ТО или не ТО?ЗА МОРЕМ ЖИТЬЕ НЕ ХУДОБЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР В РАЗНЫХ СТРАНАХТехосмотр – один из каналов приработка для ГИБДД или реальная профилактика аварийности на дорогах? А что, если обойтись вовсе без него? Мировой опыт изучал Сергей Баландюк.Положительный пример можно найти в США, самой моторизованной стране мира. В 13 штатах из полусотни инспекторы вовсе не осматривают машины. Ни к чему тратить народные деньги на пустое, ведь, по статистике, в США количество аварий из-за плохого технического состояния авто не превышает 0,7% их общего числа. Автомобили, раскатывающие по хайвеям необъятной страны, в абсолютном большинстве исправны. Поэтому недавно техосмотр отменили Кентукки и Миннесота, а с 1 августа 2010 года и Нью-Джерси. Администрация штата Делавэр занимает промежуточную позицию, предписав ТО автомобилям старше четырех лет. В Мэриленде техосмотр необходим лишь в случае смены собственника или ввоза авто из другого штата. В прочих штатах изучают передовой опыт и осматривают машины каждые год-два. (Но, как правило, в меньшем объеме, чем у нас, и по делу. И занят этим не служивый люд.) Основание – федеральный акт 1990 года о чистоте воздуха. Прошел осмотр – получи стикер на стекло или вози с собой чек оплаты ТО. Перечень проверяемых узлов и систем сильно изменяется от штата к штату. Наиболее богатый (по нашим меркам – весьма короткий) список в Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе. Придирчиво осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, КП, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показаний приборов. В других штатах поезжай спокойно, если исправны ремни да целы подушки безопасности. На починку дают 20 дней. Без «талончика ТО» можешь налететь на крупный штраф. Однако в США владелец сам кровно заинтересован, чтобы в машине все было чин по чину. Угодил в аварию на неисправном авто – век не расплатишься со страховой компанией. А если, не дай бог, ктото погибнет, влепят срок за убийство по неосторожности. В Канаде техосмотр проходят ежегодно, на исправление дефектов дается 10 рабочих дней. Проверяют автомобили на официальных станциях технического осмотра. Общий подход во многом заимствован у англичан.НЕ ПОЧИНИЛ – В УТИЛЬ!В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерствотранспорта. Берут немало: 55–57 фунтов. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт – 10 рабочих дней. Повторное обращение на министерский пункт – со скидкой или вовсе бесплатно (если доработки незначительны). Британский техрегламент, кстати, запрещает эксплуатацию машин с «американским» световым пучком. У соседей через Ла-Манш, во Франции, за просроченный техосмотр оштрафуют на 90–135 евро и лишат самого талона, без которого передвигаться по дорогам запрещено под страхом тюрьмы. Это грозит владельцам автомобилей старше четырех лет. Они должны обновлять стикер на ветровом стекле раз в два года, а если машине больше десяти лет – ежегодно. Кстати, такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. Количество авторизованных центров ограничено, поэтому записываются на осмотр за неделю-две. Сама процедура осмотра по 133 позициям занимает не более получаса и стоит 75 евро. На исправление огрехов отпускается два месяца. Не уложились в столь либеральный срок – попрощайтесь с автомобилем: он отправится на принудительную утилизацию. В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40–45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут ее владельцу со всеми оформленными документами. Существует даже опция контроля в ночное время: про- Во Франции в сертифицированном гараже машину обслужат и выдадут талон ТО. В борьбе за клиента дилеры предлагают скидки на ТО.206 За рулем 12/2010 Две наклейки подтверждают соответствие автомобиля техническим и экологическим нормам (США, Пенсильвания). Гирлянда из стикеров технического осмотра на ветровом стекле. Главное – чтобы не мешали обзору. Так выглядит талон техосмотра пояпонски. Без него эксплуатация запрещена. В большинстве развитых стран мира техинспекцией, помимо постов ГТО, занимаются официальные дилеры и авторизованные гаражи. Кругляш на немецких номерах. Следующий осмотр нужно пройти в период, отмеченный черными полосками. За талон 30-летней давности придется выложить 15 долларов… коллекционерам.Машины больны непоправимо… Они компрометируют на наших дорогах славное автомобильное имя. Мы ездим на автомобилях, которые в Америке называются «негритянскими». Нечего радоваться крепости автомобильного барахла (журнал «За рулем», 1928, № 1).шедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.ТАЛОН ИЛИ ХАРАКИРИ?В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно судить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим – на переднем, к концу года их объединят в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца. Первые три года от даты выпуска освобождают от осмотра в Нидерлан-дах и Швеции, машины старше 30 лет проходят ТО раз в два года. В Финляндии техосмотр проводят более 90 лет. С 1968 года эти функции возложены на Государственное дорожное агентство, которое с нынешнего года ограничивается проверкой частных авторизованных компаний. Самый дорогой техосмотр – в Японии. О нем можно не думать первые три года после покупки машины, но затем раз в два года придется раскошеливаться минимум на 300 долларов, а с учетом повторных обращений и налогов – на всю тысячу. Поэтому большинство предпочитает вовремя сдать машину на утилизацию либо продать с условием вывоза, например, в Новую Зеландию или Россию. В Поднебесной единой системы техосмотра не существует. Каждая ки-тайская провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения. Так нужен техосмотр или нет? Анализ мировой практики не дает однозначного ответа. Хотя тенденции обозначены. Больше всего автомобилей продают и регистрируют в США. В части организации жизни автомобилистов эта страна – бесспорный лидер. Поэтому, вероятно, техосмотр пойдет по американской дорожке, то есть в сторону реки Лета. К ней подталкивают и сами автомобили, становящиеся надежными, безопасными, а еще и интерактивными. Уже сейчас захворавшее авто не тронется с места, пока его не осмотрят специалисты. А в будущем о своем здоровье будет сообщать сразу в технический центр. Зачем таким гаишники? Без них управятся.За рулем 12/2010 207