимних поездках могут выручить. Одного баллончика хватит на 4–5 часов действенного обогрева, что позволит вполне комфортно дождаться помощи друзей!   Чтобы сберечь остатки тепла остывающего  двигателя, полезно чем-нибудь укрыть передок,  а по периметру присыпать снегом. Повезет, если  найдете полиэтиленовую пленку, рубероид, картон и т. п. Напомним, деталей интерьера и колес  легковушки хватит, чтобы сутки поддерживать  костерок (ЗР, 2009, № 3).   Утепление салона газетами, особенно в несколько слоев, довольно эффективно. Обычная  свеча компактна, всегда готова к работе, не промокает, горит непрерывно 8–10 часов, но для  обогрева салона малопригодна.  Такая печка, в отличие от свечи, греет  не только душу, но и салон. За рулем 12/2010 257