206
207
ТО или не ТО?ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДОБЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР В РАЗНЫХ СТРАНАХТехосмотр – один из каналов приработка для ГИБДД или реальная профилактика аварийности на дорогах? А что, если обойтись вовсе без него? Мировой опыт изучал Сергей Баландюк.Положительный пример можно найти в  США, самой моторизованной стране мира. В  13  штатах из  полусотни инспекторы вовсе не  осматривают машины. Ни к чему тратить народные деньги на  пустое, ведь, по  статистике, в США количество аварий из-за плохого технического состояния авто не  превышает 0,7% их общего числа. Автомобили, раскатывающие по  хайвеям необъятной страны, в  абсолютном большинстве исправны. Поэтому недавно техосмотр отменили Кентукки и Миннесота, а с 1 августа 2010 года и  Нью-Джерси. Администрация штата Делавэр занимает промежуточную позицию, предписав ТО автомобилям старше четырех лет. В  Мэриленде техосмотр необходим лишь в  случае смены собственника или ввоза авто из  другого штата. В  прочих штатах изучают передовой опыт и осматривают машины каждые год-два. (Но,  как правило, в меньшем объеме, чем у нас, и  по  делу. И  занят этим не  служивый люд.) Основание  – федеральный акт 1990  года о  чистоте воздуха. Прошел осмотр – получи стикер на стекло или вози с собой чек оплаты ТО. Перечень проверяемых узлов и  систем сильно изменяется от  штата к  штату. Наиболее богатый (по  нашим меркам  – весьма короткий) список в  Вирджинии, Нью-Йорке и  Массачусетсе. Придирчиво осматривают колеса с  шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и  отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, КП, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и  даже заправочную горловину, проверяют точность показаний приборов. В  других штатах поезжай спокойно, если исправны ремни да целы подушки безопасности. На починку дают 20  дней. Без «талончика  ТО» можешь налететь на  крупный штраф. Однако в  США владелец сам кровно заинтересован, чтобы в  машине все было чин по  чину. Угодил в  аварию на  неисправном авто – век не расплатишься со страховой компанией. А если, не дай бог, ктото погибнет, влепят срок за  убийство по неосторожности. В Канаде техосмотр проходят ежегодно, на  исправление дефектов дается 10  рабочих дней. Проверяют автомобили на  официальных станциях технического осмотра. Общий подход во многом заимствован у англичан.НЕ ПОЧИНИЛ – В УТИЛЬ!В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерствотранспорта. Берут немало: 55–57  фунтов. Без  соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На  ремонт  – 10  рабочих дней. Повторное обращение на  министерский пункт – со скидкой или вовсе бесплатно (если доработки незначительны). Британский техрегламент, кстати, запрещает эксплуатацию машин с  «американским» световым пучком. У соседей через Ла-Манш, во  Франции, за  просроченный техосмотр оштрафуют на  90–135  евро и  лишат самого талона, без которого передвигаться по  дорогам запрещено под страхом тюрьмы. Это грозит владельцам автомобилей старше четырех лет. Они должны обновлять стикер на  ветровом стекле раз в  два года, а  если машине больше десяти лет  – ежегодно. Кстати, такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. Количество авторизованных центров ограничено, поэтому записываются на  осмотр за  неделю-две. Сама процедура осмотра по  133  позициям занимает не  более получаса и  стоит 75 евро. На исправление огрехов отпускается два месяца. Не  уложились в  столь либеральный срок  – попрощайтесь с автомобилем: он отправится на принудительную утилизацию. В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и  официальные дилеры. За  40–45  евро они заберут машину, проведут техосмотр и  вернут ее владельцу со всеми оформленными документами. Существует даже опция контроля в ночное время: про-  Во Франции  в сертифицированном гараже  машину обслужат и выдадут  талон ТО.  В борьбе  за клиента  дилеры предлагают скидки  на ТО.206 За рулем 12/2010   Две наклейки подтверждают соответствие автомобиля техническим и экологическим нормам (США, Пенсильвания).   Гирлянда из стикеров технического  осмотра на ветровом стекле. Главное – чтобы не мешали обзору.  Так выглядит талон техосмотра пояпонски. Без него эксплуатация запрещена.   В большинстве развитых стран мира техинспекцией, помимо постов ГТО, занимаются  официальные дилеры и авторизованные  гаражи.  Кругляш на немецких номерах. Следующий  осмотр нужно пройти в период, отмеченный  черными полосками.   За талон 30-летней давности придется выложить 15 долларов… коллекционерам.Машины больны непоправимо… Они компрометируют на наших дорогах славное автомобильное имя. Мы ездим на автомобилях, которые в Америке называются «негритянскими». Нечего радоваться крепости автомобильного барахла (журнал «За рулем», 1928, № 1).шедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.ТАЛОН ИЛИ ХАРАКИРИ?В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О  возрасте австрийского авто можно судить по  гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на  заднем номере, экологическим – на переднем, к концу года их объединят в  общую систему. Пройти осмотр можно не раньше чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца. Первые три года от  даты выпуска освобождают от  осмотра в  Нидерлан-дах и  Швеции, машины старше 30  лет проходят ТО раз в два года. В Финляндии техосмотр проводят более 90 лет. С 1968 года эти функции возложены на Государственное дорожное агентство, которое с  нынешнего года ограничивается проверкой частных авторизованных компаний. Самый дорогой техосмотр – в Японии. О  нем можно не  думать первые три года после покупки машины, но затем раз в  два года придется раскошеливаться минимум на  300  долларов, а с учетом повторных обращений и налогов  – на  всю тысячу. Поэтому большинство предпочитает вовремя сдать машину на  утилизацию либо продать с условием вывоза, например, в Новую Зеландию или Россию. В  Поднебесной единой системы техосмотра не  существует. Каждая ки-тайская провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения. Так нужен техосмотр или нет? Анализ мировой практики не  дает однозначного ответа. Хотя тенденции обозначены. Больше всего автомобилей продают и  регистрируют в  США. В  части организации жизни автомобилистов эта страна  – бесспорный лидер. Поэтому, вероятно, техосмотр пойдет по  американской дорожке, то  есть в  сторону реки Лета. К  ней подталкивают и сами автомобили, становящиеся надежными, безопасными, а  еще и  интерактивными. Уже сейчас захворавшее авто не  тронется с  места, пока его не осмотрят специалисты. А в будущем о своем здоровье будет сообщать сразу в  технический центр. Зачем таким гаишники? Без них управятся.За рулем 12/2010 207