184
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ШЛАНГИ, ПАТРУБКИТекущий репертуарШлангам системы охлаждения порой тоже надо уделять внимание, убеждает Анатолий Вайсман.С  утечками охлаждающей жидкости чаще встречаются владельцы отечественных автомобилей, особенно неновых. У  изделий бывшего советского автопрома немало проблем – в частности, с  комплектующими. Впрочем, и  иномарки, состарившись, тоже могут преподносить сюрпризы. Чаще всего жидкость убегает в  местах соединений шлангов с различными патрубками. Поначалу течь незаметна, капли горячей жидкости испаряются почти бесследно. Холодный же тосол прекрасно просачивается в  любые щели, но его легко нащупать. Проведешь рукой – мокро. Потрешь между пальцами  – ощущается что-то вязкое. Наконец, можно и  лизнуть палец. Сладковато? Вряд ли это божья роса. Обязан напомнить: антифриз ядовит, пить его нельзя. Но  это  же не  цианистый калий, сплюнь – и будь здоров! Иногда производители окрашивают охлаждающие жидкости в  яркий цвет, тогда следы утечки найти легче. Некоторые жидкости флуоресцируют в свете ультрафиолетовой лампы. Чтобы быстрее найти место утечки, мы подаем в  систему охлаждения достаточно большое избыточное давление, до  1–1,5  бар. Следим по  манометру: больше 2  бар не  всякий радиатор выдержит! Оснастка простейшая. У меня есть пробки и радиаторов, и расширительных бачков для разных автомобилей, со встроенными вентилями от колес. Приспосабливали их по-разному. В  металлической пробке сверлили отверстие и  впаивали вентиль. В  пластмассовые проще ставить вентили от бескамерных шин. Жидкость нередко капает в  самых неудобных местах. Найти, где именно, не  всегда просто. Для  некоторых отечественных машин верно правило: под ноги водителю обычно натекает из  соединений шлангов с патрубками отопителя. А  к  пассажиру  – из  крана отопителя, если он имеется. Нет его – изучаем другие варианты. Разумеется, таких184 За рулем 12/2010вопросов больше при ремонте какойнибудь старой иномарки, не  знакомой слесарям. Тогда садимся за книжки! Едва ли не главная причина утечек в том, что после долгой службы шланги дубеют, теряют эластичность. Это сильнее сказывается на  непрогретой машине, быстро едущей по неровной дороге. Шланги вибрируют на патрубках, твердая резина колебаний не  компенсирует, вот тосол, к тому же под давлением, и льется! Сильней напрягаются толстые шланги, соединяющие силовой агрегат с радиатором системы охлаждения. Радиатор закреплен на кузове, а двигатель «дышит» на  своих подушках-опорах. Чем хуже дорога и состояние опор, чем больше взаимные перемещения, тем больше нагружены шланги и патрубки. Случается, патрубок из радиатора просто вырывает. Если шланги от  старости заметно распухли, растрескались или стали твердыми, их безжалостно меняем  – весь комплект, чтобы потом к  этомуМорщинистое лицо старости с глубокими следами работы потрепанного шланга в паре с винтовым хомутом.Хомут пружинный, жесткий. Достоинства – постоянная нагрузка на резину шланга, большая площадь контакта, гладкая поверхность.не  возвращаться. Конечно, важно избежать подделки. Скажем, город Балаково славен не  только большим заводом, производящим эти самые шланги, но и артельными заводиками. Продукция последних порой даже красивее оригинала, но  где гарантия, что вскоре не подведет? Еще одна проблема. При  затяжрези ке хомута трение между ним и  резиной распределяется неравномерно: воз возле замка резина сморщивается в  складку, а рядом растянута – ее легче прорезать. Чтобы этого не происходило, некоторые смазывают ее маслом. Но резина немаслостойка  – размякнет, и  тогда хомут, особенно ленточный, легко ее прорежет. Безопаснее натирать ее графитом или мылом. В  продаже немало силиконовых препаратов. Например, в поролоновых щетках для обуви. Пользуйтесь! Хомут  – предмет вроде  бы нехитрый. Но не зря же от ленточных ушли! Неудобные в  работе (надежно не  затянешь), они замечательно резали шланги. Им на смену пришли червячные хомуты, поначалу без отбортовок. Их острые кромки резали ничуть не  хуже – благо затянуть стало нетрудно. Как ни странно, такие продают по сей день. Позднее пошли хомуты с  отбортовками. Эти получше, но  могут мять резину выступающими местами червячного узла. Лучшие хомуты – жесткие, пружинные. Удобны при установке: сжал пассатижами, надел, отпустил  – хомут надежно охватил резину да так и будет держать, подтягивать не придется. Площадь контакта большая, поверхность гладкая, шланг не страдает. Увы, в продаже такие редки, но  если сумеете купить – ставьте смело! Не забудем только, что внутренний диаметр жесткого хомута должен быть правильно подобран к шлангу, надетому на патрубок. Итак, если к  долго служившим шлангам и  хомутам уже нет доверия, не  стоит их штопать, заклеивать, обматывать изоляцией, переворачивать и  т. д. Если  уж шланг умер, да здравствует новый!